А что такое ладовая модуляция?
Вот определение:
Ладовая модуляция - модуляция, в которой без смещения тоники происходит только перемена наклонения лада в одноименной тональности.
То есть что-то типа мажоро-минора?
Цитататы из Тюлина.
§ 8. Объединенный мажоро-минор
В художественной практике имеет большое значение объединение ладов, варьирование ладовых оборотов, смена одного лада другим в пределах одной и той же тональности. Такая ладовая модуляция, в разнообразных ее формах, широко применялась в музыкальной литературе, начиная еще с подмены минора мажором в староконтрапунктическом стиле, что особенно характерно для музыки Баха...
В теории музыки такого рода ладовая подмена трактовалась как разновидность тональной модуляции. Таким образом, оказывалось, что в самом заключительном кадансе, в последнем, завершающем аккорде, происходит модуляция во вторую степень родства. Это является крупной логической ошибкой, так как сущность тональной модуляции заключается в смещении тонального центра и возникающих отсюда функциональных изменениях аккордов; в ладовой, же модуляции центр остается незыблемым. В классическом стиле, особенно у Бетховена, ладовая модуляция нашла широкое применение в виде неожиданного вступления мажорной тоники, создающего яркий красочный эффект после обыгрывания одноименной минорной.
Чередование одноименных мажорных и минорных ладовых оборотов подтверждает специфику ладовой модуляции в противовес модуляции тональной...
Таким образом, во всех случаях смена мажора минором создает новый импульс движения, чем коренным образом отличается от смены минора мажором, которая способна не только закрепить мажорную тонику, но и замкнуть все движение неожиданно вступившим мажорным тоническим аккордом.
Смена одноименных ладовых оборотов является в классической музыке одним из основных приемов использования красочных (фонических) эффектов.
Объединение на основе ладовой модуляции одноименного мажорного и минорного лада образует мажоро-минорный 10-тоновый звукоряд, взаимоотношения тонов которого образуют самостоятельные соподчиненные ладовые системы, крепко спаянные между собою общим квинтовым остовом лада."
С другой стороны Тюлин не называет ладовой модуляцией объединение натурального, гармонического и мелодического миноров. А называет это полным минором:
"§ 2. Тройная конструкция полного минора
Минорный лад развивался путем объединения всех трех конструкций — натуральной, гармонической и мелодической.
Такой объединенный лад, получивший всеобщее распространение, мы называем полным минором.
В его тройной конструкции главное место занимает гармонический минор в качестве основы всего ладового построения, являющийся как бы нормой, подвергающейся видоизменениям в сторону: 1) оборотов мелодического минора при наличии связи VI ступени с вводным тоном; 2) оборотов натурального минора при стремлении VII ступени вниз, не требующем превращения ее в вводный тон... "
"Но подумав" немного, попытавшись применить на практике теоретические положения далее Тюлин справедливо добавляет:
"Нетрудно заметить, что VI ступень (фа-диез) является отличительным признаком дорийского одноименного лада (см. гл. IV). Поэтому она называется дорийской секстой. Налицо еще одно объединение ладов — эолийского или мелодического с дорийским, с вхождением ладового признака дорийского лада, как подчиненного элемента в пределах данной тональности, то есть без образования модуляционного оборота. "
И действительно сплошь и рядом мы видим использование дорийских признаков в минорной тональности, а не мелодического минора, как учит наука. Почему же тогда постоянно заклинаtтся тройная конструкция полного минора - "натуральный-гармонический-мелодический"? И почему не говорится о ладовой модуляции?
А фригийский? Он тоже имеет свою область применения в минорной
тональности - та же неаполитанская S.
Я считаю, что современный мажоро-минор - это 12-ступенная полутоновая "диатоника", поэтому, если во времена классиков переход из мажора в минор был именно ладовой модуляцией, то сейчас в крайнем случае можно говорить об ладовых "отклонениях" и даже о полной 12-ступенной системе, в которой нет никаких модуляций, а есть 12 ступеней, ставших "диатоническими" при сохранении тоники.
Интересно, что в рамках такой системы происходит с ладовой переменностью. По сути она, похоже, действительно становится синонимом модуляции.
Все-таки Тюлин, идя на поводу общественного мнения профессуры пытается обойти понимание "полного минора":
"§ 4. Обороты, не свойственные полному минору
Специфические ладовые обороты, не свойственные полному минору, в самостоятельном виде производят особый художественный эффект, как и всякое другое нарушение привычной нормы. Они находят свое полное оправдание при соответствии стилистическим особенностям данного произведения, но не должны производить впечатления неоправданной случайности. Соответствующая гармонизация подчеркивает
их ладовое своеобразие.
В примере 69 — самостоятельные обороты натурального (эолийского) минора.
В примере 70 — наиболее специфические обороты дорийского минора.
В примере 71 — мелодический минор при отсутствии связи VI и VII ступеней образует дорийские обороты."
К чему бы это все? А к тому, что прав был
Baraban Многие вещи можно по разному называть.Важны ведь не названия,а что в даном случае можно сделать,что и как обыграть.Найти для себя какое либо обьяснение и не забивать себе голову лишним.В теории есть много разных обьяснений,терминов и т.д.