Пришел подуть на угасший огонек этого популярного некогда трэда. Вроде все примирились, а тут я с ведром масла и спичками... Но есть серьезные причины. Просто мое мнение сегодня однозначно определилось.
Сразу прошу прощения у тех, кому будет неприятно это мнение. Оно не претендует на объективность и очень эмоционально. До этого я старался придерживаться хоть какой-то объективности в этом споре, хотя симпатии мои были на стороне Блэкмора с учетом его заслуг, классичности. Но я считал его скорее музейной реликвией, нежели конкурентноспособным гитаристом.
С другой стороны меня не особо привлекал стиль Морса. Опять-таки на вкус и цвет ...
Но сегдня я ходил на концерт Бл. Я вообще-то даже не хотел идти - не нравится мне этот акустический проект и все тут. Красиво, но мне скучно это слушать (извиняюсь перед теми, кому нравится - не проект плох, а, наверное, - я). А потом у меня неважное мнение о концертной деятельности Бл, если судить по разным видео. Какую-то фигню он там играет и, вроде, как чем-то раздражен и недоволен. (Я не беру ранние концертники, но потом он как-то деградировал). Но тут принесли шаровую аккредитацию (спасибо, Игорь) и не пойти было бы просто неприлично.
Ну вот, началось. Перед началом объявили, что устроители и сам Ричи просит зрителей не свистеть, а апплодировать, а во-вторых просит не требовать играть старые вещи. Я подумал: так и знал, совсем дядька Черномор обленился, играть разучился.
Ну, ладно, вышли они на фоне стены старинного замка, на сцене - кусты, цветы, деревья. Вроде как менестрели. "Чудовище и красавица".
Играют свои песни, к которым больше подошло бы пение на иврите. Ничего против не имею - просто говорю о стиле: ум-ца, ум-ца, простые мелодические обороты, скрипка, бубен, гармонический минор, мелизматика. Простые размеры, много на 3/4 или 6/8. Чистое женское пение. Все очень мило, я дремлю и думаю: зачем я сюда пришел? Как же, вот жешь Блэкмор-легенда (пытаюсь сосредоточиться на мелодических вставках акустической гитары, но не очень получается). Ладно, думаю, буду завтра кисло говорить - был на старике Блэкморе, д-а-а...
Потом, вдруг скрипач выдал современным электрическим звуком (мне сначала показалось - синтезатор) виртуозное классное соло. Это немного обнадежило. И, вот, наконец, Ричи берет свой фендер и пробегает пассажем по струнам на чистом звуке. Ого! Я начал просыпаться.
И тут он заиграл!... Неожиданно прямо со сцены через весь партер ко мне протянулась чья-то рука и мертвой хваткой схватила душу. Та, бедная, только беспомощно затрепыхалась, отдаваясь сладкой неге. Хотелось плакать и смеяться одновременно. Хотелось упасть на колени, хотелось орать. Но, казалось, зал просто онемел - все пьяные вопли стихли.
Такого звука и "подачи" я НИКОГДА не слышал. А ведь за этот год я побывал и DP, и на Эл Ди Меоле, на Стерне, на Нопфлере, а раньше на Метини, Малмстине, Вае и других.
И здесь я должен еще раз попросить прощения у поклонников Морса, и, в частности у вызывающей у меня большую симпатию своими разумными доводами real_wdaughter. Я сейчас еще под впечатлением и не могу писать корректно, поэтому - простите. Морс - в подметки не годится Блэкмору... Для меня это однозначно, хотя раньше я такого бы никогда не позволил себе сказать (спокойно, люди! - это МОЕ личное мнение, которое сформировалось только сегодня)
Какой жирный, яркий, выразительный, говорящий звук!!! Какая атака, сколько нюансов. Разница между живым звуком и тем, что многие привыкли считать по записям с ДП и Рейнбоу вершиной - различаются так же, как жизнь и фотография. Я потрясен. Невозможно было рационально воспринимать его игру - она захватывала. Техника не только не стала хуже, а, напротив, улучшилась.
Я представил эту супергруппу (ДП), когда у них было единство и вдохновение. Это что-то... Да что там говорить, сейчас я могу судить несколько иначе об этом концерте ДП в Москве, но воздержусь. Еще раз, простите, но даже неудобно сравнивать это острый, обжигающий , необузданный, спонтанный огонь Блэкмора с вялой, замыленной, этюдообразной, местами очень красивенькой игрой Морса.
Потом были опять песенки. Акустика Блэкмора стала восприниматься иначе, стало более понятно, что за этим стоит. Были еще два или три электрических соло - он великолепен! Я не слышал такого звука с Рэйнбоу - чистый, яркий, громкий, но приятный, масса оттенков, непрерывный напор, шквал нот, длинные извивющиеся ноты, декоративные шумы, скребки, стаккато, пассажи, мелизмы, даже арпеджио. И все это - не заученные соло как у Морса, а вдохновенные, неповторимые излияния. В общем чистое волшебство и магия. Мистика. Никогда бы не поверил рассказам других - хорошо, что я пошел. Кажется, я вспомнил, почему вообще гитару полюбил.
Прошу, не воспринимайте мое послание, как разжигание "национальной" розни, я сам шокирован. Вы вправе мне не верить, если не ходили. А если ходили и не понравилось, тогда не знаю, может меня "закоротило", но такое я редко испытывал. При чем этот "оргазм" длился всего в сумме минут, может, 7 за весь концерт. Остальное - скука, типа заграничный дорогой ресторан с цыганами. Правда, после электро Блэкмора, настроение, эмоции так изменились, что был готов приплясывать и хлопать под любую лабуду. Может Блэкмор сделал открытие? Пишите у кого какие впечатления, кто ходил на концерт. Остальных, кто не был, прошу - просто пожмите плечами, спорить не хочется. Можете иронизировать, но меня это в данном случае не колышет.
PS Только что вышел какой-то рок журнал (не помню как называется), посвященный ДП(на русском). У кого он есть , прошу процитировать мнение Малмстина о Морсе в ДП. Мне, кажется, он очень прав, заявляя, что Морс не подходит к ДП главным образом из-за того, что играет на хамбекерах, а не на синглах. В этом мудрость мастера. Все гениальное просто. Я чувствовал, что это один из недостатков, но не понимал, что главный. Думаю, те кто не въехал в фендеровый звук этого пока не поймут.