Автор Тема: Блюзовый лад в натуральном мажоре  (Прочитано 3650 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Блюзовый лад в натуральном мажоре
« : Февраля 06, 2016, 19:34:19 »
Статья "Блюзовый лад в натуральном мажоре".  Тема для многих известная, тем не менее, возможно кому-то будет интересно.

http://dmitrymaloletov.ru/bluesindur.html



Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Блюзовый лад в натуральном мажоре
« Ответ #1 : Февраля 06, 2016, 23:10:32 »
Статья понравилась. :) Лаконичная и с примерами. С моей точки зрения не хватает только более подробной
информации по блюзовому ладу и то, только в том случае, если статья рассчитана на новичков.
« Последнее редактирование: Февраля 06, 2016, 23:24:31 от Алиса84 »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Блюзовый лад в натуральном мажоре
« Ответ #2 : Февраля 07, 2016, 15:55:31 »
Понятно, что материал не рассчитан на совсем новичков. Статья является неким продолжением темы "Ладовый и аккордово-функциональный подходы в импровизации" http://www.dmitrymaloletov.ru/blues0.html

В мажоре, используя блюзовый лад в чистом виде, по сути, применяется ладовый подход, где в основе концепции лежит не обыгрывание функций гармонии (мажорной в данном случае), а играются фразы в одном ладу (блюзовом), как бы, на тонике. Такой подход наблюдается у многих гитаристов, выросших на рок-н-ролле. Но блюзовый лад в чистом виде не всегда ложится органично в мажоре. Поэтому необходимо переходить на блюзовый лад только на некоторых функциях гармонии. Например на субдоминанте. Получается при этом легкое ладовое отклонение. Переход из одного лада в другой, тонкое чередование их, очень приятно на слух.
Пропорции звучания того или иного лада в фактуре выбираются в зависимости от целей и задач. Если требуется более классическая структура (например в патриотической песне), надо играть в чистом мажоре. Если это рок-баллада, то можно делать больше уход в блюзовый лад. 

« Последнее редактирование: Февраля 07, 2016, 15:59:43 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн jinn71

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9754
  • Гитарист
Re: Блюзовый лад в натуральном мажоре
« Ответ #3 : Февраля 09, 2016, 23:30:22 »
Дмитрий Малолетов, Добрый день. прочитал вашу статью мне кажется она будет интересна аудитории которая выучила "блюзовые дела" но не знает как их вставить в другой материал.
Тем немение считаю что нужно расширить материал в двух направлениях 1. опевание 2. ритмика
для поддержании логики повествования пояснить что привнесение элементов звучание "блюз", "смуч-джаз"(например) возникает не только от блюз гаммы но и от синкоп и акцентов.
и коли уж упомянули о проходящих тонах может стоило таки про устойчивые чуть-чуть ну и соответственно об опеваниях ( ну например мажорной терции). Мне кажется тогда статья была бы более завершенной.
Ну уж ежели бы примеры с табами и минусами и фразочки попроще с максимально легким запоминанием то аудитория которой стала бы интересна
статья наверняка была шире.
Еще раз спасибо за то что делаете нужное дело.
Материала о том как создать "легкое звучание" с "джаз колоритом" в поп песне считай нет, тем более на русском.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Блюзовый лад в натуральном мажоре
« Ответ #4 : Февраля 10, 2016, 00:34:40 »
jinn71,  В статье только кратко описан принцип. Понимая этот принцип, каждый уже сможет экспериментировать и искать собственные интересные фразы. В какую ритмику, какими фразами обыгрывать, в какую форму все это "упаковывать", дело конкретных произведений. Поэтому конкретных деталей в статье нет.

Вообще, цель небольшой статьи - дать информацию к размышлению. Это не учебник, где тема рассмотрена глубоко и детально.

Оффлайн jinn71

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9754
  • Гитарист
Re: Блюзовый лад в натуральном мажоре
« Ответ #5 : Февраля 10, 2016, 01:12:35 »
Дмитрий Малолетов, Конечно понятно что это обзорная статья. но я бы включил 2 пункта о которых я писал даже в рамках подобной статьи. ;D
а вот ноты, табы минуса это уж конечно другой коленкор.

Оффлайн TDA

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 69
Re: Блюзовый лад в натуральном мажоре
« Ответ #6 : Февраля 11, 2016, 16:22:22 »
Дмитрий Малолетов,

Вопрос по материалу  статьи  "Ладовый и аккордово-функциональный подходы..." .  Не могли бы вы  подробней рассказать про "использование стандартного джазового оборота I II V в структуре блюзовой гармонии".

1. На сколько мне известно в джазе "стандартным" считается оборот II V I, вы не ошиблись написав  I II V?
2. К какой тональности относятся указанные ступени (что понимать в качестве I) - к основной тональности или  соответствующей аккорду, на который меняется гармония?
3. В каких "местах" блюзовой гармонии  лучше всего такой прием работает?
4. Существуют ли другие аналогичные  обороты , которые можно таким же образом употребить в джаз-блюзовых импровизациях? 

Я интересуюсь джазовым блюзом. Может показаться странным, но очень хочу научиться импровизировать на джаз-блюзовую гармонию так, чтобы в фразировке было как можно больше "джаза" и меньше  "блюза". Чувствую, что указанный вами подход поможет в этом.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Блюзовый лад в натуральном мажоре
« Ответ #7 : Февраля 11, 2016, 23:57:13 »
TDA,  В стандартном блюзе, как мы знаем, три аккорда.
При тональном подходе мы их рассматриваем по мажору, как функции T S D. Но при этом вкрапляем блюзовый лад, тем самым расширяем мажорный лад в импровизации.
При модальном походе мы можем использовать блюзовый лад, при смене аккордов мы все равно остаемся в ладу, как бы,  на одном тональном центре. Более сложный вид, когда каждый аккорд рассматривается как новая тоника. При импровизации происходят отклонения в другие лады от нового тонального центра.
Что касается применения II V I, то при помощи этой последовательности можно прийти в новый аккорд, беря его за временную тонику.
Например, в тональности С второй аккорд F. В него можно прийти сыграв II V I от F. То есть это будет выглядеть |С7    | Gm7 C7alt| F7     | 
 С7alt можно рассмотреть через тритоновую замену F#7alt
И таким образом через схему II V I в импровизации можно подойти к любому аккорду, мысленно расширяя сетку, где перед следующим аккордом (который принимается за тонику) берется два промежуточных аккорда (или просто доминанта).
Имея в запасе большое кол-во заготовок на II V I , и умея их без труда  играть в любой тональности можно существенно расширить любую последовательность. И блюзовую в том числе.

Оффлайн jinn71

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9754
  • Гитарист
Re: Блюзовый лад в натуральном мажоре
« Ответ #8 : Февраля 12, 2016, 02:19:23 »
TDA,  .
Что касается применения II V I, то при помощи этой последовательности можно прийти в новый аккорд, беря его за временную тонику.
Например, в тональности С второй аккорд F. В него можно прийти сыграв II V I от F. То есть это будет выглядеть |С7    | Gm7 C7alt| F7     | 

в аккорд F7 можно прийти сыграв II V I от тональности Bb-dur где F7 доминанта (V), получившаяся последовательность такова / C7/Cm7 F7/ по тому же правилу применяя его к первому такту ( II V I от тональности F-dur где C7 доминанта ( V) ) имеем последовательность /Gm7 C7/Cm7 F7/
Тоника таким образом избегается "усиливая-подготавливая" доминантовую функцию

ЗЫ ; прошу прошение что влез в ваш тэт а тэт :)
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2016, 02:24:29 от jinn71 »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Блюзовый лад в натуральном мажоре
« Ответ #9 : Февраля 12, 2016, 03:30:54 »
Я интересуюсь джазовым блюзом. Может показаться странным, но очень хочу научиться импровизировать на джаз-блюзовую гармонию так, чтобы в фразировке было как можно больше "джаза" и меньше  "блюза". Чувствую, что указанный вами подход поможет в этом.
Но ведь есть сетка "Bebop Blues", где больше джаза, сплошные II-V и почти ничего не осталось от блюза-
|Fmaj7|Em7-5 A7|Dm7 G7|Cm7 F7 | Bb7 |Bbm7 Eb7|Am7D7|Gm7C7 и тд

http://www.guitarcats.com/realbook-jazz-standards/blues-for-alice

Здесь статья, как происходит такая регармонизация
http://www.jazzguitarlessons.net/jazz-guitar-blues.html

Оффлайн TDA

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 69
Re: Блюзовый лад в натуральном мажоре
« Ответ #10 : Февраля 12, 2016, 17:17:23 »
Дмитрий Малолетов,  Спасибо, теперь стало понятней.

в аккорд F7 можно прийти сыграв II V I от тональности Bb-dur где F7 доминанта (V)...
если тональность Bb-dur то сыграв  II V I  придешь только в Bb: Сm7-F7-Bb и никак иначе. От этого совсем не понял схему указанную вами далее.

eye, Как вы думаете, может ли теоретически сработать такой прием:  строятся фразы по сетке "Bebop Blues" на  звучание стандартной джаз-блюз гармонии (допустим, номер 4 из указанной статьи)? 

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Блюзовый лад в натуральном мажоре
« Ответ #11 : Февраля 12, 2016, 17:52:39 »
eye, Как вы думаете, может ли теоретически сработать такой прием:  строятся фразы по сетке "Bebop Blues" на  звучание стандартной джаз-блюз гармонии (допустим, номер 4 из указанной статьи)? 
Теоретически может, но аккомпанемент должен быть соответствующим (не в смысле гармонии, а стилистически).

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Блюзовый лад в натуральном мажоре
« Ответ #12 : Февраля 12, 2016, 18:42:31 »
TDA, Играя в трио (гитара, бас, ударные) гитарист вполне может играть импровизацию по расширенной  гармонии (которая домысливаетя).
Но с аккордовым аккомпанементом (пиано или гитара), данные обороты требуют соответствующей поддержки. То есть если пианист будет тупо играть на трех аккордах, а солист будете играть соло по биповоской схеме, то хорошего получается мало.

И вообще надо придерживаться стилю. Кондовый трехаккордный рок-блюз, например, играется больше на минорной пентатонике. И упор делается не на расширение гармонии, а на исполнительской экспрессии (которая достигается бэндами, вибрато и т.д.). И внедрение в такой блюз всяких "альтераций"  нарушает формат и смещает акценты))) Люди, слушая такое "атональные" соло, могут подумать, что гитарист просто играет "по соседям". Кстати, даже сами джазмены (например Луи Армстронг) биповские "блюзы" называл "китайской музыкой".

Поэтому использовать все эти наработки нужно предельно осторожно )) ) ) ))

Аналогичная картина будет и в другом случае, когда аккомпаниаторы играют "биповоский" или джазовый блюз, а гитарист играет в одной пентатонике. Это часто, кстати, приходится слышать на сейшнах и конкурсах. Все должно соответствовать стилю, в каждом из которых есть свой язык.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2016, 18:53:33 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн jinn71

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9754
  • Гитарист
Re: Блюзовый лад в натуральном мажоре
« Ответ #13 : Февраля 13, 2016, 09:48:07 »
Дмитрий Малолетов,  Спасибо, теперь стало понятней.
если тональность Bb-dur то сыграв  II V I  придешь только в Bb: Сm7-F7-Bb и никак иначе. От этого совсем не понял схему указанную вами далее.

eye, Как вы думаете, может ли теоретически сработать такой прием:  строятся фразы по сетке "Bebop Blues" на  звучание стандартной джаз-блюз гармонии (допустим, номер 4 из указанной статьи)? 
используются несколько цепочек II-V. где тоника не наступает а подменяется новым оборотом II-V(В другой тональности)
см по ссылке приведенной eye,  пример №5
http://www.jazzguitarlessons.net/jazz-guitar-blues.html

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Блюзовый лад в натуральном мажоре
« Ответ #14 : Февраля 13, 2016, 19:52:05 »
TDA, Помимо расширения гармонии по квинтовому кругу, для выхода в импровизации в блюзе из тонического блюзового лада, есть еще масса приемов - паттерны-секвенции, ладовые отклонения, использование симметричных гамм и т.д.