Автор Тема: Аккорд-Шкала. Система ДМК  (Прочитано 13105 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн vosok Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 41
  • Репутация: +2/-0
Аккорд-Шкала. Система ДМК
« : Ноября 25, 2012, 17:52:00 »
Как известно, системой Аккорд-шкала (Chord-Scale System) называется метод, по которому может быть установлено гармоническое соответствие между аккордами и шкалами. То есть, набор таких правил, приемов, способов, по которым для любого данного аккорда можно было бы подобрать подходящие для его обыгрывания шкалы. Практически этот вопрос существенно важен, прежде всего, для импровизирующих музыкантов, поскольку, как сказал Джо Пасс: "Вразумительная импровизация зависит от действительного понимания взаимоотношений между аккордами и мелодическими линиями". Но не менее он важен и для общего понимания взаимоотношений элементов структуры при анализе гармонии музыкальных произведений.

С тех пор, как была сформулирована такая задача, начиная с Lydian Chromatic Concept of Tonal Organization Дж. Рассела, этому вопросу посвящено огромное количество самых различных работ. Используемые в этих работах методики, в основном, сводятся к составлению списков перечисления соответствий аккордов шкалам. При таком подходе мы не можем видеть полноты всей бесконечно разнообразной картины.

Я хочу изложить вам свой совершенно оригинальный метод решения этого вопроса. Надеюсь, что кому-то из вас он (условно назовем его - метод ДМК) может быть интересным и полезным. Безусловно, кому-то он может показаться сложным. но таким я посоветую терпеливо разобраться в такой "сложности", что само по себе будет полезным. Итак, начнем, пожалуй.

В примере 1 показана схема грифа гитары, в которой можно видеть, как в семи боксах представляется шкала натуральной диатоники:

Пример 1


В любом из этих семи боксов вы, начиная играть от цифры 1 последовательно вверх или вниз получите то, что называется Ионийской (Ionian) шкалой. То же самое: от цифры 2 будет называться Дорийской (Dorian) шкалой, от цифры 3 - Фригийской (Phrygian) , от цифры 4 - Лидийской (Lydian), от цифры 5 - Миксолидийской (Mixolydian), от цифры 6 - Эолийской (Aeolian), от цифры 7 - Локрийской (Locrian).

В следующем примере 2 в этих семи боксах представлена шкала диатоники СОЛЬ

Пример 2








Цифры на табулатуре грифа гитаристам объяснять не нужно. А вот цифрам, которые вы видите в боксах примера 1 и под нотами в примере 2, требуется пояснение. Это ступени, но не те обычные, которые вам знакомы как тональные (отсчет которых ведется от тоники), а эти, не совсем обычные, которые теперь будем называть диатоническими модальными или собственными ступенями диатоники.

Мы знаем, что диатоника, представляет собой исторически сложившуюся в музыке систему звуков, интервальная структура которой определяется следующей последовательностью интервалов между ее звуками, расположенными в ряд от заглавного звука: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. От звука С такая последовательность дает ряд звуков диатоники C: C D E F G A B. От звука G - диатоники G: G A B C D E F# От звука F - диатоники F: F G A Bb C D E и так далее. Пронумеровав эти звуки такой последовательности, будем считать эти номера собственными ступенями натуральной диатоники: 1 2 3 4 5 6 7

Для обозначения набора всех семи таких ступеней будем применять символ N. Это можно записать следующей формулой:
N = 1 2 3 4 5 6 7

Для обозначения набора звуков, соответствующего такой формуле в отсчете от какой-либо конкретной ноты (например от ДО), будем будем применять символ N(С). Это записывается формулой:

N(С) = C D E F G A B

Теперь должны быть понятны такие выражения:

N(G) = G A B C D E F#N(F) = F G A Bb C D E N(D) = D E F# G A B C#; N(Bb) = Bb C D Eb F G A N(A) = A B C#D E F# G# и так далее. Всего от 12 звуков хроматической шкалы можно получить 12 диатоник.

Символ диатоники (N) определяет лишь сам набор входящих в нее ступеней, но не их порядок. Порядки расположения ступеней диатоники определяются символами типов представления (форматов) ее шкалы. Запомните следующие форматы шкал диатоники N, их формулы, номера и символы:

1/Ion = 1 2 3 4 5 6 7, 2/Dor = 2 3 4 5 6 7 1, 3/Phr = 3 4 5 6 7 1 2 , 4/Lyd = 4 5 6 7 1 2 3 , 5/Mixo = 5 6 7 1 2 3 4 , 6/Aeol = 6 7 1 2 3 4 5 and 7/Loc = 7 1 2 3 4 5 6
 
Форматы какой-либо шкалы, принятой за исходную, называют также ее модами. О них мы будем говорить позже.

По формуле шкалы соответствующий ей звукоряд можно получить двумя способами: 1. Обозначив стартовую ноту шкалы (ее заглавный звук) или 2. Обозначив заглавную ноту диатоники:

C ion N = ion N(C) = C D E F G A B
D dor N = dor N(C) = D E F G A B C
E phr N = phr N(C) = E F G A B C D
F lyd N = lyd N(C) = F G A B C D E
G mixo N = mixo N(C) = G A B C D E F
A aeol N = aeol N(C) = A B C D E F G
B loc N = loc N(C) = B C D E F G A

C ion N = ion N(C) = C D E F G A B
C dor N = dor N(Bb) = C D Eb F G A Bb
C phr N = phr N(Ab) = C Db Eb F G Ab Bb
C lyd N = lyd N(G) = C D E F# G A B
C mixo N = mixo N(F) = C D E F G A Bb
C aeol N = aeol N(Eb) = C D Eb F G Ab Bb
C loc N = loc N(Db) = C Db Eb F Gb Ab Bb

Обоими такими способами необходимо уметь пользоваться. Это значит, если вы, например, называете РЕ дорийскую шкалу (символ: D dor), то должны понимать, что это то же самое, что дорийская шкала в диатонике ДО (символ: dor N(C) ). Или наоборот, - вы должны знать, все семь шкал в любой заданной диатонике. Например, в диатонике N(Eb) это будут шкалы (в порядке их номеров): Eb ion, F dor, G phr, Ab lyd, Bb mixo, C aeol, D loc.


В заключение хочу особо подчеркнуть, что все формулы здесь представлены в модальных ступенях, которые фактически являются именами звуков диатоники. Их не следует путать с обычными ступени, которые мы будем называть интервальными, и о них разговор будет впереди.

Практические рекомендации гитаристам.

•   Проиграйте шкалы в каждом из семи боксов от самой нижней для самой верхней ноты и обратно. Заметьте, что когда вы будете соблюдать аппликатурный принцип «три ноты на струне» в момент перехода с 3-й на 2 струну у вас произойдет смена бокса. А оставаясь в боксе, вам придется нарушить  этот принцип. Сколько раз проигрывать шкалы вы знаете: «Эх, раз, еще раз, еще много-много раз…»

•   Научитесь  от любой ноты на любой струне играть любую шкалу вверх и вниз до «упора».  Это вам помогут  сделать  схемы шкал в боксах. Например, чтобы сыграть лидийскую  (четвертую) шкалу от какой-либо ноты на 3 струне, вы находите на схеме такие боксы где на третьей струне имеется ступень 4 (это будут боксы 1, 2 и 7) и дальше действуйте, как показывает схема, двигаясь по ступеням вверх: 4-5-6… или вниз: 4-3-2…  (Ох, и нелегкая это работа и не одного дня (месяца, года…). 

•   Научитесь в любом боксе играть любую шкалу от ее заглавной ступени и доходя до 1 ступени. Почувствуйте, что вы в мажоре! Вспомните, откуда вы сюда пришли. То же самое, но только теперь – доходя до 6 ступени. Теперь вы в миноре.

Тут можно было бы дать вам много всяких вариантов поиграться со шкалами, но вы и сами можете понапридумывать. Главная задача, чтобы ваши пальцы поиспробывали всевозможные варианты маршрутов в натуральной диатонике, а ваши уши научились слышать каждую ступень (ее номер!) 


 
« Последнее редактирование: Ноября 30, 2012, 17:17:08 от vosok »

Оффлайн fire garden

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 128
  • Репутация: +14/-5
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #1 : Ноября 25, 2012, 17:54:11 »
Я всегда, читая в иностранной литературе слово scale, переводил его как "гамма". :hmmm:

Оффлайн vosok Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 41
  • Репутация: +2/-0
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #2 : Ноября 25, 2012, 18:06:41 »
Я всегда, читая в иностранной литературе слово scale, переводил его как "гамма". :hmmm:

Гамма подразумевает звукоряд от тоники. Звукоряд шкалы имеет стартовую ноту, которая совсем не обязательно должна быть тоникой.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #3 : Ноября 26, 2012, 01:21:31 »
Уважаемый vosok, спасибо, что Вы делитесь здесь своей интересной системой!

Звукоряд шкалы имеет стартовую ноту, которая совсем не обязательно должна быть тоникой.
По-моему звукоряд шкалы - это "масло масленное", так как звуко-ряд и шкала в данном случае одно и тоже. Другое дело, что понятие звукоряда относится только к набору звуков, а шкала более общее понятие, подразумевающее наличие разного рода шкал - например интервальной шкалы. Поэтому, имхо, даже логичнее было бы словосочетание "шкала звукоряда".
« Последнее редактирование: Ноября 26, 2012, 01:24:02 от eye »

Оффлайн VoVa666

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 639
  • Репутация: +135/-1
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #4 : Ноября 26, 2012, 10:14:49 »
нифиха не понял :crazy: тут же по интервалам натуральный мажор, а написано:
>тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. От звука С такая последовательность дает ряд звуков диатоники C: C D E F G A B. От звука G - диатоники G: G A B C D E F# От звука F - диатоники F: F G A B C D E и так далее.
ну и чего в тональности F делает нота B ??? будет же лидийский, а он уже не "тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон", а как верно подмечено - от 4й ступени ионийского.
может и опечатка, но вот при создании материала по гармонии подобные штуки сильно напрягают - теряется уверенность в смысле прочтения дальнейшего. как грица: "смысла меньше, чем при полном его отсутствии" :)

если тупо логически, автор - подумай: как могут быть одинаковые знаки альтерации в разных тональностях общего характера (т.е. минор или мажор) лада??? 

Оффлайн vosok Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 41
  • Репутация: +2/-0
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #5 : Ноября 26, 2012, 11:24:16 »
Уважаемый vosok, спасибо, что Вы делитесь здесь своей интересной системой!
По-моему звукоряд шкалы - это "масло масленное", так как звуко-ряд и шкала в данном случае одно и тоже. Другое дело, что понятие звукоряда относится только к набору звуков, а шкала более общее понятие, подразумевающее наличие разного рода шкал - например интервальной шкалы. Поэтому, имхо, даже логичнее было бы словосочетание "шкала звукоряда".

Вообще, говорят, что "Шкала — это упорядоченный ряд отметок, соответствующий соотношению последовательных значений измеряемых величин.". Понятие этого слова в музыке включает как "ряд отметок" - ступеней (или символа, имени... такого ряда), так и соответствующий ряд их значений - звукоряд. Поэтому "мы говорим партия подразумеваем - Ленин..." и наоборот :)


« Последнее редактирование: Ноября 26, 2012, 11:35:40 от vosok »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #6 : Ноября 26, 2012, 20:19:18 »
VoVa666, ну да опечатка, ничего страшного. Заметил - молодец.
А вообще
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Оффлайн VoVa666

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 639
  • Репутация: +135/-1
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #7 : Ноября 26, 2012, 21:47:57 »
eye, насчет формы общения согласен, был не прав, извиняюсь.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #8 : Ноября 26, 2012, 22:04:10 »
VoVa666,  :alc:

Оффлайн buzz

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 214
  • Репутация: +114/-21
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #9 : Ноября 27, 2012, 07:24:50 »
Guitar Scales Mеthod - софтина о том же. Только там олл ин ван) Система упражнений на разучивание гамм/боксов, теория, паттерны, игра в тональности в разных диатонических ладах и пр. Могучий трэйнер.

И, да - все же не шкала, а гамма)
Шкала - это уж совсем какой-то вакуумный конь, труднодоступный для понимания. Зачем усложнять) 

Оффлайн vosok Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 41
  • Репутация: +2/-0
Аккорд-Шкала. Система ДМК (часть 2)
« Ответ #10 : Ноября 27, 2012, 21:18:18 »
Продолжим курс ДМК.

Но сначала, чтобы предупредить всякие ненужные разговоры и философствования «вокруг да около» каких-то используемых мной слов или терминов, объясню свою позицию. Спрашивайте – я отвечу. Выражайте свою точку зрения – я соглашусь или поспорю. На всякие нравоучения или советы патерналистского характера – просто не буду обращать внимания. Да, здесь будет много такого, что не будет соответствовать каким-то сложившимся у вас представлениям. Попытайтесь разобраться, выберите для себя то, что устраивает вас. Вам никто ничего не навязывает. И вы не старайтесь этого делать, по крайней мере, в этой теме. Ну, а тем, кому здесь что-то покажется трудным для понимания, совсем не трудно отказаться от дальнейшего просмотра темы. Продолжим для тех, кому не трудно.

Итак, мы говорим сейчас о шкалах. Само слово, действительно, многозначно, но конкретика таких слов определяется какими-то их расширениями, пояснениями, изображениями, символами и всегда-всегда (это главное!) контекстом.

Давайте определимся с теми шкалами, о которых пойдет речь в дальнейшем.

Вот, например. я называю: "музыкальная шкала" - шкала звуков запдно-европейской музыкальной системы,  обозначаю ее символом - MUS и показываю это в таком изображении:


Не думаю, что кому-нибудь может быть не понятно употребление мной этого символа (При этом вы можете себе называть его как вам только угодно)

Вот еще одна шкала - хроматическая (символ CHR)


Вот как выглядит шкала соответствующих ей звуков от заглавного звука ДО:


То же самое от звука C#:
Ну и т.п. от любого звука.

В шкале MUS в светлых столбцах - так называемые белые звуки, а в затемненных - черные звуки (по цвету белых клавиш ф-но, термины общеприняты). В шкале CHR в светлых столбцах - "белые ступени", в затемненных цветом - "черные ступени"  Термин новый, но аналогия должна быть понятна. Зачем это нужно? Увидим дальше.

Вот как шкала диатоники N соотносится со шкалой CHR:


Мы видим, N диатоника - это как бы пронумерованные белые ступени в системе CHR. На основании шкалы диатоники N созданы две шкалы, которые будем называть: диатонической модальной (символ DMS) и диатонической интервальной (символ DIS).


Эти шкалы по сути дела являются различными системами высотных отношений звуков, каждая из которых имеет свое назначение для выражения определенных функциональных отношений звуков. (Еще одно пугающе многозначное слово слово - функция! Понимать его следует просто как совокупность слышимых свойств звука, проявляемых им в связях с каким-либо другим звуком или группой звуков, а также - всей системы в целом.)

Диатоническая интервальная система DIS - это самая обычная шкала обозначения интервалов, которой пользуются в буквенно-цифровой символике аккордов.  Функция звуков в ней выражают интервалы по отношению к звуку, принятому за приму системы. Такая система (у нас в ДМК) считается тоникальной, если звук ее примы способен выступать в роли вертикальной слуховой опоры - вертикальной тоники.

Диатоническая модальная система DMS - это 17-ступенная шкала, в основу которой положена модальность натуральной диатоники. Эта система предназначена для представления в ней таких музыкальных построений, в которых звуковысотная структура образована преимущественно из какой-либо диатоники в ее чистом, альтерированном или хроматизированном виде. Функции звуков в ней выражают их места расположения в системе. Такая система (у нас) считается тональной, если звук какой-то из ее ступеней способен выступать в роли горизонтальной тоники

Эта последняя система, безусловно, требует более подробных разъяснений, поскольку это наш абсолютный эксклюзив, но всему свое время. Пока можете даже не обращать особое внимание и на все здесь сказанное, кроме единственно требуемого - чисто механического умения пользоваться шкалами в предложенной символике.

 Например, вы должны уметь решать задачи такого типа:

1. В любой из показанных здесь шкал, заданных от любого звука:
•  Определить значение (звуки) заданных ступеней:
•  Определить ступени заданных звуков

Например:
1. В шкале DIS (С)
     •   Определить значение (звуки) ступеней: +5, -6, -2, -9. -5, +11, +7, -13, +9
(Ответ: G#, Ab, Db, Db, Gb, F#, B, Ab, D#)
     •   Определить ступени звуков: Db, G#, Ab, Bb, B, D#, Eb, F#
(Ответ: -2/-9, +5, -6/-13, 7, +7, +2/+9, -3, +4/+11)

2. В шкале DMS (C)
     •   Определить значение (звуки) ступеней #5, b6, b2, b5, #4, b7,
(Ответ: G#, Ab, Db, Gb, F#, Bb)
     •   Определить ступени звуков: C#, Db, Eb, D#, Ab, A#
(Ответ: #1, b2, b3, #2, b6, #6

Сначала необходимо твердо заучить это в шкалах ДО, а затем и от любой другой ноты: DIS (G), DMS (G), DIS (F), DMS (F) ...

Для тех, кто умеет пользоваться буквенными символами, здесь шкала DIS - это пройденный этап. А шкала DMS технически мало чем отличается. Ну, а тем, кому это в новинку, следует, конечно немало потрудиться. (Если, конечно, вам нужна "рыбка из этого пруда" ) :hmmm: 


« Последнее редактирование: Ноября 27, 2012, 21:33:00 от vosok »

Оффлайн sterile_space

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
  • Репутация: +284/-2
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #11 : Ноября 28, 2012, 09:01:09 »
vosok, спасибо, очень интересно. Кажется, я где-то что-то подобное видел (я читал некоторые ваши книги), вы издавали ранее подобный материал? Или сейчас впервые делитесь этой концепцией с общественностью?

P.S.: Сам подход (не концепцией, а скорее отношением к систематизации), как мне показалось, чем-то напоминает разработки eye. Было бы интересно увидеть его комментарии касательно изложенного материала с точки зрения практики применения подобной системы.

P.P.S. Было бы приятно увидеть продолжение. Ещё раз спасибо.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #12 : Ноября 28, 2012, 12:52:43 »
P.S.: Сам подход (не концепцией, а скорее отношением к систематизации), как мне показалось, чем-то напоминает разработки eye. Было бы интересно увидеть его комментарии касательно изложенного материала с точки зрения практики применения подобной системы.
sterile_space, да, я просто взял на вооружение некоторые обозначения - N, обозначение экспонент U,M,H, но никогда не выдавал за свои:
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=213767.msg4613108#msg4613108
Так же мне понравилась идея всевозможных шкал - интервальных, ступеневых и тд.

В остальном мои "разработки" (трихордовые формулы, графическое представление звукорядов в виде круга и еще что-то), думаю, "оригинальны" в данном контексте, хотя ничего революционного в них нет. Например,  Alexey писал по мотивам своих занятий с преподом о трех "фундаментальных" аппликатурах (если не путаю его термин).
Есть еще Guitar Grid - они там трясутся над "оригинальностью" своего "изобретения", лол

Думаю, мое представление звукорядов в виде "колес" более наглядно, чем таблицы Vosok (те, которые в трактате ДМК, здесь еще их нет).
« Последнее редактирование: Ноября 28, 2012, 12:58:57 от eye »

Оффлайн sterile_space

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
  • Репутация: +284/-2
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #13 : Ноября 28, 2012, 20:22:54 »
eye, спасибо за комментарий. Я и имел в виду склонность к систематизации и выражению взаимосвязей в виде "формул". А "трактат ДМК" был давно опубликован?

P.S.: Я вспомнил, что я читал из уважаемого автора - это "Азбука ритма" и "Руководство по игре на плектргитаре". В последней меня поразило очень многое - начиная от необычного названия инструмента и дальше (например, описание позиционного способа с дробными названиями позиций). Как мне показалось тогда, материал автор предназначает явно не для начинающих гитаристов.

Оффлайн VoVa666

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 639
  • Репутация: +135/-1
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #14 : Ноября 29, 2012, 12:41:46 »
вероятно действительно не для всех, посему пересматриваю вопросы - лично мне непонятно, как и любые системы касательно теории относительно гитары. надеюсь кому-то поможет.
« Последнее редактирование: Ноября 29, 2012, 13:32:02 от VoVa666 »