Автор Тема: Аккорд-Шкала. Система ДМК  (Прочитано 13141 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #30 : Декабря 06, 2012, 15:45:05 »
vosok, честно говоря, не понял. (
Цитировать
Модальность в рамках концепции ДМК всегда подразумевает диатоническую модальность, которая представляет собой какую-то натуральную диатонику
Объяснение "косвенное", как Вы и сказали - наметка. Оно скорее объясняет "какая она", а не "что она".
В этом объяснении два основных утверждения:
"Модальность подразумевает диатоническую модальность" и
"Диатоническая модальность представляет собой какую-то натуральную диатонику".

То есть по объяснению похоже, будто диатоника и модальность - одно и тоже. Конечно, это не одно и то же.

Диатоника, это определенная интервальная структура . (согласны?)
Эта структура замкнута и абстрагирована от понятия "тоника+остальные ступени". То есть любой звук диатоники может быть принят за тонику (первую ступень) и тогда из диатоники возникают диатонические лады или звукоряды (если угодно - шкалы).
Таким образом диатонику можно представить так:

Vosok, согласны ли Вы с таким пониманием диатоники, соответствует ли оно тому смысловому значению, которое используется в Вашей концепции?
Если да, тогда, с вашего позволения, я буду задавать уточняющие вопросы относительно самого понятия модальности, чтобы прояснить для себя этот вопрос.

Хотя возник еще вопрос по диатонике. В моем графическом представлении видно, что натуральная диатоника, как интервальная структура в природе только одна (по крайней мере семиступенная).
Как понимать эту фразу: "представляет собой какую-то натуральную диатонику"?
Звучит, как "одну из нескольких натуральных диатоник".
Словосочетание "какая-нибудь диатоника" относится к структуре, звуковысотности, синоним прилагательному "диатонический"  или еще что-нибудь? Можно ответить примером, типа, "вот такая диатоника, а вот другая".
« Последнее редактирование: Декабря 07, 2012, 14:33:15 от eye »

Оффлайн vosok Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 41
  • Репутация: +2/-0
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #31 : Декабря 06, 2012, 17:00:21 »
Цитировать
vosok, честно говоря, не понял. Объяснение "косвенное", как Вы и сказали - наметка. Оно скорее объясняет "какая она", а не "что она".
Так было короче сказать о том, что потребовало бы более подробных объяснений.
Цитировать
В этом объяснении два основных утверждения: "Модальность подразумевает диатоническую модальность" и "Диатоническая модальность представляет собой какую-то натуральную диатонику".То есть по объяснению похоже, будто диатоника и модальность - одно и тоже. Конечно, это не одно и то же.

Конечно. Сейчас я это уточню.

Цитировать
Диатоника, это определенная интервальная структура . (согласны?)
ДА.

Добавим - данная нам природой и слегка скорректированная умными человеками. Такая структура "снята" со звуковой реальности, и здесь, как и в любом понятии музтеории, две стороны: одна, что перед "зеркалом" - реальность (звукоряд), другая, что в ее отражении (формула структуры)

Интересно, что на Западе слово diatonic не существительное, а прилагательное [ˌdaɪəˈtɔnɪk] диатонический, которым определяется формула структуры. А ее звуковая реальность называется не диатоникой, а шкалой натурального мажора или минора.

Цитировать
Эта структура замкнута и абстрагирована от понятия "тоника+остальные ступени".
  ДА.

Цитировать
То есть любой звук диатоники может быть принят за тонику (первую ступень) и тогда из диатоники возникают диатонические лады или звукоряды (если угодно - шкалы).
Не совсем так.

Любой звук диатоники может быть принят за стартовую ступень и тогда диатоника, расположенная поступенно представляется нам в виде "обначаленного" звукоряда/шкалы (шкала и звукоряд в данном контексте синонимы). Прима шкалы (в общем случае) это не тоника. Шкала (в общем случае) это не гамма и не мода .

Исторически восприятие звуков диатоники у разных народов и стран и даже областей (в соответствии с их музыкальными традициями) складывалось так, что тониками становились различные ее ступени, образуя лады/моды. Так возникло их, известных, семь штук!

Цитировать
Таким образом диатонику можно представить так: (Ссылка на вложение)
Vosok, согласны ли Вы с таким пониманием диатоники, соответствует ли оно тому смысловому значению, которое используется в Вашей концепции. Если да, тогда, с вашего позволения, я буду задавать уточняющие вопросы относительно самого понятия модальности, чтобы прояснить для себя этот вопрос.
Если речь идет о натуральной (чистой) форме данной конкретной диатоники, о ее внутренних связях, вне связей ее с другими диатониками. Тогда ДА.

О других диатониках Ваш следующий вопрос.

Цитировать
Хотя возник еще вопрос по диатонике. В моем графическом представлении видно, что натуральная диатоника, как интервальная структура в природе только одна (по крайней мере семиступенная). Как понимать эту фразу: "представляет собой какую-то натуральную диатонику"? Звучит, как "одну из нескольких натуральных диатоник". Словосочетание "какая-нибудь диатоника" относится к структуре, звуковысотности, синоним прилагательному "диатонический"  или еще что-нибудь? Можно ответить примером, типа, "вот такая диатоника, а вот другая".

"Какая-то" - это из ряда: N(C), N(C#) = N(Db), N(D), N(D#)... и т.д. - всего 12 различных по своему составу звукорядов диатоники одной и той же натуральной формы N. Изменения (альтерации) формы N, это уже другие формы (я о них скажу позже), каждая из которых также дает ряд из 12 различных диатоник.

Теперь о модальности. "Диатоническая модальность представляет собой какую-то натуральную диатонику" (из этого ряда: N(C), N(C#) = N(Db), N(D), N(D#)...), принятую за семиступенную звуковую основу такой системы. Например, диатоника N(D) является основой, образующей модальность DMS(D), в которой любые ее (этой основы) изменения (альтерации, хроматизации и пр. "пертурбации") не нивелируют в нашем восприятии ощущения присутствия этой основы. В символике это выражается в том, что основа вырисовывается "вся в белом" (в белых ступенях), а все добавки - "в черном".

В ДМК мы говорим о так называемой "собственной модальности" какого-то конкретного музыкального построения, понимая по этим такое его представление в DMS, в котором максимальное число активно действующих звуков и аккордов будет находиться на белых ступенях. (О деталях - позже.)
« Последнее редактирование: Декабря 07, 2012, 16:27:02 от eye »

Оффлайн mr.Shiko

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1625
  • Репутация: +974/-4
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #32 : Декабря 07, 2012, 15:26:22 »
Оно и будет идти ,как добавленное сообщение. :rolleyes:

... и добавил:

Обратите внимание: -"Последнее редактирование:-дата ,время" (В самом низу Вашего сообщения). А вот теперь пойдёт в сегодня ;) ;D
« Последнее редактирование: Декабря 07, 2012, 15:33:21 от mr.Shiko »

Оффлайн vosok Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 41
  • Репутация: +2/-0
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #33 : Декабря 07, 2012, 18:02:59 »
Оно и будет идти ,как добавленное сообщение. :rolleyes:

... и добавил:

Обратите внимание: -"Последнее редактирование:-дата ,время" (В самом низу Вашего сообщения). А вот теперь пойдёт в сегодня ;) ;D

Спасибо! Я этого не знал.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7774/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #34 : Декабря 07, 2012, 20:26:23 »
Цитировать
"Диатоническая модальность представляет собой какую-то натуральную диатонику" (из этого ряда: N(C), N(C#) = N(Db), N(D), N(D#)...), принятую за семиступенную звуковую основу такой системы.
Пентатоническая музыка не имеет модальности?

Вообще, хотелось бы определения модальности поточнее. Типа "модальность - это...".

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #35 : Декабря 07, 2012, 21:11:44 »
MrLf, не совсем понятно при чем здесь пентатоника...
Пентатоника - это лад, а потому у нее "есть модальность".
Речь ведь была о диатонике. Или я что-то пропустил?

Вообще, хорошее определение модальности было бы что-нибудь вроде "отношение абстрактного звукоряда к реальной мелодии, на основе которой он записан" или "способ понимания, интерпретация звукового содержания музыки с помощью абстрактной ладовой модели" )). Но к сожалению, человечество, особенно художественно-творческая его часть, не последовательны - просто взяли то же слово модус - образец, мера, порядок, норма, поведение и тд - некая "соразмерность" используемых звуков.

А потому модальность - это просто "ладовость" (будем считать так, пока vosok не дал своего пояснения, как понимать модальность в рамках его концепции).
(так же "модальностью" называют систему, которая "работала" до возникновения и "победы" организованной определенным способом тональной системы ("тональность"), которая основана на других принципах и ладах - на функциональности натурального мажоро-минора, но сейчас не об том речь)

Модальные лады - это, типа, модальная модальность или ладовые лады ))
« Последнее редактирование: Декабря 07, 2012, 21:26:48 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7774/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #36 : Декабря 07, 2012, 23:03:42 »
MrLf, не совсем понятно при чем здесь пентатоника...
Пентатоника - это лад, а потому у нее "есть модальность".
Речь ведь была о диатонике. Или я что-то пропустил?
Пентатоника - это неполная диатоника вроде. А у vosok'а диатоническая модальность - это "семиступенная звуковая основа". А если основа в музыкальном произведении пятиступенная, что тогда? Есть ещё какая-то олиготоническая модальность?

И вообще, по-моему, vosok пытается отказаться от термина "тональность" в угоду более широкому термину "модальность", как-то так. Вот цитата:
Цитировать
Возьмем такой простой пример. Аккорды: C, F и G. Их модальные формулы в DMS(C) будут: MSC = 1 3 5, MSF = 4 6 1 и MSG = 5 7 2. У этих формул будут символы I, IV и V (инфа будет дальше). И когда мы настроены в модальности ДО (говоря о модальности, мы всегда имеем в виду диатоническую модальность), то эти аккорды различимы (узнаваемы) именно в таком качестве. Модальность является тем, что их объединяет (как и тем, что их различает), а вовсе никакая ни тоника, и никакое ни тяготение к какому-то центру.
Раз аккорды объединяет некая "модальность", а не тоника...
« Последнее редактирование: Декабря 07, 2012, 23:06:00 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #37 : Декабря 07, 2012, 23:17:54 »
Пентатоника - это неполная диатоника вроде.
Нет, если рассматривать пентатонику, как ладовую основу музыки (видимо какой-то этнической), то это самостоятельная система.
А если рассматривать, как неполная диатоника, значит основа этой музыки - диатоника, а пентатоника - это некое образование, которое вовсе не служит основой, а просто используется для каких-то построений в рамках диатоники. В этом смысле и 7-аккорд можно назвать "неполной диатоникой".

Цитировать
И вообще, по-моему, vosok пытается отказаться от термина "тональность" в угоду более широкому термину "модальность", как-то так.

Похоже на это. При том, что как-будто там везде "верховодит" все равно "тональность" (точнее натуральный мажор) даже в ладовой музыке и натурально-ладовых оборотах в большей степени,  чем собственно лады в  (я это не утверждаю, но такое впечатление - вспоминаю анализ ладового оборота  дядюшки Френка Гамбале E-AD).

Оффлайн vosok Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 41
  • Репутация: +2/-0
Шкалы в форме аппликатур. Система ДМК
« Ответ #38 : Декабря 08, 2012, 22:36:31 »
На все вопросы будут ответы. А пока, чтобы не терять время практики, я хочу показать вам как модальные формулы шкал могут представляться в форме гитарных аппликатурных шаблонов. Должен сказать, что это абсолютный эксклюзив и публикуется впервые. Мне очень интересно было бы узнать ваше мнение об этом новом "велосипеде", на котором легко можно "объехать" абсолютно все шкалы.

Итак. В следующей матрице в такой, как видите, компактной форме представлены все основные варианты аппликатур шкал диатоники натуральной (N) формы


Как следует это понимать.

В строках мы видим модальные формулы семи шкал/мод, каждая из которых приведена в трех типах (A, B и C) различной группировки ступеней.  Ступени, следующие в формулах через пробел или двойную черту (//) разделяет целый тон. Ступени, следующие без пробела или одну черту (/) разделены полутоном. Таким образом, вы легко можете видеть интервальную структуру в любой из этих формул. И пользоваться такими формулами вы можете, даже если не знаете расположение нот на грифе гитары, а из интервалов вам знакомы лишь тон и полутон (на струне и на смене струн!). Покажем это на примерах.

Играем шкалу по формуле ion тип А. Ее формула: 1 2 3/4 5 6//71. Мысленно прикладываем ее 1 к любому ладу на любой из четырех нижних струн. Например, на 6-й струне к ладу 5. То есть, ступень 1 - это лад 5. Далее по формуле видим ступени 2 и 3 (идут через пробел) - значит это лады 7 и 9. Затем группа заканчивается, что означает переход на следующую (5-ю) струну, причем черта (/) указывает, что интервал перехода должен быть полутоном. Это значит звук 4 ступени на 5-й струне будет на 5 ладу, и группа ступеней 4 5 6 на этой струне даст нам звуки на ладах 5, 7 и 9. Затем двойная черта (//) означает тоновый переход на следующую (4-ю) струну. Это значит звук ступени 7 будет на 6 ладу 4-й струны и, поскольку ступень 1 после 7 идет без пробела, ее звук будет на 7 ладу. Знающий расположение нот на грифе может прочитать по этой формуле: A B C#/ D E F#//G# A. В обратном направлении все действия будут идти в обратном порядке. Формула легко читается (даже хоббитами :)) туда и обратно.

Для тех, кто еще не догадался, я подскажу: что играть по этой же формуле мы можем, начиная с любой струны. Убедитесь в этом сами. Никаких затруднений не могут у вас вызвать формулы типа В и типа С.

Но где здесь аппликатура? Это уже ваш выбор, в зависимости от того - трехпалый вы или четырехпалый, а какими пальцами играть легко понять по формуле. По типам формул легко понять, что формулы типа А следует начинать играть 1 пальцем,  формулы типа В - 2 или 3 пальцем, формулы типа С - 4 пальцем (может, кому-то 3 пальцем).

Советую очень внимательно просмотреть эти формулы и понять принцип самого подхода. Это важно для того, чтобы научиться играть любую шкалу от любой ноты, на любой струне!


... и добавил:

Оно и будет идти ,как добавленное сообщение. :rolleyes:

... и добавил:

Обратите внимание: -"Последнее редактирование:-дата ,время" (В самом низу Вашего сообщения). А вот теперь пойдёт в сегодня ;) ;D

Все равно не могу понять! Что бы не делал - сообщение идет как добавленное.
Цитировать
Обратите внимание: -"Последнее редактирование:-дата ,время"
Ну, и что надо с этим надо делать?  Я не могу найти к этой строке никакого доступа. :chelobiting: Помогите!
« Последнее редактирование: Декабря 09, 2012, 15:51:33 от vosok »

Оффлайн mr.Shiko

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1625
  • Репутация: +974/-4
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #39 : Декабря 09, 2012, 16:02:27 »
Ну давайте я черкну что-нибудь и все наладится у Вас ;D

... и добавил:

С системой ДМК видимо всё значительно проще... ;) ;D
« Последнее редактирование: Декабря 09, 2012, 16:05:22 от mr.Shiko »

Оффлайн vosok Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 41
  • Репутация: +2/-0
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #40 : Декабря 09, 2012, 16:43:00 »
Ну давайте я черкну что-нибудь и все наладится у Вас ;D

... и добавил:

С системой ДМК видимо всё значительно проще... ;) ;D
Ну, черкните! а сколько я должен дать?   ;D
« Последнее редактирование: Декабря 09, 2012, 16:45:45 от vosok »

Оффлайн mr.Shiko

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1625
  • Репутация: +974/-4
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #41 : Декабря 09, 2012, 16:47:57 »
vosok, Халява сэр... :)

Оффлайн vosok Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 41
  • Репутация: +2/-0
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #42 : Декабря 09, 2012, 16:52:27 »

MrLf, не совсем понятно при чем здесь пентатоника...
Пентатоника - это лад, а потому у нее "есть модальность".
Речь ведь была о диатонике. Или я что-то пропустил?

Вообще, хорошее определение модальности было бы что-нибудь вроде "отношение абстрактного звукоряда к реальной мелодии, на основе которой он записан" или "способ понимания, интерпретация звукового содержания музыки с помощью абстрактной ладовой модели" )). Но к сожалению, человечество, особенно художественно-творческая его часть, не последовательны - просто взяли то же слово модус - образец, мера, порядок, норма, поведение и тд - некая "соразмерность" используемых звуков.

А потому модальность - это просто "ладовость" (будем считать так, пока vosok не дал своего пояснения, как понимать модальность в рамках его концепции).
(так же "модальностью" называют систему, которая "работала" до возникновения и "победы" организованной определенным способом тональной системы ("тональность"), которая основана на других принципах и ладах - на функциональности натурального мажоро-минора, но сейчас не об том речь)

Модальные лады - это, типа, модальная модальность или ладовые лады ))


Речь здесь идет о диатонике и диатонической модальности, называемой для краткости просто модальностью. И то, и другое имеют совершенно точные определения (см. посты #10 и #22), позволяющие однозначно представить саму их субстанцию. Если читатель понимает, что "писатель" понимает под символами: N и N(C), DMS и DMS(C), и умеет представить значения таких формул, то больше от него ничего пока не требуется (понятно вместо С в скобках можно поставить любую ноту-букву). Если читателю пока не понятно, как это применяется, то это совершенно естественно, поскольку речь до этого пока не дошла.

Приведенные Вами  "хорошие определения модальности" не раскрывают сути этого понятия в ДМК, где нет таких терминов, как лад, модальность-ладовость, модальность в допотопном или каком угодно другом, здесь не оговоренном, представлении.

Давайте пока говорить только об аккордах и шкалах до прихода "светлого будущего", в котором читатель должен увидеть простой способ, как можно для аккорда легко подобрать соответствующую общей гармонии шкалу. Писатель пока хочет продемонстрировать только эту "функцию" ДМК. О другом можно поговорить, открыв другую тему.


... и добавил:

vosok, Халява сэр... :)
  :o А мышеловка не захлопнется?

Ну вот опять это как пищевая добавка пошла! Ничего не могу понять и смайлика (типа - ну, тупой!) для себя подходящего не найду!

Как избавиться от строки: последнее редактирование? Что и как с ней надо сделать?
« Последнее редактирование: Декабря 09, 2012, 16:59:35 от vosok »

Оффлайн mr.Shiko

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1625
  • Репутация: +974/-4
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #43 : Декабря 09, 2012, 17:01:17 »
 Да не обращать на неё внимания...

Оффлайн vosok Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 41
  • Репутация: +2/-0
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #44 : Декабря 09, 2012, 20:21:05 »
Продолжим о шкалах. Но прежде примем еще такую условность в обозначении черных ступеней:
M = ♯1/b2,   U = ♯2/b3H  = ♯5/b6;   +1 = ♯4/b5,  -1 = ♯6/b7

Причем, если будет нужно уточнить: диезная или бемольная это ступень, к букве будем добавлять один штрих (') для диезной ступени и два штриха (") - для бемольной. То есть, M' = ♯1, M" = b2 и т.п.

Пока нам понадобятся только три ступени M, H  U, которые мы называем собственными. (Любопытствующие подробно об этом могут почитать в трактате: http://window.edu.ru/resource/467/70467.)

Вот так выглядят модальные формулы этих шкал:


И представляют они альтерированные диатоники, называемые: H - гармоническая M - мелодическая и U - полуувеличенная. По формуле каждой из этих альтерированных диатоник можно получить три варианта шкалы: два строгих, когда черная ступень замещает смежную с ней слева (диезный вариант) или справа (бемольный вариант), а также свободный вариант, когда она добавляется как восьмая ступень к семи белым.

Например.
  • диезный вариант: M' = #1 2 3 4 5 6 7
  • бемольный вариант: U" = 1 2 b3 4 5 6 7
  • свободный вариант: H = 1 2 3 4 5 #5/b6 6 7
Для нас особый интерес представляет эти формулы в виде матриц аппликатурных шаблонов:




Не стоит, наверно, повторять, что, чтобы научиться играть эти шкалы автоматически, нужно потратить немало сил и времени. Однако это вполне возможно и при таком подходе к "светлому будущему", можно сказать: Верной дорогой идете, товарищи! И оно уже не за горами! Овладейте, хотя бы некоторыми вариантами исполнения этих шкал и я покажу вам, как они накладываются на аккорды.