Наверное в джемах вообще вкуснота одна!?
Ну... В этом плане особо хвастаться не чем, не являюсь я из тех выбранных типа Хендрикса, которые природу слышат не звуками, а нотами, которые "не правильную" ноту впишут так, что даже не почувствуешь, что она в тональность не помещается... Но кое какие теоретические знания позволяют это кое как да скомпенсировать
В общем в теорию ударится.
Теория теорией... Ну всё равно примерно знаешь, где какая нота, хотяб на 6-ой и 5-ой струнах, только иза аккордовых рядов, нет? Смотри, пишу табами, так как играю, верхняя 6-ая, нижняя 1-ая (ни как не пойму, как люд и пишут табы на оборот, типа "смотри, как удобно" - у меня голова начинает кружится). Нужно запомнить одну фигуру. Если бы
ЕСЛИ БЫ!!! у гитары были не 6, а 7 струн и между всеми парами струн были только кварты, то диатоническая последовательность (патерн, аппликатура - как хошь называй) по 3 ноты на струну выглядела бы так:
|-o-|---|-o-|---|-o-|
|-
O-|---|-o-|---|-o-|
|-o-|---|-o-|---|-o-|
|---|-o-|-
O-|---|-o-|
|---|-o-|-o-|---|-o-|
|---|-o-|---|-o-|-
O-|
|---|-o-|---|-o-|-o-|
Большими "
О" я обозначил тонику ёнийского мажоа. Но! Мы оба знаем, что между 2-ой и 3-ей струн не кварта, а терция, значит там "рисунок искривляется" на один лад, так? Значит конкретно ёнийский мажор выглядит так:
|-O-|---|-o-|---|-o-|
|-o-|---|-o-|---|-o-|
|---|-o-|-O-|---|-o-|
|---|-o-|-o-|---|-o-|
|---|---|-o-|---|-o-|-O-|
|---|---|-o-|---|-o-|-o-|
Красным я обозначил это перемещение.
Для наглядности этот рисунок можно прокрутить несколько раз:
|-o-|---|-o-|---|-o-|
|-O-|---|-o-|---|-o-|
|-o-|---|-o-|---|-o-|
----------------------------------|---|-o-|-O-|---|-o-|
|---|-o-|-o-|---|-o-|
-------------------------------|---|-o-|---|-o-|-O-|
|---|-o-|---|-o-|-o-|
----------------------------------|---|-o-|---|-o-|---|-o-|
|---|-O-|---|-o-|---|-o-|
------------------------------------------------------------------------------------|---|-o-|---|-o-|---|-o-|
|---|---|-o-|-O-|---|-o-|
-----------------------------------------------------------------------------------|---|---|-o-|-o-|---|-o-|
|---|---|-o-|---|-o-|-O-|
----------------------------------------------------------------------------------------|---|---|-o-|---|-o-|-o-|
|---|---|-o-|---|-o-|---|-o-|
--------------------------------------------------------------------------------
|---|---|-O-|---|-o-|---|-o-|
|---|---|-o-|---|-o-|---|-o-|
------------------------------------------|---|---|---|-o-|-O-|---|-o-|
|---|---|---|-o-|-o-|---|-o-|
-------------------------------------|---|---|---|-o-|---|-o-|-O-|
|---|---|---|-o-|---|-o-|-o-|
------------------------------------
And so on....
Это
БЕЗ УЧЁТА того, что между 2-ой и 3-ей струнами не кварта, а терция.
Пунктирами разных цветов я выделил разные лады:
Чёрные пунктиры - ёнийский мажор,
красные - дорийский минор;
жёлтые - фригийский минор;
зелёные - лидийский мажор;
оранжевый - миксолидийский мажор;
синий - аеольный минор;
коричневый - локрийский минор.
Вот что означает какой лад - в теорию, а тут по практике: все лады на том же рисунке, только на разных местах этого рисунка начинается и заканчивается, только нотки на первых двух струнах перемещаешь на лад вверх (ну или вправо, кому как яснее). Если это вбить в руки, сразу освобождаешься на грифе в разы, не важно где начал, знаешь, что делать дальше.