Автор Тема: Чем отличается тональность C от Am  (Прочитано 13697 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #30 : Апреля 05, 2009, 21:02:56 »
Цитировать
и почему "из состава аккордов гармонического лада на практике используется только V и vii (да и то не всегда)"? а ii, vi не используются совсем никогда?

а какое отличие между ii, vi  в натуральном миноре и гармоническом? Я же написал "из состава аккордов гармонического лада", а не "в миноре используются только V и vii" ))

Цитировать
но это не значит, что надо забыть о нем и никому не рассказывать о том, что есть такая важная, достаточно использемая и распространенная вещь
ну и к чему этот пассаж, после того, как я написал "И да, верно, начинающим необходимо знать функциональные принципы гармонии. "? так и рождается многобуквенность.

Цитировать
мне почему то всегда казалось, что от этого стоит куда-то плясать и дальше говорить, что на 5-ой ступени может быть и не мажорный аккорд и вообще все несколько сложнее и разнообразнее может быть
Как раз плясать надо от натурального лада, как исходного, а появление мажорной V возникло позже для получения отношений по принципу мажора. Постепенно тональная система обогащается аккордами из мажора, (а в мажоре - аккордами минора), что позже привело к объединенной мажороминорной тональности. Также в дальнейшем мажоро-минор обогатился аккордами других ладов и сформировалась "12-ступенная диатоника".
Должна быть логика - от простого к более сложному..

Цитировать
вот "пока" оно имеет отношение к отсутсвию доминанты?
Пока, потому что, да, во-первых на самом деле неизвестна какая там гармония подразумевалась, какие еще аккорды могли быть и в каких соотношениях. Не достатлчно фактов, чтобы судить однозначно.

Цитировать
а частично или неявно функциональные отношения не могут присутсвовать?
Я уже написал, что понятие функциональности несколько изменилось в отличии от классического. И люди, с воспитанным функциональным слухом, могут ощущать в той или иной мере функции и в ладовой музыке. Устой-неустой - это уже функции. Настоящая модальность с финалисом вместо тоники и тд современному слуху, наверное, мало доступна, разве что в системах основанных на симметричных ладах.
То есть, можно считать условно, что в народных ладах функции располагаются на тех же ступенях, то есть, например, в эолийском Ля  или миксолидийском А доминантовую функцию выполняют Em и G.
 
Но если говорить о классической функциональной системе, то в поступенном следовании C-Dm-Em-F нет функций - это классический образец ладовой гармонии, который может встречаться, разумеется, внутри в произведения в целом основанном на фунциях.

Цитировать
и вот еще что интересно - а если бы мои дилетантские рассужденяи не были подкреплены хорошей долей надменности, вы бы ничего не сказали и не развеяли мой дилетантизм?

Не знаю, это зависит от свободного времени, настроения и прочее. На эти темы я уже писал и нет смысла поправлять каждого отдельно - кому надо прочитают, спросят.

Цитировать
я вот сейчас дописываю очередной многобуквенный пост, в ответ на еще более многобуквенный - ну чем не сорвнование в многобуквенности - и это тоже не претензия, просто забавно смотриться это все со стороны.. ну, мне по крайней мере забавно..
Вы знаете, многобуквенность - это не показатель. Важен коэфициент полезности B=P/N , где P - полезная, интересная инфа, N - количество букв. (вообще за математичскую корректность формулы не ручаюсь )
Вот, например, у Крэйга при небольшом N, и нулевой P, коэф. полезности сообщений равен 0. ))
« Последнее редактирование: Июля 08, 2009, 16:34:33 от eye »

Оффлайн Tyrannosaurus Rex

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 649
  • Репутация: +283/-17
  • DOBрый слон
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #31 : Апреля 05, 2009, 21:14:55 »
Например возьмем тональность Рэ мажор(фадиез,ля,рэ) вроде все мажорное. А если возьмем тональность рэ минор(фа,ля,рэ) то все аккорды будут минорные?так чтоли?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #32 : Апреля 05, 2009, 22:43:22 »
Например возьмем тональность Рэ мажор(фадиез,ля,рэ) вроде все мажорное. А если возьмем тональность рэ минор(фа,ля,рэ) то все аккорды будут минорные?так чтоли?
Нет.

D мажор
D Em F#m  G   A  Hm  C#m-5
I   ii     iii    IV  V   vi    vii-5
D минор натуральный

Dm Em-5   F   Gm  Am  Bb   C
 i    ii-5    bIII  iv    v     bVI bVII
Dm дорийский
Dm Em  F    G   Am  Hm-5  C
 __   ii   __  IV  __    vi-5   __
(отмечены только "новые" аккорды относительно натурального минора)

Dm гармонический

Dm+7 Em-5  F+5    Gm    A(7)   Bb   C#-5
(i+7)  ___   (bIII+5) ___  V(7)  ___  vii-5

Полный D минор:

Dm Em-5(Em) F Gm (G) Am (A) Bb Ho и еще можно добаваить фригийский Eb
(это, конечно не все,а только наиболее употребимые аккорды)

Обращение аккорд bIII+5 можно встретить в последовательности
Am  C+5/G#   C/G   Am/F# Fmaj         (лестница в небо (xx6557), Story Of Blues Г.Мура (4x655x))
 i    bIII+5/5   III/5  viø     bVII+7
Здесь С(maj7)+5/G# обычно записывается как E+5/G# - функционально так и есть, но с чего бы в Ми повышается 5я?
Так же часто этот аккорд записывается как Am+7add9 - но куда делась тоника А?
« Последнее редактирование: Апреля 06, 2009, 11:08:00 от eye »

Оффлайн ZZZVUL

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 319
  • Репутация: +24/-0
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #33 : Апреля 06, 2009, 10:31:40 »
Вроде минор бывает натуральный, гармонический и мелодический, а мажор небывает.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #34 : Апреля 06, 2009, 11:00:25 »
Вроде минор бывает натуральный, гармонический и мелодический, а мажор небывает.
бывает. еще много чего бывает.
с этим разберитесь.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #35 : Апреля 06, 2009, 13:48:27 »
Минор в отличии от Мажора, не является столь завершенной системой, поэтому его система складывается из аккордики нескольких ладов: натурального, гармонического и дорийского (в книгах обычно пишут не дорийского, а мелодического, поэтому можно его добавить до кучи, но аккорды можно объянить тремя первыми). Эта система называется "Полный минор".
А дважды гармонический минор почему обошли вниманием? Разве он не входит в полный минор?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #36 : Апреля 06, 2009, 21:22:16 »
А дважды гармонический минор почему обошли вниманием? Разве он не входит в полный минор?
Не входит. Не повезло ему ))
Я думаю, что причина в том, что, несмотря на название (у него есть и другие названия) он ничего не дает гармонической системе в смысле аккордики. Разве что мажор на 2 ступени, но он имеет обычно другое происхождение.
Из-за двух увеличенных секунд у него "фиговые" аккорды получаются. По сути это не гармонический лад (лад на основе, которого строится гармония), а монодический лад (мелодичекий). Здесь термины гармонический и мелодический надо понимать в прямом смысле, а не в связи с названиями ладов.
Это мои предположения, но можно просто кивнуть на теоретиков (Тюлин):
« Последнее редактирование: Апреля 06, 2009, 21:24:51 от eye »

Оффлайн Fuzzy Logic

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1471
  • Репутация: +222/-0
  • Guitarplayer FUN!..
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #37 : Апреля 07, 2009, 01:07:14 »
оу, проходил мимо и решил сказать, что наговорил я тут кучу херни..
да, попытался даже доказать, что это не херня, но почему-то не получилось..
наверное я сделал не очень убедительное лицо.. :crazy:
а знаете, а это затягивает - доказывать свою херню.. мда.. :D

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #38 : Апреля 07, 2009, 02:33:05 »
Проходил тут.. херня  :crazy:

Оффлайн Tyrannosaurus Rex

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 649
  • Репутация: +283/-17
  • DOBрый слон
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #39 : Апреля 07, 2009, 07:12:03 »
Люди, киньте хотя бы книженцию или видео где обо всем этом рассказано и написано.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #40 : Апреля 07, 2009, 09:23:42 »
Например, в "Дом Восходящего Солнца" работают все три минора:
|Am(н)|C(н)|D(д)|F(н)|Am(н)|C(н) |E(г)|
Соответствно, при обыгрывании надо, либо в определенных местах менять лады, либо ограничиться основным ладом - натуральным (еще проще обойти "скользкие" ступени при помощи  пентатоники).
А как при помощи пенототоники обырать аккорд |E(г)| в этой последовательности?
Если обыгрвать Am или Em пентотоникой получается вроде в кассу но в этих пентатониках нет G# и теряется  колорит гармонического минора. Если обыгрывать E мимажорной пентатоникой получается лажа когда играешь С#.
Хорошо ложится такой лад: E,F#,G#,H,D но это не пентатоника вроде.
Так какая пентатоника должна быть для аккорда |E(г)| в контексте дома восходящего солнца?

... и добавил:

Am  C+5/G#   C/G   Am/F# Fmaj         (лестница в небо (xx6557), Story Of Blues Г.Мура (4x655x))
 i    bIII+5/5   III/5  viø     bVII+7[/table]

Здесь С(maj7)+5/G# обычно записывается как E+5/G# - функционально так и есть, но с чего бы в Ми повышается 5я?
Так же часто этот аккорд записывается как Am+7add9 - но куда делась тоника А?
Я  бы записал так:
Am  Amadd9/G#   Am/G   Am/F# Fmaj
Я не слышу сдесь смены минорного аккорда на мажорный.
ИМНО здесь движение верхнего и нижнего голоса внутри аккорда, а не смена аккорда и уж тем более не изменение его функции.
То что в какойто момент времени не звучит тоника по моему это не аргумент.
Допустим я играю Am7 фактурой гун-ца, гунца.
|--------| --------|
|--1---1-|--1---1-|
|--0---0-|--0---0-|
|--2---2-|--2---2-|
|0-------|0-------|
|----0---|----0---|
Я что должен гармонию записывать
|Am7 Em#5|Am7 Em#5|
или
|Am7 С/E|Am7 С/E| ?

По моему запись
|Am7 Am7/E|Am7 Am7/E|
будет уместнее.
« Последнее редактирование: Апреля 07, 2009, 09:45:29 от Taps »

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #41 : Апреля 07, 2009, 10:39:27 »
 
Цитировать
А как при помощи пенототоники обырать аккорд |E(г)| в этой последовательности?
Если обыгрвать Am или Em пентотоникой получается вроде в кассу но в этих пентатониках нет G# и теряется  колорит гармонического минора.
Taps, пентатоника вообще далеко не всегда "колоритна", в большинстве случаев наоборот, это простой инструмент для обыгрывания без особой оглядки на гармонию, не так ли? В данном конкретном случае ля-минорная пентатоника как мне кажется весьма хороша на E7 - получается весьма колоритная (хотя, может кому-то уже и поднадоевшая) #9.
Цитировать
Я не слышу сдесь смены минорного аккорда на мажорный.
ИМНО здесь движение верхнего и нижнего голоса внутри аккорда, а не смена аккорда и уж тем более не изменение его функции.
И я не слышу, но запись, приведенная eye всё равно правильнее с точки зрения понимания того "откуда ноги растут"  :) Что это за Amadd9/G#, откуда он, с какого перепугу? Движение голосов? А почему нет в ля-миноре аккорда, к примеру, Еmadd9/D#? (только не надо по 2 кругу про то, что на 5 ступени обязан быть мажор, пожалуйста :) ) Всё от целей зависит, если нужно понимание - то C+5/G#, если надо слабать с листа по цифровке - конечно Am/G#



... и добавил:

Цитировать
Я не слышу сдесь смены минорного аккорда на мажорный.
Кстати, прикольно, но в тему - увеличенное трезвучие это отнюдь не мажор (привет фази лоджику ;) ). Никогда не сталкивались с тем, что люди вроде музыкально образованные путают на слух увеличенные и уменьшенные септаккорды или гаммы (целотон и р-корсакова)? А ведь казалось бы, ну ничего общего!
« Последнее редактирование: Апреля 07, 2009, 10:55:10 от Andrew_G »

Оффлайн ZZZVUL

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 319
  • Репутация: +24/-0
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #42 : Апреля 07, 2009, 11:01:21 »
бывает. еще много чего бывает.
с этим разберитесь.
Век живи век учись! Что значит ходить в муз школу из под палки. Погуглил и вправду бывает. http://www.7not.ru/theory/06.phtml
Но попутно возник вопрос. Когда в мелодическом мажоре изменяем 6 и 7 ступени: как в миноре при движении вверх, впротивоположность минору при движении вниз или туда и обратно?

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #43 : Апреля 07, 2009, 12:01:33 »
И я не слышу, но запись, приведенная eye всё равно правильнее с точки зрения понимания того "откуда ноги растут"  :) Что это за Amadd9/G#, откуда он, с какого перепугу? Движение голосов?
Мое поннимание откуда растут ноги:
Взяли стандартный гармонический оборот: Am Am+7 Am7 Am6
перекинули хроматическое движение голоса  а=>f# d в бас
а вверхнем голосе добавили еще одно движение голоса через h (add9).

Taps, пентатоника вообще далеко не всегда "колоритна", в большинстве случаев наоборот, это простой инструмент для обыгрывания без особой оглядки на гармонию, не так ли?
Именно так пентатоника это пять общих нот трех мажорных натуральных ладов.
ионийский              с,d,e,f,g,a,h
лидийский              с,d,e,f,g,a,b
миксолидийский      с,d,e,f#,g,a,h
общие ноты у всех трех ладов с,d,e,g,a. то есть обыгрывая аккорд С мажор я могу не думать какую функцию он выполняет и какой полный лад должен быть при обыгрвании если иональность мажорная. А если С мажор выполняет функцию доминанты к Fm тут уже с с мажорной пентатоникой можно попасть мимо кассы.

получается весьма колоритная (хотя, может кому-то уже и поднадоевшая) #9.
#9  никогда не может надоесть
одна только великая фраза для обыгрывания E7:
|-0310---| --------|
|-----031| --------|
|--------| 2-------|
|--------| --------|
|--------| --------|
|--------| --------|
Делает #9 не заменимой.
« Последнее редактирование: Апреля 07, 2009, 12:03:49 от Taps »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #44 : Апреля 07, 2009, 12:45:44 »
Цитировать
Я не слышу сдесь смены минорного аккорда на мажорный.

Цитировать
Кстати, прикольно, но в тему - увеличенное трезвучие это отнюдь не мажор

вот именно- мажорное трезвучие и увеличенное это такая же разница, как минорное и уменьшенное.
Кстати, как насчет другого примера - Гари Мур. Там рукой подать до Отель Калифорния, а ведь там конкретно i-V/3 (Hm - F#/A#).
Но толклвание с проходящей септимой тоже вполне возможно, особенно на бытовом практическом уровне. Здесь достаточно двойственный момент.
Цитировать
А как при помощи пенототоники обырать аккорд |E(г)| в этой последовательности?
Все верно, в данном случае 5-ника используется не для обыгрывания каждого аккорда отдельно, а для обыгрывания тонального центра. Однако, действительно, ноты пентатоники вполне вписываются в E7#9. Конечно, желательно также правильно обращаться со ступенями относительно долей.
Однако, для большей "изысканности" здесь можно немного альтерировать пентатонику и играть Am(b1) (смайл). Так делает, например, Скофилд. То есть в Аm пентатонике используются следующие ступени
b7 7 b3 4 5 (b6) b7 g-g#-c-d-e-(f)-g

Цитировать
Я что должен гармонию записывать
|Am7 Em#5|Am7 Em#5|
или
|Am7 С/E|Am7 С/E| ?
Нет, конечно. Во-первых это лишено практического смысла.
Во-вторых, это вопрос фактуры (то есть изложения материала).  Вы сейчас отталкиваетесь от гитарной аппликатуры, но по-сути это Am7 с чередующимся басом. И, например, на клавишах там мог быть другой состав звуков. Надо учитывать смысл.
Цитировать
Я  бы записал так:
Am  Amadd9/G#   Am/G   Am/F# Fmaj
На самом деле, я не настаиваю на C+5/G# - это один из нюансов, углубляющий понимание тонкостей гармонии. А на практике, конечно, удобнее видеть, записывать и читать движение нижнего голоса.

Но вот задумайтесь, почему Вы предпочитаете написать Fmaj7 вместо Am/F, но Am/F# вместо F#ø? Да просто Вам так удобнее, нагляднее, спокойнее что ли. Суть не мнеяется.
Или такой вопрос. Вы пишите  Am/G. Но в том аккорде (или в других аналогичных ситуациях) нет ноты Ля. С/G и Am/G - близкие, но разные вещи. В одних стилях эта разница не существенна, в других - принципиальна. Эт Ля там может быть лишней, а человек незнакомый с вещью может ее играть.

Цитировать
Когда в мелодическом мажоре изменяем 6 и 7 ступени: как в миноре при движении вверх, впротивоположность минору при движении вниз или туда и обратно?
Смотря как и где вы используете этот звукоряд. Школьное исполнение этой гаммы просто подчеркивает напраление тяготения - вверх к тонике - вниз к 5 ступени. Но если вы собираетесь использовать ее в джазовом или импровизиционном контексте, нетолько как мелодическиц мнор, а как звукоряд данной структуры, то забудьте про это "вверх так, а вниз так"

... и добавил:

[D ote]Взяли стандартный гармонический оборот: Am Am+7 Am7 Am6[/quote]
да, ход стандартный, но есть нюансы. Сыграйте в лоб на мелодию лестницы в небо два упрощенных варианта гармонизации
1.|Am | Am | Am | Am | F   | F  |G Am |
2.|Am | E    |  C   |   D  | F   | F |G Am |
какой будет больше соответствовать исходной версии? (оставим вкусовые пристрастия - кому-то нравится все переводить на модерновый педальный бас))
« Последнее редактирование: Апреля 07, 2009, 12:57:11 от eye »