Идея разделять тетрахорды не 1-4 и 5-1, а 7-3 и 4-7 – оригинальна и интересна. Однако на практике у меня с этой идеей пока не сложилось. Мыслить лад как сумму тетрахордов 1-4 и 5-1 – тоже полезно и удобно. О чем я и писал.
Автор оригинала Old TСR
[B(Здесь у меня вопрос к Нуно - откуда 12 разновидностей? Какие еще 6?)
(c)Old TCR [/B]
Позволю себе небольшое отступление. Год назад, решив внимательнее изучить тему ладов, я написал небольшую работу, которую мы и обсуждали с Old TCR в «частной переписке».
Суть была в следующем. Рассматривались 7-ступенные лады, относящиеся к условной или строгой диатонике: натуральный минор (родственный натуральному мажору), мелодический минор, гармонический минор, гармонический мажор, дважды гармонический минор, венгерский цыганский минор и арабская гамма. На основе каждой из этих гамм можно построить еще по 6 «дочерних» ладов. Некоторые из них используются чаще и имеют собственные названия, другие существуют в большей степени в теории.
Всего таким образом получается 49 ладов. Если ступени лада расположить вертикально по терциям – мы получим сложный полиаккорд терцового строения. Практически все аккорды используемые в современной джазовой музыке можно привести к одному из 7 типов: большой мажорный септаккорд, малый мажорный доминантсептаккорд, малый минорный септаккорд, малый вводный септаккорд, альтерированный доминантсептаккорд, уменьшенный септаккорд и увеличенный мажорный септаккорд. Далее в зависимости от «качества» полиаккорда я разделил эти 49 ладов на 7 групп-типов септаккордов. Написал фразы, используя каждый лад.
В общем мне это было интересно и я такого нигде не встречал. Вкратце об этом рассказывать - смысла мало, если кого-то это заинтересовало могу выслать ту статью.
Потом после письма Old TCR о тетрахордах я решил применить эту идею к моим
49 ладам. Вот здесь и возникло 12 разновидностей тетрахордов.
6 ты уже назвал. Вот еще 6:
|-х-|-X-|-х-|---|-x-| - тетрахорд от 4-й ступени венгерского минора
или от 3-й ступени арабской гаммы
|-х-|---|-х-|-x-|-x-| - тетрахорд от 2-й ступени арабской гаммы
|-х-|-X-|-Х-|---|---|-x-| - тетрахорд от 4-й ступени дважды гармонического минора
|-х-|---|---|-х-|-x-|-x-| - тетрахорд от 3-й ступени венгерского минора
|-х-|-X-|---|---|-х-|-x-| - фригийский мажор, он же от 5-й ступени гармонического мажора, он же от 5-й ступени дважды гармонического минора.
|-х-|---|---|-X-|-x-|---|-x-| - от 7-й ступени гармонического мажора
Да, эти тетрахорды не так часто употребимы, но тем не менее, они существуют.
Следующий вопрос – как их лучше называть? Мне кажется не совсем удачным обзывать их в контексте идеи разделения тетрахордов на 7-3 и 4-7. Т.е то, что Old TCR называет минором (|-х-|---|-X-|---|-x-|-x-| ) – мне естественнее видится натуральным мажором, а то, что он называет фригийским (|-х-|---|-X-|-x-|---|-x-|) – я бы назвал минором.
В фирменных книжках полутон обозначают «h», а тон – «w». Для «внутреннего пользования» Old TCR предлагает обозначить увеличенную секунду – «a». Лично мне кажется более простым заменить эти обозначения на цифры: 1-полутон, 2-тон, 3-увеличенная секунда. Все тетрахорды будут обозначаться 3-значным числом. Так, к примеру те 6, о которых я здесь написал, будут выглядеть так: 112,211,113,311,131, 312. Названия говорят сами за себя. А лад целиком можно обозначить 6-значным числом.