pollpop, тут имхо все очень просто. Ты играешь на гитаре для того, чтобы производить какие-то звуки, с каким-то качеством и т.п. Поэтому расслабление нужно ровно в той степени, чтобы эти звуки производить. Слушателю в конечном итоге будет абсолютно наплевать, играл ты это на записи полностью размазанным или ты аж усирался от напряжения.
Но есть большое но. Рифф нормально не сыграешь без определенной степени расслабления, ПШ и легато не растет по скорости выше каких-то пределов, если есть зажимы и так далее. Поэтому в моем понимании задачи по звуку определяют то, как это должно играться. Не наоборот.
Есть упоротые граждане, кто сидит и полжизни тратит на что-нибудь типа максимально разомлеть при игре, считая, что как только это произойдет — сразу будет все круто по звуку и т.п. Только этого не происходит) Аналогично с постановками и подобным.
Все эти нюансы решают задачи производства звука и решаются тогда, когда этого требует конкретно ситуация. Поэтому если ко мне приходит абсолютно нулевой чувак, который позавчера гитару купил — мне кажется глупым сразу грузить его по постановкам, расслаблениям и прочему: он ноты не может на грифе зажать и медиатором по струне попасть, уж проследить за группировкой пальцев он точно чокнется) Поэтому на таком этапе все это решается в самом базовом формате типа «правую поставь примерно так, левую эдак». Когда уже двигается дальше, скажем, пулл-оффы не получаются, время немного дальше пройти в классику левой руки и освоить движение, так как иначе у него тупо не получается сыграть пулл-офф, то есть решить опять же задачи по звуку.
Есть версии о том, что типа если руки неправильно поставлены или есть зажимы, то вообще лучше не играть, не сможешь вообще ничего или даже себе руки заиграешь. На мой взгляд, это — манипуляция стереотипами и фобиями, чтобы что-то тебе впарить, например свои уроки. На деле же руки поставить — абсолютно тривиальная задача, любой из моих учеников уже ближе к концу программы легко может другому человеку поставить руки. Но это не делает его преподавателем)
А про заигранные руки — это вообще имхо выдумки в том смысле, что это крайне редкие случаи. За мою практику длиной в 10 лет и при моем потоке у меня было примерно 3 человека (!) с испорченными руками на уровне диагнозов. И все они — вследствие дебилов-педагогов. Надо очень постараться, чтобы угробить себе руки, и это делается не неправильными постановками.