Ряд статей, которые я подготовил для сайта guitarplayer.ru, как я надеюсь, послужат отправной точкой или поворотным пунктом для каждого музыканта, кто желает обрести способность к самовыражению через музыку и наполнить занятия чувством радости, а также взглянуть иначе на работу исполнительского аппарата – и избавиться через это от зажимов.
Современные гитаристы много внимания уделяют технике. Технические способности сегодняшних виртуозов изумительны – неоспоримо. Не менее упрям и тот факт, что их музыка, по большому счету, интересна лишь сравнительно узкому кругу гитарных фанатов. Можно объяснять это разными причинами, но факты не нуждаются в объяснении – они существуют независимо от того, как их интерпретируют.
Читая мои статьи, вы встретите (и неоднократно) слово Гештальт. Чуть ниже я объясню значение (и значимость) этого ключевого понятия в моем методе работы, но для начала расскажу немного о себе, и о том, как ко мне пришла идея этих статей.
Немного о себе
Меня зовут Руслан Идрисов, я музыкант-любитель и преподаватель. Мне 29 лет, из них около 15 лет я играю на гитаре, и преподаю примерно с 2006 года.
В те годы, когда я начинал играть, у нас не было компакт-дисков, компьютеров, интернета – только юношеский задор, старые гитары и заслушанные до дыр аудиокассеты с записями любимых рокеров.
В 17 лет из своего крохотного городка я переехал в Уфу, и первое, что сделал – сколотил рок-группу. Мы не знали гамм, у нас не было видеошкол, ламповых усилителей – мы просто играли, что игралось, и радовались, как умели. Из института я ушел через полтора года, но продолжал выступать за факультет и спустя год, и два.
Годам к 20 я добрался до интернета, узнал, что есть правильная постановка рук, верный хват медиатора, правильные движения… В 23 года меня положили в больницу с предварительным диагнозом: «ревматоидный полиартрит суставов кистей рук». Знания не всегда полезны. Руки были воспалены так, что даже рукопожатия заставляли вскрикивать от боли. Думаю, не стоит описывать, что я чувствовал в те дни. Но… стоило лечь в больницу, как воспаление быстро сошло на нет, и я был «выписан со значительным улучшением».
Думаю, именно на тот период приходится переломный момент, когда мое юношеское увлечение научной психологией, психиатрией и психоанализом стало чем-то большим.
Через год я вернулся в Уфу, и спустя какое-то время обратился к гештальт-терапии. Все это время я искал способы исцеления своих рук, разрабатывал упражнения, которые должны были помочь мне избавиться от множественных зажимов, обрести способность радоваться музыке и регулярно преподавал. Открытия, которые я совершил в этот период, и знания, которые приобрел за эти годы, набрали критическую массу несколько месяцев назад, и соединились в нечто большее, чем просто арифметическую сумму частей.
Индивидуальная и групповая работа в гештальте, а также мой интерес к психоанализу и телесно-ориентированным школам психотерапии в целом в сочетании с активной преподавательской деятельностью позволили мне прийти к определенным выводам, которыми я и хочу поделиться с вами – так подсказывает сердце.
Первая из серии статей – вводная, призванная дать общее представление о моей работе, и о том, как можно применять мои методы самостоятельно. В ней я описываю некоторые теоретические предпосылки возможности применения гештальт-подхода в жизни гитариста.
В последующих статьях я буду систематизировано раскрывать такие вопросы, как: формирование зажимов и избавление от них, проблемы выразительности игры и сосредоточения в ежедневных занятиях, получения удовольствия от занятий и творчества.
Меня подтолкнуло к написанию статей осознание факта, что в сети Интернет практически отсутствует информация, посвященная психологии гитариста, и самое большее, что можно найти - это ряд общих высказываний наподобие "расслабься и все получится", "нужно любить музыку, и тогда будешь получать удовольствие от занятий", "чтобы работа над техникой принесла результат, нужно сосредоточиться". Прибавьте к этому замшелые представления педагогов, позволяющих себе высказывания в духе "ну, это уже пошла психология, а наше дело - музыку играть, а коли не получается - стало быть, мало работал".
Так что знакомьтесь, пишите, обсуждайте - от вашей активности в этой и последующих темах зависит, появится ли на крупнейшем гитарном ресурсе России ветка, посвященная психологии гитариста, или же психотерапия останется, как и в Советском Союзе, чем-то вроде продажной девки, которую в приличные дома не пускают.