Эх, давно я ничего не сканерил... А здесь вроде по теме.
БЫСТРОТА
"Мои пальцы работают не так уж быстро... Но я больше полагаюсь на то, что у меня в душе, чем на скорость пальцев. Я понял уже давно, что одна нота, если это истинная нота, может звучать долго, и с ней не потягаются двадцать нот иного виртуоза."
Лес Пол (эпиграф)
Слишком многие исполнители, особенно молодые, одержимы быстрой игрой; они считают, что быстрота - показатель мастерства; чем быстрее пальцы, думают они, тем лучше исполнитель. Такое представление выдает незрелого музыканта.
Музыка - это не скАчки. Если в своем соло вы сыграете больше нот, чем другой исполнитель, то это еще не дает вам никакого преимущества. Быстрота является лишь одним из побочных продуктов техники и не может быть самоцелью. Вне музыкального контекста она просто ничего не значит. Гораздо важнее для музыканта темп, ритмика, чувство момента, живость. Будьте внимательны к этим динамическим свойствам музыки - и вы начнете понимать хёси, чувство естественного ритма.
Темп
Каждая песня исполняется с определенной скоростью, подобно тому как автомашины двигаются по дороге. Играешь слишком быстро - песня звучит надсадно, словно вы дали машине излишний газ. Играешь слишком медленно - мелодия вихляет, как колесо старой колымаги. Правильная скорость -это полностью контролируемые водителем повороты, исполняемые на крепкой, надежной машине. Познайте это ощущение в своей игре, и вы поймете, что такое темп.
Ритмика
Как вы играете в рамках установленного темпа - это и есть ритмика. Некоторые музыкальные фразы звучат как быстрые на фоне медленного темпа, но они же воспринимаются как медленные в контексте быстрого темпа. Будьте как бейсбольный игрок, который ведет игру в <рваном> темпе: после серии спокойных подач он вдруг делает быструю, и это сразу обостряет ситуацию. Умейте определить, где сыграть быстро, а где медленно; это и есть динамика ритма.
Чувство момента
Это чувство обеспечивает точную ПОДАЧУ (выделил я) звука в нужное мгновение. Анекдот или шутка теряют всю свою остроту, если произносятся слишком поздно или слишком рано. То же и с нотами в музыке. Различие между точно выбранным моментом и неудачным моментом здесь может быть тоньше детского волоса. Уловите это различие - и вы овладеете чувством момента.
Живость
Как бы там ни было, Дзэн-гитара всегда предпочитает живость быстроте. Живость - это быстрота
мысли, направленной на действие. Она требует контроля: живость несовместима с поспешностью. Как часто в разговоре мы, уже после некоторого обмена репликами, говорим: <Я хотел сказать, что...> В игре на гитаре происходит то же самое. Живость означает одновременность мысли и действия.
Если вы играете то, чего просит музыка, вам никогда не придется заботиться о быстроте. Об этом позаботится сама музыка.