GarpiuM, те зажимы, которые появляются у учеников, появляются у них не в пальцах, которые делают что-то новое, неизвестное - внимательное наблюдение позволяет всегда выявить, что зажимы рук начинаются в животе, плечах, шее, челюсти, а если быть более точным - в голове. Т.е. скажем, есть какой-то пассаж. Начиная разучивать его, ученик всем телом подается вперед к гитаре, вытягивает шею к ней (это вообще у всех), напрягает живот, сжимает челюсти. И моя работа - высвободить эти напряжения тела, работая с телом. работа с головой создает терапевтические отношения, а у меня на такую работу пока права нет.
В самом деле, рискованно объяснять человеку, откуда берется вытянутая вперед шея - можно ведь ненароком и угадать, а потом думать, как обходиться с процессами, которые подобные интерпретации запускают.
... и добавил:Вот это особенно интересно!
Но сначала теория - чтобы упражнения были эффективнее.
... и добавил:Если быть более точным, говоря о формировании зажимов, то они могут быть более ярко выражены в одной части тела, и незаметны в другой (за подавление и проявление определенных эмоций отвечают в разной степени разные участки тела). Чтобы стало более понятно, насколько даже мельчайшее напряжение в одной мышце связано с остальными, можно сделать элементарное упражнение: положите руку на живот, и зажмурьте глаз, и попробуйте оставить мышцы живота без напряжения - если это и удастся, то далеко не с первой потытки. Или положите руку под бедра, и вытяните шею слегка вперед - и проверьте, остаются ли мышцы ног в покое.