Ведь нам интересно разобраться и дойти до сути.
Тогда позвольте прокомментировать приведенные примеры.
Я ничего не имею против минора на 5 ступени и наоборот только "за" (точнее я против обреченной предоопределенности доминанты).
Am Dm Am Em Am Dm G7 C
Ты лети с дороги, птица, зверь, с дороги уходи! - это "Тачанка" Н.Листова
Здесь действительно такт аккорда Аm разбавлен красочным натуральным ладом с минорной пятой. Как написали О&П "являтеся скорее средством украшения, чем необходимостью." (хотя странная фраза - все-таки художественная цель - "русский колорит" - это и есть необходимость. Но, видимо, имелась ввиду гармоническая необходимость.).
Стоит заметить, что здесь авторская гармония, а не произвольная замена мажорной V на минорную. Здесь наоборот, нельзя сыграть мажорную V. Так что выбор заменять или нет не стоит.
Hу-ка, солнце, ярче брызни, золотыми лучами обжигай!
G7 C F Fm C C7 Em H7 EmAmEm
Эй, товарищ! Больше жизни! Поспевай, не задерживай шагай!
Здесь отклонение в Ми минор. Так что Em-Am-Em - это i-iv-i
F C E7 Am Dm G7 Em
, русское поле....Сколько дорог прошагать мне пришлось! - "Поле" Я.Френкель
Здесь отклонение в До мажор и замена тоники С верхней медиантой Em (своего рода прерванный оборот).
Единственный пример, который я пока могу вспомнить (как именно замену, а не просто использование натуральной пятой) - это Зеленые Рукова. Но там, наоборот, родную натуральную пятую классики "исправили" на привычную доминанту. А зря - там прикольная ладовая переменность и этот Ми становился тоникой ))
Еще в битловской And I Love Her (вторая часть). Ну и в минорном блюзе.
... и добавил:я себе мозг сломал формулировкой вопроса, если честно)
что то из области "чем отличается мой сосед от израильского асфальтоукладывающего транспорта"
вроде понятно чем, а сформулировать - проблема)
Да нет никакой проблемы - одна тональность мажорная - другая минорная, разные тоники и при одинаковом (почти) нотном составе функции этих нот совершенно разные.
Ведь не возникает вопроса, чем отличается C от Cm.