Pavle, нет, я бы вообще все, что опирается в чистом виде на руки и прочие особенности организма, анатомии, обмена веществ и т.п. ставил бы на последнее место.
На первом — слух, потом умение анализировать, потом усидчивость, и вот только потом, сильно сзади — руки и подобное.
... и добавил:У меня полно учеников с «легкими» руками — это опять же особенность организма, соотношения мышечных волокон и даже наличие некоего гипертонуса из детства. Им нужны минимальные подвижки к тому, чтобы расслабиться и играть легко, быстро и так далее.
И точно также полно народу, у кого руки «тяжелые» — я и сам отношусь ровно к тем же людям. Безусловно, мы тоже можем расслабиться, но для нас это значительно сложнее и требует большего труда, работы в этом направлении. Есть даже люди, кто реально проходил определенное лечение, так как зажатость рук была обусловлена не игрой на гитаре или неправильными на ней действиями, а гипертонусом мышц, который идет из детства. Толковые неврологи такие вещи умеют анализировать (мне тоже, кстати, показывали, как это делать) и в принципе решать эту проблему.
У кого есть дети, наверняка знают, что в течение первых месяцев жизни ребенка его проверяют в том числе на гипертонус мышц и при необходимости назначают нужные процедуры: бассейн, массаж и так далее.
Так вот, полно людей с «легкими» руками, кто при этом играет весьма хреново, и полно «тяжелых», кто играет несравнимо круче. Понятно, что зажатые руки сильно опускают потолок возможностей и мы либо остаемся на этом потолке или рядом, либо конкретно занимаемся руками. Но во-первых этот потолок достаточно высокий (чисто статистически, если брать, к примеру, скорость — в районе 100-120 секстолями штрихом), что до него немногие даже думают добираться вообще, а во-вторых опять же никто не мешает поработать и расслабиться. Да, сложно, да, долго, но если надо — никаких проблем нет.
Как пример, когда я в очередной раз переставлял себе правую, то мой потолок был 90 теми же секстолями (скоростью бывает удобно измерять прогресс как количественной характеристикой исполнения). Причем 90 — это с трудом, реально. В течение какого-то времени я поднял до 148 без особых проблем, причем можно было бы и дальше, но я просто забил