Автор Тема: Аккорд Am13  (Прочитано 10131 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн EvK Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 11
Аккорд Am13
« : Мая 19, 2010, 21:28:45 »
Почему 13 ступень F#? Если рассматривать по гамме, то должна быть просто F.
« Последнее редактирование: Мая 19, 2010, 21:30:35 от EvK »

Оффлайн vadik.almost

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 31
  • ts-ka-ka-ka
Re: Аккорд Am13
« Ответ #1 : Мая 19, 2010, 21:37:19 »
потому что дорийский лад =)
посчитай, в до мажоре шестая ступень ля минор
гамма до мажор от ноты ля - дорийский.отсюда фа диез

Оффлайн EvK Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 11
Re: Аккорд Am13
« Ответ #2 : Мая 20, 2010, 09:31:35 »
Всем спасибо, все понял. Любые аккорды с m6, m9, m11, m13 образуются на второй ступени мажорной гаммы и их можно обыграть минорной гаммой и дорийской гаммой.
Например аккорд Dm6, можно обыграть дорийской гаммой от D, и минорной гаммой Ля, корень нота С мажор.
« Последнее редактирование: Мая 20, 2010, 12:00:57 от EvK »

Оффлайн vadik.almost

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 31
  • ts-ka-ka-ka
Re: Аккорд Am13
« Ответ #3 : Мая 20, 2010, 11:15:34 »
да, сорри, я чёт загнался когда писал.это модальность Мэйджа(лидийского)

Оффлайн Sdiwerick

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1478
  • Подпись под аватаром
Re: Аккорд Am13
« Ответ #4 : Мая 20, 2010, 21:13:40 »
vadik.almost, сколько себя помню, всегда считал что от шестой ступени мажора будет эолийский  :rolleyes:

Оффлайн Alexey

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1512
  • НЕБЫВАЛЫЙ
Re: Аккорд Am13
« Ответ #5 : Мая 20, 2010, 23:20:18 »
эолийский - это какбэ и есть натуральный минор..
какбы в до-мажоре и ля миноре нету знаков, нету диезов и бемолей
фа там дольжно быть
от ноты ля - до или ионийский или фригийский
кто-то из нас походу гонит
« Последнее редактирование: Мая 20, 2010, 23:24:51 от Alexey »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Аккорд Am13
« Ответ #6 : Мая 21, 2010, 10:27:55 »
фа там дольжно быть
Там должен быть f#.
Буквено-цифровая запись создана того чтобы можно было быстро сыграть аккомпанимент не бумая на каком ладу написанно произведение.
Alexey, по вашей логике можно дойти до того, что если тональность ля минор то 13 ступень для аккорда ля минор это фа а если тональность ми минор то ля минор это аккорд построенный на четвертой ступени ми минора и соответсвенно в этом случае 13 ступень это фа диез. И вроде все логично но читать с листа аккомпанимент не разобрав гармонию будет не возможно.
В буквенно цифровой записи многое противоречит логике. гораздо больше имеет значение как сложилось исторически.
Например в натуральном До мажоре седьмая ступень это нота си. Но аккорд С7 все однозначно читают как доминантовый септ аккорд состоящий из нот c-e-g-bb, а не как большой мажорный септ аккорд c-e-g-h. Это по тому, что доминант септ аккорды начали использовать в музыке намного раньше чем большой мажорный септ и те кто первые записали доминант септ обозначив цифрой 7 и думать не могли что можно играть другие типы септ аккордов кроме доминантового. По этому большой мажорный септ обозначается С+7 С#7 CM7 Cmaj7 CM+7 Cmaj+7 но не просто С7 как должно быть исходя из строения лада.
Второй пример уменьшенный септ аккорд. Построим от ноты до с-eb-gb-a. Записывается Сdim7. хотя нота ля для до хоть по мажору хоть по минору будет 6 ступенью но ни как не седьмой. Но почему-то исторически так сложилось.
Точно так же и с 13 ступенью. Раньше всех ее начали добовлять к доминант сепакоду. По этому аккорд A13 это аккорд содержащий седьмую ступень доминант септа (для Ля эта нота соль) и шестую ступень доминант септа (для ля Это f#). А буква m в записи Am13 меняет только третью ступень в базовом трезвучии и никак не влияет на надстройки.

Оффлайн vadik.almost

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 31
  • ts-ka-ka-ka
Re: Аккорд Am13
« Ответ #7 : Мая 21, 2010, 11:00:49 »
vadik.almost, сколько себя помню, всегда считал что от шестой ступени мажора будет эолийский  :rolleyes:

ну я написал что загнался :rolleyes:

Оффлайн Alexey

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1512
  • НЕБЫВАЛЫЙ
Re: Аккорд Am13
« Ответ #8 : Мая 21, 2010, 15:12:56 »
Там должен быть f#.
Буквено-цифровая запись создана того чтобы можно было быстро сыграть аккомпанимент не бумая на каком ладу написанно произведение.
Alexey, по вашей логике можно дойти до того, что если тональность ля минор то 13 ступень для аккорда ля минор это фа а если тональность ми минор то ля минор это аккорд построенный на четвертой ступени ми минора и соответсвенно в этом случае 13 ступень это фа диез. И вроде все логично но читать с листа аккомпанимент не разобрав гармонию будет не возможно.
В буквенно цифровой записи многое противоречит логике. гораздо больше имеет значение как сложилось исторически.
Например в натуральном До мажоре седьмая ступень это нота си. Но аккорд С7 все однозначно читают как доминантовый септ аккорд состоящий из нот c-e-g-bb, а не как большой мажорный септ аккорд c-e-g-h. Это по тому, что доминант септ аккорды начали использовать в музыке намного раньше чем большой мажорный септ и те кто первые записали доминант септ обозначив цифрой 7 и думать не могли что можно играть другие типы септ аккордов кроме доминантового. По этому большой мажорный септ обозначается С+7 С#7 CM7 Cmaj7 CM+7 Cmaj+7 но не просто С7 как должно быть исходя из строения лада.
Второй пример уменьшенный септ аккорд. Построим от ноты до с-eb-gb-a. Записывается Сdim7. хотя нота ля для до хоть по мажору хоть по минору будет 6 ступенью но ни как не седьмой. Но почему-то исторически так сложилось.
Точно так же и с 13 ступенью. Раньше всех ее начали добовлять к доминант сепакоду. По этому аккорд A13 это аккорд содержащий седьмую ступень доминант септа (для Ля эта нота соль) и шестую ступень доминант септа (для ля Это f#). А буква m в записи Am13 меняет только третью ступень в базовом трезвучии и никак не влияет на надстройки.

спасибо, брат, буду свыкаться с мыслью, что для построения аккордов нужно чуть больше образования, чем я предполагал..
если честно, то я взгрустнул по этому поводу.. да..

я также спросил об этом моего местного джазового гуру, вот что он ответил:
 "...вопрос не так прост; минорных гамм на самом деле 3, и именно шестая ступень в них разнится. В натуральном и гармоническом миноре шестая ступень отстоит на полтона от пятой, то есть в их случае (в ля–минорном аккорде) будет именно "фа". В мелодическом же миноре – шестая ступень отстоит на тон, и будет собой представлять "фа–диез" в случае ля–минора.
Все же несмотря на всю эту разницу, принимать надо во внимание 2 фактора: во первых, если в ля–миноре стоит 13, то это означает, что в нем уже содержится 7 ступень, т.е. это септаккорд. 7 ступень в минорных аккордах по умолчанию – малая септима (обозначение "m7"). Гамма обыгрывающая подобную функцию (по крайней мере в джазовой гармонии) – это обычно дорийский лад (натуральный минор с повышенной 6 ступенью: ля, си, до, ре, ми, фа–диез, соль). Посчитай от ля 6, получишь искомую 13 ступень. Фа–диез то есть..."


Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Аккорд Am13
« Ответ #9 : Мая 21, 2010, 16:49:47 »
Цитировать
спасибо, брат, буду свыкаться с мыслью, что для построения аккордов нужно чуть больше образования, чем я предполагал..
если честно, то я взгрустнул по этому поводу.. да.
.
Если так грустно из-за "чуть больше образования", зачем вообще образование для аккордов - выучил аппликатуры и нехитрые правила (все "натуральные" цифры-надстройки - по натуральному мажору) и вперед к победе.

Оффлайн Alexey

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1512
  • НЕБЫВАЛЫЙ
Re: Аккорд Am13
« Ответ #10 : Мая 24, 2010, 02:39:57 »
не оч понятно, что значит по натуральному мажору, может, разберем на примере?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Аккорд Am13
« Ответ #11 : Мая 24, 2010, 13:57:19 »
Цитировать
не оч понятно, что значит по натуральному мажору, может, разберем на примере?

натуральный мажор:
1, 2,3,4, 5,6,(maj)7,//9,(10),11,(12),13
c, d, e,f, g, a, b ------d-------f-------a

Cmaj13(9/6) = (C-e-g-b-d-(f)-a)

Все надстройки обозначаются по интервалам натурального мажора, т.е. чистые 9, 11, большая 13:
C13 (9/11/13)=(C-e-g-Bb-d-(f)-a)
Cm11(13) = (C-eb-g-Bb-d-f-a)
далее будет уточнено, что не по натуральному мажору, а миксолидийскому

Остальные надстройки обозначаются, как альтерированные, даже если они "натуральны" для определенного лада. Например, в гармоническом До миноре надстройки в доминант7акк:
G7b9b13 (G-b-d-f-Ab-(c)-Eb)

Так же бывают ситуации, когда b13 трактуют, как +5, (тоже забавная вещь - выбор знаков для альтерации в буквенных обозначениях - в случае понижения удобно почему-то использовать "b", а в случае повышения "+").
Так же бывают вариации с #11 - иногда обозначается как b5. Иногда к месту, иногда не к месту, но так повелось. Все это имеет свои объяснения, подчас довольно курьезные. Не стоит на этом застревать, музыкальная наука - это не математика, в ней много условного, приблизительного, изменчивого, субъективного. Это как язык - смысл передать можно разными способами, даже с нарушением правил и то, что в одном месте считается неприемлимым, в другом - норма.
« Последнее редактирование: Мая 24, 2010, 16:44:38 от eye »

Оффлайн Alexey

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1512
  • НЕБЫВАЛЫЙ
Re: Аккорд Am13
« Ответ #12 : Мая 24, 2010, 15:46:50 »
а как выглядит правило для построения аккорда Am13?
как-то выглядит странно, что построение аккорда зависит от того чем он Обычно обыгрывается..
по моему разумению аккорд есть аккорд, а чем его обыгрывать - это личное дело художника, может, какой-нибудь концептуальный Шнитке захочет обыграть его каким-нибудь индийским четвертьтоновым строем или еще какой-нибудь дикой диссонирующей креативностью и будет справедливо возражать, что он так слышит мир.. и штож теперь, менять аккорд при неизменном обозначении?
Почему его сразу-то не обозначить Am13+ или Am#13, чтобы можно было построить исходя из очевидной логики?..



« Последнее редактирование: Мая 24, 2010, 15:56:44 от Alexey »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Аккорд Am13
« Ответ #13 : Мая 24, 2010, 15:53:40 »
а как выглядит правило для построения аккорда Am13?
Точно так же, как для Cm13, который я расписал ): Cm11(13) = (C-eb-g-Bb-d-f-a).
13 в скобках потому что чаще в миноре используется не 13, а 6. То есть минорная вертикаль "легко" расширяется до 11 ступени, а 13 не всегда хорошо звучит - может приводить к изменению функции.
« Последнее редактирование: Мая 24, 2010, 15:59:26 от eye »

Оффлайн Alexey

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1512
  • НЕБЫВАЛЫЙ
Re: Аккорд Am13
« Ответ #14 : Мая 24, 2010, 16:00:09 »
ну, это же не правило, а просто расписанный аккорд, причем расписанный в соответствии с некими правилами, которые собсна и хотелось бы усвоить, чтобы не забивать себе голову мельйонами аппликатур

имелось в виду, как знать что нужна повышенная 13я, а не просто 13?
« Последнее редактирование: Мая 24, 2010, 16:02:03 от Alexey »