Автор Тема: Чем отличается тональность C от Am  (Прочитано 13688 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #45 : Апреля 07, 2009, 13:42:11 »
Однако, для большей "изысканности" здесь можно немного альтерировать пентатонику и играть Am(b1) (смайл). Так делает, например, Скофилд. То есть в Аm пентатонике используются следующие ступени
b7 7 b3 4 5 (b6) b7 g-g#-c-d-e-(f)-g
если в перведенный выше звукоряд добавть h. то получается гармонический С-мажор (по крайней мере по нотному составу)
g-g#-h-c-d-e-(f)-g. ИМНО звукоряд g-g#-c-d-e-(f)-g получен путем пропуска h в звукоряде  g-g#-h-c-d-e-(f)-g нежели альтерацией a=>g# в До мажорной пентатонике. (Хотя и там там альтерация a=>g#)


Но вот задумайтесь, почему Вы предпочитаете написать Fmaj7 вместо Am/F, но Am/F# вместо F#ø? Да просто Вам так удобнее, нагляднее, спокойнее что ли. Суть не мнеяется.
Когда играю с пианистом часто пишу Am/F вместо Fmaj7.
Когда пишу Fmaj7 часто получаются такие накладки: я беру на гитаре аккорд Fmaj7 в аппликатуре 012231,
а пионист в левой руке фа через октаву а в правой f,a,c,e. и получается в малой октаве у меня на гитаре e, а у пианиста f. малая секунда звучит не айс. а если записать Am/F,то пианист возьмет в правой руке a,c,e,a. и ни каких секунд не будет.

да, ход стандартный, но есть нюансы. Сыграйте в лоб на мелодию лестницы в небо два упрощенных варианта гармонизации
1.|Am | Am | Am | Am | F   | F  |G Am |
2.|Am | E    |  C   |   D  | F   | F |G Am |
какой будет больше соответствовать исходной версии? (оставим вкусовые пристрастия - кому-то нравится все переводить на модерновый педальный бас))

Действительно второй вариант интереснее.
И с педальным басом тоже не плохо звучит:
|Am | E/A |  C/A   |   D/A  | F/A   | F/A |G Am |

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #46 : Апреля 07, 2009, 20:57:55 »
Цитировать
ИМНО звукоряд g-g#-c-d-e-(f)-g получен путем пропуска h в звукоряде  g-g#-h-c-d-e-(f)-g нежели альтерацией a=>g# в До мажорной пентатонике.

Вообще, о пентатонике часто говорят, что она получается путем пропуска двух ступеней диатонической гаммы. Это ничего не меняет. Но на практике, при импровизации пентатоникой, удобно модифицировать некоторые ее ступени или добавлять дополнительные.
Я в свое время плотно изучал стиль и гитарный подход Скофилда и могу точно сказать, что корни  многих его звукорядов лежат именно в пентатонике (в двигательной "физиологически", так сказать). Тем более речь сейчас идет минорной пентатонике, а не о мажорной.
Насчет использования пентатоники на доминанту.
Вот три примера из соло Скофилда на минорную тему Softly As In A Morning Sunrise.
В первой фразе на доминанту G7 используется Cm пентатоника, о которой я говорил, только внизу использован тетрахорд из Abm мелод (там ab, так как при ключе три бемоля).
Во второй фразе просто пентатоника Cm на G7
В третьей можно видеть, как доминантовый лад плавно переходит в Cm пентатонику. 

Есть и более наглядные примеры в чистом виде, но их надо искать в бумагах, так что предлагаю поверить на слово. Или не верить ))
« Последнее редактирование: Апреля 08, 2009, 16:11:09 от eye »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #47 : Апреля 08, 2009, 09:16:27 »
Спасибо за примеры и пояснение.
« Последнее редактирование: Апреля 08, 2009, 09:20:15 от Taps »

Оффлайн leslav

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Репутация: +0/-1
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #48 : Апреля 08, 2009, 10:53:02 »
Аккорд Em натуральная доминанта минора, этим аккордом иногда красиво заменить E7 если не мешает #g.
Можно сыграть Em вместо G и наоборот. Читайте Дерзайте. Вот например песня "Любимый город"

G7                C                     Am
  В далекий край товарищ улетает,
A7          Dm        G7                C
  Родные ветры вслед за ним летят.
F              Em        Dm               Am
  Любимый город в синей дымке тает,
Dm             Am               E7                     F(Am)
  Знакомый дом, зеленый сад и нежный взгляд.

 Привет всем любящим музыку и гитару.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #49 : Апреля 08, 2009, 12:46:15 »
Аккорд Em натуральная доминанта минора...

F              Em        Dm               Am
  Любимый город в синей дымке тает,

Функция доминанты - неустой, тяготеющий и разрешающеийся (как правило) в тонику. В данном случае никакого тяготения Em в Ля минор нет,  а после него идет Dm. Этот Em вообще медианта До мажора.
Так что читайте и дерзайте, но аккуратно ))

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #50 : Апреля 08, 2009, 13:40:22 »
Аккорд Em натуральная доминанта минора, этим аккордом иногда красиво заменить E7 если не мешает #g.
Такой заменой можно полностью изменить стилистику песни. если в теме есть нота g то из неустойчивой и почти атанальной #9 она станет устойчивой 3 ступенью.
И ваще если бы Шарапов сыграл бы Мурку через Em врятли бы он уехал с блат хаты.

Оффлайн c1d2e3

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Репутация: +0/-0
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #51 : Апреля 09, 2009, 05:40:57 »
предлагаю не "Мурку" а несколько фраз из других знакомых песен в C/Am

Am    Dm      Am      Em      Am         Dm     G7 C
Ты лети с дороги, птица, зверь, с дороги уходи!  - это "Тачанка"  Н.Листова

G7       C         F Fm   C               G7                      C F C
Hу-ка, солнце, ярче брызни, золотыми лучами обжигай!
G7      C         F   Fm   C        C7     Em          H7              EmAmEm   
Эй, товарищ! Больше жизни! Поспевай, не задерживай шагай!         - "Спортивный марш" И.Дунаевского

              F C E7     Am          Dm        G7                  Em
, русское поле....Сколько дорог прошагать мне пришлось!     - "Поле" Я.Френкель

цитата из книги Д.Г Парнес, С.Е. Оськина "На фортепиано, синтезаторе - по слуху": "Редко кто находит Еm самостоятельно. Он всегда неожидан, потому что ждут привычного Е7. Мрачноватый Em являтеся скорее средством украшения, чем необходимостью."











... и добавил:

И вообще, ребята, давайте разговаривать не заносчиво. Ведь нам интересно разобраться и дойти до сути. А словечки типа "ваще" берегите для своей родной компании. Мы с моими друзьями иногда вспоминаем сленг лабухов. Если я буду вам отвечать на нем вы обидитесь. 8)






















е
« Последнее редактирование: Апреля 09, 2009, 05:59:49 от c1d2e3 »

Оффлайн Fuzzy Logic

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1471
  • Репутация: +222/-0
  • Guitarplayer FUN!..
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #52 : Апреля 09, 2009, 06:21:39 »
c1d2e3, а такие большие зазоры между абзацами - это зачем?

Оффлайн c1d2e3

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Репутация: +0/-0
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #53 : Апреля 09, 2009, 07:11:58 »
ноутбук еще не привык, а печатаю слепым методом Шахиджаняна, страничка скачет, нужно купить отдельно клавиатуру, будет привычнее.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #54 : Апреля 09, 2009, 09:02:37 »
...а несколько фраз из других знакомых песен в C/Am
цитата из книги Д.Г Парнес, С.Е. Оськина "На фортепиано, синтезаторе - по слуху"
Кстати, прикольные авторы - они собрали, наверное, все песни советских времен и транспонировали их в C/Am
Цитировать
страничка скачет, нужно купить отдельно клавиатуру, будет привычнее.
Свои посты можно редактировать(кликнуть "изменить"). P.S. а, вижу  - функция использовалась. Значит просто небрежное отношение...
« Последнее редактирование: Апреля 09, 2009, 10:21:36 от eye »

Оффлайн Them

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 14908
  • Репутация: +1731/-53
    • Inhalath
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #55 : Апреля 09, 2009, 09:51:33 »
я себе мозг сломал формулировкой вопроса, если честно)
что то из области "чем отличается мой сосед от израильского асфальтоукладывающего транспорта"
вроде понятно чем, а сформулировать - проблема)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #56 : Апреля 09, 2009, 10:20:05 »
Цитировать
Ведь нам интересно разобраться и дойти до сути.
Тогда позвольте прокомментировать приведенные примеры.
Я ничего не имею против минора на 5 ступени и наоборот только "за" (точнее я против обреченной предоопределенности доминанты).
Цитировать
Am    Dm      Am      Em      Am         Dm     G7 C
Ты лети с дороги, птица, зверь, с дороги уходи!  - это "Тачанка"  Н.Листова
Здесь действительно такт аккорда Аm разбавлен красочным натуральным ладом с минорной пятой. Как написали О&П "являтеся скорее средством украшения, чем необходимостью." (хотя странная фраза - все-таки художественная цель - "русский колорит" - это и есть необходимость. Но, видимо, имелась ввиду гармоническая необходимость.).
Стоит заметить, что здесь авторская гармония, а не произвольная замена мажорной V на минорную. Здесь наоборот, нельзя сыграть мажорную V. Так что выбор заменять или нет не стоит.

Цитировать
Hу-ка, солнце, ярче брызни, золотыми лучами обжигай!
G7      C         F   Fm   C        C7     Em          H7              EmAmEm   
Эй, товарищ! Больше жизни! Поспевай, не задерживай шагай! 
Здесь отклонение в Ми минор. Так что Em-Am-Em - это i-iv-i

 
Цитировать
         F C E7     Am          Dm        G7                  Em
, русское поле....Сколько дорог прошагать мне пришлось!     - "Поле" Я.Френкель

Здесь отклонение в До мажор и замена тоники С верхней медиантой Em (своего рода прерванный оборот).

Единственный пример, который я пока могу вспомнить (как именно замену, а не просто использование натуральной пятой) - это Зеленые Рукова. Но там, наоборот, родную натуральную пятую классики "исправили" на привычную доминанту. А зря - там прикольная ладовая переменность и этот Ми становился тоникой ))
Еще в битловской And I Love Her (вторая часть). Ну и в минорном блюзе.

... и добавил:

я себе мозг сломал формулировкой вопроса, если честно)
что то из области "чем отличается мой сосед от израильского асфальтоукладывающего транспорта"
вроде понятно чем, а сформулировать - проблема)
Да нет никакой проблемы - одна тональность мажорная - другая минорная, разные тоники и при одинаковом (почти) нотном составе функции этих нот совершенно разные.
Ведь не возникает вопроса, чем отличается C от Cm.
« Последнее редактирование: Апреля 09, 2009, 13:52:00 от eye »

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #57 : Апреля 09, 2009, 10:27:58 »
c1d2e3, это к чему предлагаете-то? Просто убедиться в том что бывает и Em в означенных тональностях?
"Тачанку" (это, видимо, запев) на слух не помню, но похоже Em как раз 5 ступень натурального минора.
"Спортивный марш" - тональность под конец строки явно меняется - оборот Em-H7-Em это T-D-T.
"Поле" - здесь мне кажется Em замена ожидаемого (и подготовленного появлением доминантсептаккорда G7) C. Попробуйте вместо него сыграть C.
Цитировать
Редко кто находит Еm самостоятельно. Он всегда неожидан, потому что ждут привычного Е7.
Это в каком году написано и про кого? Про тех кто в музшколе теорию изучал, а подбирать по слуху не умеет - возможно. Для меня лично разница между E7 и Em очень хорошо ощутима, может потому что в детстве переслушал рокеров, дюже любивших
Цитировать
мрачноватый Em

 

Оффлайн c1d2e3

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Репутация: +0/-0
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #58 : Апреля 09, 2009, 10:59:41 »
те же авторы предлагают например заменить для понимания в песне "Ой, мороз, мороз" Em на G

Am    E7      Am E7Am    G7        C
Ой, мороз, мороз, не морозь меня,
        E7      AmGC    Em    Am
Не морозь меня, моего коня.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #59 : Апреля 09, 2009, 12:12:22 »
Единственный пример, который я пока могу вспомнить (как именно замену, а не просто использование натуральной пятой) - это Зеленые Рукова. Но там, наоборот, родную натуральную пятую классики "исправили" на привычную доминанту. А зря - там прикольная ладовая переменность и этот Ми становился тоникой ))


... и добавил:

Вопрос: У Манилова в книге Учись аккомпанировать на гитаре оригинальная гармония на зеленые рукова или измененная?
« Последнее редактирование: Апреля 09, 2009, 12:19:49 от Taps »