Вставлю от себя свои пять копеек
приведу так сказать записки, советы на пути к импровизации. Что бы проще разобраться во всей этой музыкальной теории и свободно слышать: лады, тему, гармонию, да и наконец знать как звучит и где находится та или иная нота на грифе.
1) занятия с метрономом и без негомногие путают понятия выделенная доля и сильная доля, а также слабо понимают что же такое слабая доли и синкопа, прояснить ситуацию поможет этот топик Ритмика, синкопа или где моя слабая доля
итак идем дальше
Когда музыкант репетирует исключительно с метрономом и минусовками, он учится именно быть "ведомым", так как они под музыканта подстраиваться не будут. Тут как раз очень хорошо учится слушать "ведущего" и подчиняться его темпу и ритму. Для того чтобы оказавшись в роли "ведущего" не растеряться в поисках привычной "опоры" (метронома, минусовки или аккомпаниатора), необходимо развивать внутреннее чувство ритма, метроном должен быть у Вас в голове! Для этого нужно репетировать и без метронома, подчиняясь только своему внутреннему чувству ритма и учиться быть "ведущим" хотя бы для себя самого. Занятиям без метронома необходимо уделять столько же времени сколько и занятиям с метрономом.
Под метроном проще всего топать ногой, для начала необходимо усвоить наиболее часто встречающийся счёт восьмыми длительностями нот (1,и,2,и,3,и,4,и), в котором удар ноги по полу приходится на сильную долю (1,_,2,_,3,_,4,_), а отражение на слабую (_,и,_,и,_,и,_,и). В движении ноги нужна чёткость и точность, т.е. должны быть чёткие точки "нога внизу", "нога наверху". На начальном этапе совершенно не обязательно соблюдать темп, можно ускорять, замедлять, главное что бы движения ноги совпадали с соответствующими долями такта. Разумеется лучше всего взять удобный темп, в котором можно будет всё просчитать и совершить наименьшее количество ошибок.
Вне занятий с гитарой, прослушивая музыку, также отсчитывайте ритм (улавливайте пульс песни) и во время движения либо хлопайте по ноге, либо дергайте головой, в общем чем удобно. считаем 1(удар) 2..3..4.. и т.д потом. 1...2(удар)...3....4 и так далее можно считать по русский, можно использовать американскую версию счета: one-e-and-uh. Со временем надобность в счете отпадет.
Привычные всем триоли, квартоли и прочее игра в разных темпах 8ми 16ми и т.д. преимущественно контроль сильных долей (Бочка, рабочий) это все очень хорошо.
Но чтобы прокачать ваш уровень скила по ритму до сотого уровня, вам просто необходимо съехать с привычного графика и перейти на следующий этап, а именно игра слабых долей. 1\8 см. картинку, а также игра между сильной и слабой долей 1/16, как со стороны бочки так и рабочего.
играем те же самые триоли и квартоли (а еще лучше играть только не четные) 16ми или 8ми, чередуя и придумывая себе ритмические рисунки не играя при этом сильные доли. (1.2.3.4) а играем (1\16е 1\8е) по разному. При такой игре у вас будет просто тотальный контроль ритма, вы будете знать каждую щелку между половицами из которых выстелен ритм, не будет вообще никакой проблемой даже играть в 10 BMP. Отстукиваем ногой, либо дергаем головой, или просто чувствуем сильные доли, а руками играем те самые 1\8 и 1\16 см. рисунок. В итоге получится, что вы одновременно контролируете в процессе игры все и даже на одну больше чем все.
Задача эта не из легких, но выполнима.
в помощь по этому материалу подойдет:
1) Видеошкола Виктора Вутена часть ритм\темпо, разобрано все по косточкам как и с чем это едят. Да и вообще эта видеошкола можно сказать хрестоматия любого музыканта и обязательна к просмотру.
торрент здесь.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=32600892) материал на сайте Айдара
http://amazingguitar.ru/ritmika-2/razvitie-chuvstva-ritma.html конечно не такой как у Вутена, но кое что прояснит.
и его видяха по материалу
Как развить феноменальное чувство ритма
2) ГАММЫ и АККОРДЫ. В первую очередь тренируем вовсе не моторные навыки, а способность делать расчёты правильно и быстро
. Наиболее продуктивное и многоцелевое разучивание гамм и аккордов состоит в том что бы изучать их сразу в двенадцати тональностях — этот способ вырабатывает одновременно несколько навыков необходимых современному музыканту. Первое время у Вас скорее всего не будет хватать времени для того что бы сыграть все двенадцать гамм и аккордов в течении одного занятия, ничего страшного, просто нужно продолжать движение по кругу, начиная с того места где остановились в прошлый раз, таким образом Вы при любом графике занятий будете изучать гаммы и аккорды во всех тональностях и владеть ими в равной степени. Не стоит пользоваться нотной записью, помните, что при изучении гамм и аккордов Вы тренируете свой разум, а образование новых нейронных связей в мозге человека препятствует процессам старения и улучшает качество жизни. Только интеллект, методичность и усидчивость!
Для начала необходимо выучить Натуральные Мажорные и Минорные гаммы и трезвучия, так как все остальные лады и аккорды можно будет высчитывать относительно их ступеней.
Гаммы и аккорды лучше всего изучать по квартовому кругу — это позволяет легко вычислить в какой гамме сколько знаков альтерации и какие это знаки, кроме этого параллельно Вы привыкнете к смене тональностей по квартовому кругу — что является одной из самых важных гармонических последовательностей в различных стилях музыки. Квартовый круг — что это такое? Это последовательность тональностей в которой каждая следующая тональность является четвёртой ступенью в предыдущей, т.е. субдоминантой. Или каждая предыдущая тональность является доминантой, т.е. пятой ступенью в следующей тональности. Для начала удобнее вычислять первым способом. В квартовом круге скрыто ещё множество всяких закономерностей и в процессе изучения гамм и аккордов Вы вероятно самостоятельно найдёте ещё не одну.
Порядок появления бемолей:
Диезы появляются в такой последовательности: F, C, G, D, A, E, B. Бемоли появляются в обратном порядке: B, E, A, D, G, C, F. Можно запомнить выучив наизусть стишок:
"Фа До Соль Ре Ля Ми Си
Кошка села на такси
Си Ми Ля Ре Соль До Фа
За рулём была дрофа"
Что это значит? Это значит что если в тональности один бемоль, то это будет Си-бемоль, если два, то Си-бемоль и Ми-бемоль, если три — Си-бемоль, Ми-бемоль и Ля-бемоль и т.д.
скачиваем квинтовый круг (гугель в помощь)
Итак начинаем уже играть!
Гаммы играем в одну октаву в восходящем движении от 1 ступени до 8 и нисходящем от 8 до 1. Штрих (способ исполнения нот) — деташе (твёрдая атака звука от фр. detacher — отделять).
На данном этапе наша главная задача — это безошибочное вычисление и исполнение правильной последовательности нот в гамме и трезвучии.
Не стоит стремиться к повышению темпа (скорости), и даже ровность ритма сейчас не важны, т.е.
играть следующую ноту можно только тогда, когда Вы полностью уверены в правильности своих вычислений, можно даже "зависать" на ноте и думать — какая следующая. Играем "на одну ноту вперед": сначала вы слышите в голове ноту, далее вы слышите ее ушами, естественно результат должен совпадать. Качество звука в любом случае страдать не должно. Каждую гамму лучше проигрывать минимум два раза: первый раз вычислять последовательность нот входящих в гамму, второй раз концентрировать внимание на аппликатуре и стремиться запомнить последовательность аппликатурных комбинаций. Когда Вы будете достаточно твёрдо знать гаммы и трезвучия, необходимо будет выровнять ритм и играть в удобном темпе ровными восьмыми, а в дальнейшем и шестнадцатыми длительностями нот. С опытом и темп вычисления и исполнения будет постепенно увеличиваться естественным образом. Если при повышении темпа появляются ошибки — значит этот темп для Вас на нынешний момент является слишком быстрым, в этом случае необходимо остановиться и начать заново резко снизив темп до такого значения при котором ошибок не будет. Главное не скорость, а качество. Помните, что слишком медленного темпа не бывает!
Начнём с мажорной тональности в которой нет знаков — это До мажор. Соответственно начинаем с ноты До и играем в восходящем и нисходящем движении подряд все ноты:
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До.
Это как раз соответствует ступеням:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. (8 — она же 1).
Теперь в восходящем и нисходящем движении играем мажорное трезвучие первой ступени:
1, 3, 5, 3, 1.
Соответственно через одну от первой ступени:
До, Ми, Соль, Ми, До. ( далее отыгрываем эти ноты аккордами во всех позициях)
Переходим к следующей гамме по квартовому кругу. Для того что бы узнать следующую гамму необходимо вычислить четвёртую ступень в предыдущей гамме. Только что мы играли гамму До мажор, в которой четвёртой ступенью является нота Фа, соответственно сейчас мы сыграем гамму Фа мажор. При движении по квартовому кругу от До мажора в каждой следующей тональности будет добавляться один бемоль. Таким образом в Фа мажоре будет один бемоль, т.е. Си-бемоль (см. выше порядок появления бемолей). Порядок нот До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си никогда не нарушается, но в тональности Фа мы соответственно начинаем с ноты Фа и соответственно получаем последовательность Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа и обратно, но только нота Си будет с бемолем. И трезвучие, тоже от Фа через одну — Фа, Ля, До и обратно.
Переходим к следующей гамме по квартовому кругу. Для того что бы узнать следующую гамму необходимо вычислить четвёртую ступень в предыдущей гамме. Только что мы играли гамму Фа мажор, в которой четвёртой ступенью является нота Си-бемоль, соответственно сейчас мы сыграем гамму Си-бемоль мажор. При движении по квартовому кругу от До мажора в каждой следующей тональности будет добавляться один бемоль. Таким образом в Си-бемоль мажоре будет уже два бемоля, т.е. Си-бемоль и к нему добавится Ми-бемоль (см. выше порядок появления бемолей). Порядок нот До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си никогда не нарушается, но в тональности Си-бемоль мы соответственно начинаем с ноты Си и соответственно получаем последовательность Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си и обратно, но только ноты Си и Ми будут с бемолями. И трезвучие, тоже от Си-бемоля через одну — Си-бемоль, Ре, Фа и обратно.
и так далее по всем тональностям если вы вдруг чувствуете что перестали думать и выпали из медитации, а уже просто шпарите по протоптанной дороге пальцами - остановитесь и вернитесь на то место откуда вы перестали думать о нотах.
Итак сначала думаем , вычисляем, узнаем, вспоминаем в голове как звучит нота потом играем и сравниваем.
С помощью квинтового круга определяем гармонизацию в духе Iron Maiden или в общем как играть в тему но в другой тональности, следующим образом.
Изначально определяем саму тональность темы например Соль мажор, далее по квинтовому кругу определяем какие тональности будут звучать в гармонии с основной тональностью. Для этого находим наш соль мажор на внешнем круге и смотрим какие ноты по соседству (соседство по диагонали не рассматриваем) для соль мажор это будут до мажор (С), Ре мажор (D) и Ми минор (Em)
Пока Вы не стали Моцартом, а только еще учитесь, можно параллельно толкать тележку от основного локомотива в виде простого пентатонического минорного лада типа До - Ми бемоль – Фа – Соль - Си бемоль – До; и построить его от 5 звуков : Ми , Ля , Ре , Соль , До , Фа. Этот лад прекрасно подходит к форме блюза,включая гармонию,от той же тоники. Другими словами: если блюз в До, то используется ТОЛЬКО до минорная пентатоника. Всякие каденции типа 2-5-1 ,основные или побочные, в этой стадии на лад не влияют. Ограничение для данной тональности одним ладом высвобождает ученика для работы над совсем другим , а именно – музыкальным синтаксисом.Так маленький ребенок (а начинающие импровизаторы к ним приравниваются) с ограниченным словарным запасом - не умея читать и писать, может вполне выразить себя - что и является главнейшей целью импровизации.
Музыкальный синтаксис включает в себя всем понятные и доступные формы мотивов- на уровне риффов; фраз,составленных из риффов-мотивов ; музыкальных предложений,составленных из фраз. Начальная фаза импровизации-на уровне повторяющихся двухтактовых риффов.
Мотив-рифф должен обязательно включать в себя паузу, соразмерную со его звучащей частью-приблизительно плюс-минус такт. В его построении участвуют 2 элемента: ритмический шаблон (который можно выбрать произвольно) и интонация - либо вопроса (вверх) либо ответа (вниз).
И все это на основе того же неизменного (пока) минорного пентатонического лада.
Неизбежно возникает вопрос: а что дальше?
Это же скучно повторять тот же пентатонический рифф по форме блюза, нужно его варьировать!
Ответ : для общеизвестных принципов варьирования типа расширения, дробления, опевания, повторения, секвенции требуется владение этими приемами, которого у ученика разумеется в этой стадии нет. Тут можно ввести использование 3 типов пассажей: пассаж исходящий из мотива; пассаж вводящий в мотив; пассаж соединяющий два соседних мотива (вроде связки слов).
Кроме того, существует четвертый тип пассажей – увешанный украшающими звуками рифф (что характерно для бибопа); но как уже сказал – не для этой стадии.
На основе выработанного синтаксиса,который вкладывает в каждую играемую ноту смысл, можно постепенно подменять простой пентатонический лад другими - в первую очередь блюзовым и, а потом перейти и на прочие лады.
Чуть позже выложу так называемые "паттерны Колтрейна". (Как только переведу из нот в GP для удобства.)
Секвенции движутся по квартовому кругу: сначала в сторону увеличения бемолей, а потом, когда кол-во знаков при ключе достигает максимума - в сторону уменьшения диезов. Всем, кто желает основательно освоить тональности - рекомендую играть эти секвенции Ежедневно с головой ))
Отдельная благодарность педагогам по саксофону, за помощь в составлении материала.