С основной частью последнего поста согласен.
Я хочу сказать, что если в детстве не сложилась ваша судьба так, что образовался абсолютный слух (естественно или помогли - не важно), то может поезд ушел? А все остальное это синтетические замены?
Может быть поезд ушел. Скорее всего.
Синтетические они или истинные, но недоразвитые - неизвестно. Все зависит от разгадки природы АС. Гипотеза Бережанского дает шанс. А, собственно, других гипотез, объясняющих феномен АС и нет, потому что вариант "
АС - это память на звуки" не объясняет природу феномена, а констатирует "очевидное-невероятное".
А цель педагога, как мне видится, в такой ситуации как раз не потакать стремлению достичь недостижимого, а дать ремесло и навыки необходимые для максимальной свободы в творчестве.
Я абсолютно согласен. Однако прелесть методики и гипотезы Б. в том, что на начальном этапе она предлагает тренировать то, что лежит в основе и ОС и АС - ладовый слух. Далее дорожки расходятся.
И этот этап занятий всегда актуален. Курс, который начинается с глубокой проработки ладовых портретов далее эффективен и для проработки других элементов традиционного сольфеджио, которое ориентировано на ОС. Как ни странно часто это недооценивается педагогами, сваливающими сразу все в одну кучу и в итоге сольфеджио становится малоэффективной и абстрактной трудноподъемной дисциплиной. И от того неинтересной студентам, хоть и сознающим необходимость развития слуха, но интуитивно имеющим пессимистичный прогноз для таких занятий.
Кстати, это недопонимание отражается и в разнообразном софте, где есть все, что угодно, кроме базы - тренировки мгновенного узнавания ступеней в разных контекстах.
В итоге все обучение упирается в "угадывание", а не тренировку слуха.
... и добавил:Могут ли слова педагога, который диагностировал абсолютный слух у ребенка являться мотивирующим стимулом? Будет ли бояться ошибиться такой человек, если ему сказали, что у него редкий абсолютный слух? Возможно гораздо меньше, чем ребенок, которому поставили диагноз отсутствие? Может это вообще самовнушение? Сильная внутренняя уверенность стимулирует развиваться в этом ключе.
Ну, это с ног на голову. АС диагностируется тогда, когда он действительно есть.
И никакое самовнушение не поможет. Тем более, что ребенку как раз плевать на свой АС и он не понимает этих ахов взрослых.
Кстати на ранней стадии проявлений АС его может быть трудно диагностировать у ребенка - результаты нестабильны, диапазон ограничен, влияет тембр, скорость мала - все как у взрослых в методике Б ))
Не знаю замечали ли вы, но от них в теме понимания абсолютного слуха меньше всего толку.
Я в этой теме говорил об этом, когда мне против исследований ученого неабсолютника приводили мнение абсолютника, типа, ну уж "он-то лучше знает".
Именно поэтому в успехе научного подхода с гипотезами и экспериментами, подтверждающими их, я серьезно сомневаюсь в этом вопросе.
Не понял почему. Исследованиями занимаются не абсолютники, а ученые-психологи. Или ближайшие родственники-наблюдатели. ))
Моя сестра, например, абсолютник, но надежно закрыла крышку фортепиано после окончания музыкальной школы, а кто-то душу дьяволу бы отдал.
В ваших словах проявляется преувеличенное значение, которое вы, видимо, придаете АС.
А между тем АС не гарантирует ни музыкальности, ни творчества, ни любви к музыке. Это просто способность регистрировать высоту звука. Без каких либо эмоций. Без прогнозирования и восприятия целостности свойственных ОС.
Я постоянно наблюдаю крайности во мнениях. От скрытого поклонения до "АС - это вредно, это зло, спать не сможешь" )) .
А между тем нужно стремиться к адекватной оценке явления - без преувеличения и преуменьшения значения. Тогда можно нормально, объективно разговаривать. При чем из ярых противников АС так и лезет бессознательное поклонение абсолютникам - от того зависть и ненависть и желание применьшить значение АС для проф.музыканта. Кажется виной всему не совсем корректный термин "абсолютный" слух, понимаемый непосредственно. И разочарования, которые несет АС тем, кто придавал этой способности слишком большое значение. Пока учился - был лучший в написании диктантов, а как дошло до музыкальной жизни, оказалось, что ничего не можешь, кроме настройки роялей.
Вещь которая ничтожна для одних и требует усердных занятий для других, вот что смущает меня
Такова психология человека - одному даны большие возможности, а он лежит на диване, просаживая наследство, а другой с дыркой в кармане пробивается к самой вершине. Это же общеизвестно.
А все остальное это синтетические замены?
А чем плоха синтетическая замена при условии, что она позволяет делать то же самое?
Я и говорил, что с практической точки зрения разницы нет. Но.
Как померить, что приобретенный абсолютный слух имеет ту же природу, что и естественный?
Но если мы получаем адекватный результат, который имеет объяснение, то наиболее вероятно, что уникальный феномен, не имеющий пока объяснения, имеет ту же природу.
При чем, этот феномен имеет разновидности определямые как "ложный АС" (тембровой АС) - вот он имеет иную природу и это сразу сказывается на его свойствах.
Поэтому я считаю, если свойства те же, то и природа та же.