Автор Тема: "Blue Bossa" (анализ импровизации)  (Прочитано 21412 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Бодя Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 343
  • Репутация: +38/-0
"Blue Bossa" (анализ импровизации)
« : Июля 26, 2012, 23:37:57 »
Всем привет. На этот раз у меня вещь которая знакомая всем, кто имеет к джазу хоть малейшее отношение:)
Название: "Blue Bossa"
Автор: Kenny Dorham
Исполнитель: Dexter Gordon (тенор саксофон)
Альбом: "Biting the Apple" (1976)
Итак, сначала тема.
776172-0

Сначала анализ гармонии. Почти вся гармония состоит из зворотов  II-V-I. Это хорошо видно на картинке. Даная композиция написана в тональноти C минор, поэтому такты 1-8 и 13-16 (Тема А) мы играем гаму До минор или  До Эолийский. На доминанту здесь можна играть разные альтетрированые аккорды, такие как G7/5+, G7/5+/9-, G7/5+/9+. Или можно просто написать G7 alt и тогда человек понимает что здесь можно играть альтерированые аккорды. В 9 такте происходит модуляция в Db мажор и продолжается до 12 такта.

Гармоническая модель:

Сm7   (Im7)            | %             | F m7  (IVm7 )   |    %   |
Dm7/5b ( IIm7b5 ) | G7  (V7)    | Cm7    (Im7  )  |     %   |
-------> модуляция в Db мажор

Ebm7  (IIm7)          | Ab7 (V7 ) | Dbmaj7 (Imaj7)|   %    |
 -------> назад в C минор
Dm7/5b  (IIm7b5 ) | G7   (V7)  | Cm7  (Im7)     | G7 (V7)|



Ну а теперь давайте попробуем проанализировать импровизацию.
Снимал отсюда:

Blue Bossa -Dexter Gordon

Здесь файл Guitar Pro :* blue bossa.gp5 (3.98 КБ - загружено 436 раз.)

PS. Я пока снял только четыре квадрата, продолжение следует.


... и добавил:

Итак. Второй такт это доминанта G7, обыгрывается трезвучие Соль мажор. Третий и четвертый такты на аккорд Cm7 игрем До минор. Пятый такт, на аккорд Fm7 (субдоминанта) играем Фа дорийский. Далее такты 6-8 обыгрываем До минор. Такт 9 тоже до минор или ми бемоль мажор. Такт 10 обыгрываем C дорийский с проходящим хвуком в конце такта (ми бекар). Дальше, такт 111-13 обыгрываем Ми бемоль дорийский, в 12 такте играется арпеджио Gbmaj7 на аккорд Ab7 (доминанта), а 13 и 14 такт Опевание аккорда Dbmaj7. Такт 15-16 я лично считаю это обыгрывается До минор (не вижу смысла рассматривать ноты в контексте аакордов). Такт 17 (и последняя нота 16) - педальный тон (пивот). Такт 18 на аккорд G7 alt мы игрем звуки мелодичного Ля бемоль минора. Такты 19-20 обыгрвываем До дорийский. Такт 22 (и последняя нота 21) снова пивот. 23-24 обыгрывается Фа дорийский, но последние две ноты 24 и весь 25, играется арпеджио аккорда Bo (Bdim). Тут вопрос какое отношение имеет Си уменьшенный к До минору. Ответ: Си уменшенный седьмая ступень гармонического минора (Imin-IIdim-IIImaj-IVmaj-V7-VI7-VIIdim). Такт 26 обыгрываем большой минорный септ аккорд До.

Как всегда, жду критики.
« Последнее редактирование: Августа 02, 2012, 10:32:22 от Бодя »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: "Blue Bossa" (анализ импровизации)
« Ответ #1 : Июля 30, 2012, 19:19:06 »
Цитировать
Второй и третий такты на аккорд Cm7 игрем До минор.

Помогите пожалуйста распознать остальное, такт 9, 24, 25. И кончено, как всегда, жду критики.
с нумерацией тактов путаница - используйте ту, которая в гитар про, чтобы было понятно.
А вообще, анализ содержит много неточностей, да и в съеме есть ошибки.
« Последнее редактирование: Июля 30, 2012, 19:30:44 от eye »

Оффлайн Бодя Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 343
  • Репутация: +38/-0
Re: \"Blue Bossa\" (анализ импровизации)
« Ответ #2 : Июля 30, 2012, 20:08:16 »
с нумерацией тактов путаница - используйте ту, которая в гитар про, чтобы было понятно.

Нумерацию переправил.

А вообще, анализ содержит много неточностей, да и в съеме есть ошибки.

Отлично. Укажите пожалуйста где именно :)

... и добавил:

Добавил еще один квадрат импровизации.
« Последнее редактирование: Июля 30, 2012, 20:30:16 от Бодя »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: "Blue Bossa" (анализ импровизации)
« Ответ #3 : Августа 01, 2012, 03:07:55 »
Цитировать
Помогите пожалуйста распознать остальное, такт 10, 25, 26.
10 - дорийский С минор с проходящей в конце. В следующем такте Ebm дорийский (был снят с ошибкой - там дорийская 6 (C), а не натуральная (Cb) )
25 - в целом натуральный Cm. Ноты F и Ab - два звука из предыдущего арпеджио  Bo и одновременно опевание квинтового тона G в аккорде Cm.
26 - Обыгрывается аккорд Cm+7. Первая нота - вводный тон в +7, дальше практически арпеджио с добавлением 2 ступени - стандартный минорный мотив.
Поскольку, 2го квадрата в файле не было, я его не рассматриваю.
Все остальные комменты по первому квадрату в моем файле. Что непонятно (там сокращения) - спрашивайте.

Замечания по вашему анализу.
Цитировать
Пятый такт интересно, на аккорд Fm7 (субдоминанта) играем Фа дорийский.
А что в этом такого интересного, если на 4 ступени натурального минора по умолчанию получается звукоряд дорийского? Вот другое дело в 19 и 20 тактах играется дорийская 6 на тонику.

Цитировать
Дальше, такт 11-13 обыгрываем Ми бемоль минор, а последние две ноты 13-го и 14 такт Ми бемоль дорийский.
Во-первых в 11 не натуральный Ebm, а как и должно быть - дорийский.
Во-вторых в 12 использовано арпеджио Gbmaj7 на аккорд Ab7 и это важно
В-третьих в 13 и 14 тактах звучит тоника Dbmaj7 и Ebm дорийский там уже ни при чем.
Цитировать
но не могу дать чёткое определение последним четырём нотам 18 такта
Это стандартный доминантовый мотив, основанный на Abm мелодическом без 4 ступени.
Цитировать
Такт 19 как ни странно обыгрвываем До мажор.
Откуда до мажор. Вообще, это сначала опевание звука до с нижним вводным тоном , а потом дорийская 6.
В целом можно было бы сказать, что это звукоряд мелодического До минора.
Цитировать
Дальше, 27 такт обыгрывается Ми минор
А Ми минор здесь каким боком? Опечатка? Но и все равно, там не так просто, тем более снято неправильно.

Цитировать
и с 29 до конца обыгрываем До минор но с додаванием хроматизмов
Совсем плохо. (( Там же тоника - Dbmaj7  и звуки, соответственно 3-4-5 ступени этой тональности. Никаких додавлений хроматизмами.

И еще замечание: начинать анализ любой импровизации  (да и съем) надо с анализа гармонии.
Так же буквенные обозначения базовой гармонии должны стоять над мелодической линией.
Так что вам задание - выписать одной строкой квадрат гармонии, под ней подписать ступени, и третьей строкой - функции.

Оффлайн Бодя Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 343
  • Репутация: +38/-0
Re: \\\"Blue Bossa\\\" (анализ импровизации)
« Ответ #4 : Августа 01, 2012, 11:38:02 »
У меня в гитар про не читаются ваши надписи возле обозначений аккордов. Можно их как нибудь скопировать сюда?

P.S. сдесь еще два квадрата. * blue bossa.gp5 (11.22 КБ - загружено 181 раз.)

... и добавил:

Цитировать
10 - дорийский С минор с проходящей в конце.
проходящяя это имеется в виду хроматизм? или это разные вещи?

Цитировать
26 - Обыгрывается аккорд Cm+7.
это большой минорный септ?

Цитировать
Во-вторых в 12 использовано арпеджио Gbmaj7 на аккорд Ab7 и это важно
тут у меня возникает вопрос: как правильно анализировать - отклоняясь от тоники акорда или общей тональности? По форме здесь арпеджио Gbmaj7 но если смотреть на тональность (Db) опевание аккордовых ступеней.

Цитировать
Такт 18 - Это стандартный доминантовый мотив, основанный на Abm мелодическом без 4 ступени.
А причем Abm мелод. к G7 субдоминанте? Если я захочу использовать мотив в своей игре, как мне его применить к любой тональности?
 
« Последнее редактирование: Августа 01, 2012, 15:33:53 от Бодя »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: "Blue Bossa" (анализ импровизации)
« Ответ #5 : Августа 01, 2012, 19:05:56 »
У меня в гитар про не читаются ваши надписи возле обозначений аккордов. Можно их как нибудь скопировать сюда?
не знаю, как скопировать. Если только картинку...

Цитировать
проходящяя это имеется в виду хроматизм? или это разные вещи?
можно и так, но хроматизм - это слишком обще.
Цитировать
это большой минорный септ?
да
Цитировать
По форме здесь арпеджио Gbmaj7 но если смотреть на тональность (Db) опевание аккордовых ступеней.
там нет опеваний. Это арпеджио субдоминанты на доминантовам басу. полиаккорд Gb/Ab или Ab13sus4(no5). В общем надо воспринимать эти звуки как надстройки в доминант7-аккорде.

Цитировать
А причем Abm мелод. к G7 субдоминанте?
G7 - это доминанта. А данный звукоряд дает все альерированные ступени относительно доминанты.

Цитировать
Если я захочу использовать мотив в своей игре, как мне его применить к любой тональности?
играете мелодический минор на полтона выше, чем тоника доминант7-аккорда. Например на G7alt играется Abm мелодический: Ab-Bb-Cb-Db-Eb-F-G. При игре в нисходящем движении, часто пропускается Db. В сумме получаются надстройки G7(+9/-9/-13)
А сам мотив можно играть от разных ступеней - его можно двигать по м.терциям
Dm+7/G, Fm+7/G, Abm+7/G

Оффлайн Бодя Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 343
  • Репутация: +38/-0
Re: "Blue Bossa" (анализ импровизации)
« Ответ #6 : Августа 01, 2012, 20:25:14 »
Спасибо. Скажите еще правильно ли я все сделал в первом посте? и обьясните еще вы говорили написать функции гармонии. Что это значит?
Цитировать
не знаю, как скопировать. Если только картинку...
давайте картинку.

Может быть дадите мне еще какое нибудь задание или совет, как например выше.
Я попытаюсь поанализировать еще два квадрата.
« Последнее редактирование: Августа 01, 2012, 20:39:09 от Бодя »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: \"Blue Bossa\" (анализ импровизации)
« Ответ #7 : Августа 01, 2012, 20:47:01 »
Цитировать
Скажите еще правильно ли я все сделал в первом посте? и обьясните еще вы говорили написать функции гармонии. Что это значит?
В общем правильно.
Строгих канонов записи нет. Я предпочитаю такую форму. Иногда ступеневый анализ имеет несколько уровней..

|Сm7  |  %  | F m7   |  %   |Dm7b5 | G7   | Cm7    |   %   |
(c) i7               iv7                 ii7-5    V       i
 t                     s                   s        d       t

|Ebm7  | Ab7 | Dbmaj7 |   %    |Dm7b5  | G7    | Cm7    | G7    |
(Db) ii7    V7        I+7            (c)  ii7-5     V7       ii7        V7
     S        D         T                      s         d         t          d   


Функции - тоника, субдоминанта, доминанта. Иногда медианты... Если не знаете, что такое SDT - это надо читать учебники. Смысл функций - роль аккорда в функциональной гармонии - устой(T), неустой претендующий на роль устоя(S), неустой стремящийся разрешиться в устой(D).

... и добавил:

Цитировать
Может быть дадите мне еще какое нибудь задание или совет, как например выше.
Так продолжайте в том же духе, с учетом замечаний. Старайтесь дать определение каждому кусочку импровизации без исключений. Что это - опевания, проходящие, вспомогательные, какие-то арпеджио, лады, фигурации, секвенции, ступени. Контур мелодий, скрытое голосоведение, кульминации. Обращайте внимание, как соединяются аккорды, какое место занимают терции и септимы аккордов, какие альтерации, надстойки используются? На акценты (например, в этом соло хорошо слышно, как Декстер выделяет слабые восьмые и играет назад).
Ну и, наконец, желательно выучивать разобранные  соло, играть и пропевать вместе с инструментом.
А потом импровизировать, варьируя выученное соло.
777461-0
« Последнее редактирование: Августа 01, 2012, 21:09:38 от eye »

Оффлайн Бодя Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 343
  • Репутация: +38/-0
Re: "Blue Bossa" (анализ импровизации)
« Ответ #8 : Августа 02, 2012, 00:27:09 »
1) Вот например в такте 6 вы написали Fm7(13), но по факту эта 13-тая ступень и есть 6 дорийская. так какая разница?
2)В такте 15-16 надписи Dm7-5 и G7 это написана гармония или то что играется на гармонию? Потому что я считаю что рассматривать эти ноты в контексте аккордов не имеет смысла, потому что играется ритмический рисунок основной темы, и ноты - из гаммы До минор (диатоника).
3)В такте 9 все ноты из гаммы до минор, или если рассматривать ми бемоль как центр, то это просто какие-то секвенции, чтоли. Там есть нота Ре (vii ступень) а в мажорной пентатонике седьмой нету.
« Последнее редактирование: Августа 02, 2012, 00:43:33 от Бодя »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: \"Blue Bossa\" (анализ импровизации)
« Ответ #9 : Августа 02, 2012, 00:46:29 »
1) Вот например в такте 6 вы написали Fm7(13), но по факту эта 13-тая ступень и есть 6 дорийская. так какая разница?
Разницы нет, а что?
Цитировать
2)В такте 15-16 надписи Dm7-5 и G7 это написана гармония или то что играется на гармонию?
На этой высоте (линии) написана базовая гармония. Комменты на линии чуть выше.

Цитировать
Потому что я считаю что рассматривать эти ноты в контексте аккордов не имеет смысла, потому что играется ритмический рисунок основной темы, и ноты - из гаммы До минор (диатоника).
Это как вам угодно. Только я не понял, даже если играется тема или близко к ней - почему это не может быть увязано с аккордами. Даже, когда вы играете тему, вы должны знать и слышать аккорды, которыми эта тема гармонизована и слышать ступени относительно гармонии (есть и другой вариант, но здесь не тот случай.
Тем более обратите внимание, что мелодия останавливается на аккордовых звуках.
А то, что это диатоника, так и там, где Ebm дорийский - это тоже ноты гаммы и тональности Db мажор )

Но если вы считаете, что он импровизирует там горизонтально, "забывая" об аккордах - может и так, я не знаю.

... и добавил:

3)В такте 9 все ноты из гаммы до минор, или если рассматривать ми бемоль как центр, то это просто какие-то секвенции, чтоли. Там есть нота Ре (vii ступень) а в мажорной пентатонике седьмой нету.
Вы правы, здесь вообще везде либо До минор, либо Db мажор. В данном случае просто подписаны "конструктивные" элементы, так как они выглядят изолированно от тонального контекста. Это скорее касается мелодических средств импровизации, техники формальных "замен". Например, когда говорят, что на G7 играется Abm мелодический, понятно, что это не Abm мелодический, а некий альтерированный звукоряд от G. А если его рассматриват в До мажоре это вообще будет лад с пониженной 1 ступенью )
Просто удобнее назвать его знакомым словом. Так и в данном случае.
Насчет ноты Ре - там же написано "или гексатоника".
« Последнее редактирование: Августа 02, 2012, 12:38:53 от eye »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: "Blue Bossa" (анализ импровизации)
« Ответ #10 : Августа 03, 2012, 02:40:39 »
Цитировать
играется арпеджио аккорда Bo (Bdim). Тут вопрос какое отношение имеет Си уменьшенный к До минору. Ответ: Си уменшенный седьмая ступень гармонического минора
Объяснение, хотя и похоже на правду, но не совсем верное. Да, в гармоническом миноре на седьмой уменьшённый, но почему там играется арпеджио аккорда седьмой ступени, хотя там аккорд V? А можно ли сыграть это арпеджио на доминанту в мажоре?
Думаю, объяснять это арпеджио лучше отталкиваясь от базового аккорда G7. Получается, что B-D-F-Ab это просто 3-5-b7-b9 аккорда G7b9. Так же вы можете играть, например, арпеджио Em7 на Cmaj7(9) или Cmaj7 на Am7(9) и тд. Опять-таки это дело техники - вы можете на G7 играть и думать "Bø", "Fm7", "Fmaj7","Dm7", "Abmaj7" и тд, но звучать, разумеется будут не эти аккорды, а G7 с соответствующими надстройками.

Оффлайн Бодя Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 343
  • Репутация: +38/-0
Re: "Blue Bossa" (анализ импровизации)
« Ответ #11 : Августа 03, 2012, 09:45:25 »
А можно ли этот аккорд (Во) рассматривать как  доминанту? Сыграть например гармонию Dm7/5-| G7 Bdim | Cm7. Там вроде субдоминанта и доминанта строится не только на 4-той и 5-той ступени,верно?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: "Blue Bossa" (анализ импровизации)
« Ответ #12 : Августа 03, 2012, 14:17:38 »
Доминанта - это функция. Поэтому можно. Но в джазе обычно, наоборот, viio часто рассматривают, как V7 без основного тона. Но в данном случае речь не об этом. Там просто нет этого vii аккорда, а есть мелодия, которая движется по ступеням, сумму которых можно определить как viio, если смотреть на них изолированно от контекста.

Просто надо учитывать, что наш объект (грубо говоря "джазовая импровизация") имеет несколько пластов -
1) базовая гармоническая схема. Схема дается, как правила в форме аккордов с основным тоном в басу.
2) реальное ее воплощение (то, что нажимают музыканты, основываясь на этой схеме и технике расширения и варьирования гармонии).
3) мелодическая импровизационная линия, которая основана на той же базовой схеме и технике расширения гармонии плюс еще разные подходы. используемые в импровизации (гармонические и ладовые).

Таким образом есть константные "виртуальные" компоненты, а есть реальные переменные.

При коллективном музицировании разные музыканты (солист, басист и "гармонист") имеют свободу и взаимодействие при импровизационной трактовке гармонии, но в основе этого лежит базовая схема, поэтому в сумме все звучит в необходимых рамках, хотя как бы все три могут играть разные "аккорды".
Поэтому в данном случае мы говорим об аккорде G7 и том, что на него может быть реально использовано - всякие лады, пентатоники, арпеджио разных 7-аккордов, имеющие в названии иные тоники - выбор за импровизатором. При этом эти арпеджио не рассматриваются и не обсуждаются, как элемент базовой схемы.
« Последнее редактирование: Августа 03, 2012, 14:26:17 от eye »

Оффлайн Бодя Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 343
  • Репутация: +38/-0
Re: "Blue Bossa" (анализ импровизации)
« Ответ #13 : Августа 03, 2012, 22:47:33 »
Продолжаем анализ. * blue bossa (update) + 2 kvadrata.gp5 (68.15 КБ - загружено 161 раз.)
Такт 34-36 - секвенции -  меня сбивает с толку то мажорная то минорная терция. Если минорная терция то это дорийский До минор, если мажорная то миксолидийский. Но все таки аккорд Cm7 то скорее дорийский, но ми бекар сбивает с толку.
Такт 37-38 обыгрывается фа минор с использованием педального тона.
Такт 39-40 обыгрывается Фа мелодический минор (не знаю почему, помогите)
Такт 41-42 До дорийский.
Такт 43-44 если воспринимать ноту Си бемоль как центр то это пентатоника. Но если посмотреть дальше на такты 45-46 там похожие секвенции то можно сказать что это все обыгрывается Ми бемоль дорийский.
« Последнее редактирование: Августа 04, 2012, 00:07:43 от Бодя »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: \"Blue Bossa\" (анализ импровизации)
« Ответ #14 : Августа 04, 2012, 01:06:00 »
у меня  файл blue bossa (update) + 2 kvadrata.gp5 не открывается

... и добавил:

Открался более ранний файл.
Такт 34-36 - секвенции -  меня сбивает с толку то мажорная то минорная терция. Если минорная терция то это дорийский До минор, если мажорная то миксолидийский. Но все таки аккорд Cm7 то скорее дорийский, но ми бекар сбивает с толку.
Там нет Ми бекара, а есть Ми бемоль - послушайте внимательно. Так что фраза вписывается в дорийский До минор, а арпеджио на Cm7 сыграны такие Dm(7),Cm, Gm, F, Cm. Кстати, то что в файле - с ми бекаром - тоже нормально слушается, именно благодаря секвенционному движению и, возможно, предвосхищает переход в Fm
Цитировать
Такт 37-38 обыгрывается фа минор с использованием педального тона.
Очень красивый мотив. Но я бы не стал использовать здесь термин "педальные тона", не похоже.
Цитировать
Такт 39-40 обыгрывается Фа мелодический минор (не знаю почему, помогите)
Думаю, там все в рамках дорийскго Фа (или натур Cm), а ми бекар - это вспомогательный звук соединяющий две ноты Фа - прием мелодической фигурации. Впрочем мог бы быть и Фа мин. мелодический, который еще называют суперлокрийский (локрийский с бекар 2) и его используют на ii7-5(ø) и последующую доминанту X7(-9/13). Помните, я писал про звукоряд мелодического минора, который может использоваться для обыгрывания доминанты от разных ступеней - от 5, b7 и b2 (Dm+7, Fm+7, Abm+7)/G ?
Цитировать
Такт 43-44 если воспринимать ноту Си бемоль как центр то это пентатоника.
Еще можно выделить звуки   арпеджио Bbm7 и, соответсвенно, эти звуки будут образовывать надстройки (upper structure) в Ebm7=5,b7,9,11 и в Ab7 = 9,11,13,(15)

Цитировать
такты 45-46 там похожие секвенции то можно сказать что это все обыгрывается Ми бемоль дорийский.
Эта фраза основана на той же идее, что и в 34-35, только вместо трезвучий использованы септаккорды. Поверх Dbmaj7 играется секвенция Bbm7, Fm7, Ebm. Все это вписывается в диатонику Db мажор или параллельный Bbm. Я бы не стал это привязывать к Ebm дор, так как здесь это играется на тонику.

Вот это еще может пригодиться:
http://belcanto.ru/neakk.html
« Последнее редактирование: Августа 04, 2012, 03:42:17 от eye »