Автор Тема: Что такое "цыганская венгерка" или "цыганочка"?  (Прочитано 11360 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
В моём варианте можно заменить Ab9 не сразу, а во второй половине его звучания. Например, создать басовую линию ля - соль - фа: Ab9 - Gdim7 - Dm (t6).
Ход красивый, но с цыганочкой у меня не сильно ассоциируется.
Вспомнил что напоминает




https://www.youtube.com/watch?v=9j4I5DSxaQA

там только не Gdim7, а Bbdim7


... и добавил:

Это стандартная гармония цыганочки, и теперь вопрос: как её можно усложнить, оставаясь в стилистике? И конечно, этот вопрос хочется рассмотреть систематически, а не просто найти пару "примеров".
Систематически это собрать по больше всех вариантов и систематизировать.

Ещё один стандартный способ игры в данном стиле, имхо — некий пунктирный "шагающий бас". Он конструируется, как мне кажется, аналогичным способом, что и "каноническая вариация", закачанная сюда выше: в басу берутся аккордовые звуки, к которым мелодически подходят сверху диатонически, а снизу - хроматически.

Во вложении поста PDF. В примере учтены обсуждённый только что уменьшённый, а также вариант Юрия Лозы с "двойной субдоминантой" и двойной доминантой (сам пример в целом на основе вариаций Августа, у него попадается много аналогичной фактуры).

... и добавил:

Дополнил ещё одним вариантом "шагающего баса", на этот раз приджазованным, как мне показалось. "По мотивам" обработок Августа.
В ваших примерах и вариации в басу и аккордовые замены. Давайте начнем с самых простых примеров, только бас.
Самый примитивный вариант играть все аккорды тоника терция в басу
|Dm Dm/F| Am Am/C | E7 E7/G#| Am Am/C|
Можно играть не тонику а ближайшую к предыдущей ноту из аккорда, создавая плавную мелодию в басу
|Dm Dm/F| Am/E Am/C | E7/H E7/G#| Am Am/C|
или
|Dm Dm/H| Am Am/C | E7 E7/G#| Am Am/C|
так как следующий (пятый такт) будет субдоминанта напрашивается проходная домината A7
пол такта
 |Dm Dm/H| Am Am/C | E7 E7/G#| Am A7/C#|
или целый такт
|Dm Dm/H| Am Am/C | E7 E7/G#| A7 A7/C#|
« Последнее редактирование: Ноября 05, 2019, 13:26:16 от Taps »

Онлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7744/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
В ваших примерах и вариации в басу и аккордовые замены. Давайте начнем с самых простых примеров, только бас.
Самый примитивный вариант играть все аккорды тоника терция в басу
|Dm Dm/F| Am Am/C | E7 E7/G#| Am Am/C|
Можно играть не тонику а ближайшую к предыдущей ноту из аккорда, создавая плавную мелодию в басу
|Dm Dm/F| Am/E Am/C | E7/H E7/G#| Am Am/C|
или
|Dm Dm/H| Am Am/C | E7 E7/G#| Am Am/C|
так как следующий (пятый такт) будет субдоминанта напрашивается проходная домината A7
пол такта
 |Dm Dm/H| Am Am/C | E7 E7/G#| Am A7/C#|
или целый такт
|Dm Dm/H| Am Am/C | E7 E7/G#| A7 Am/C#|
Всё отлично, имхо. Но слишком уж очевидно :)
Самый последний аккорд - A7/C#, видимо, очепятка.

... и добавил:

Обобщая, можно сказать, что в басу можно играть просто любые аккордовые звуки.

Кстати, у Августа много доминанты с септимой в басу. И я думаю, не потому, что это звучит дико красиво, а только потому, что это удобный открытый бас. Пользуясь этим приёмом, можно всю цыганочку целиком сыграть на двух открытых басах, лазая по всему грифу при этом.

... и добавил:

Систематически это собрать по больше всех вариантов и систематизировать.
Ну вот мне пока сложно что-то прибавить к своим PDF с "шагающим басом", я иссяк. Жду других примеров :)

... и добавил:

Ещё один момент: можно попытаться найти звук, более-менее общий для всех аккордов цыганочки, чтобы его использовать как бурдон. Например, опять у того же Августа много тоники с add2. При таком раскладе бурдоном может быть, как ни странно, вторая ступень лада.

Это означает, что играя, например, в d-moll, можно практически постоянно бряцать открытую первую. Вопрос только, насколько это будет оправдано стилистически?
« Последнее редактирование: Ноября 05, 2019, 12:49:34 от MrLf »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Всё отлично, имхо. Но слишком уж очевидно :)
Так систематизация это и есть разбор сложных партий и выделение простых составных элементов.

... и добавил:

Ещё один момент: можно попытаться найти звук, более-менее общий для всех аккордов цыганочки, чтобы его использовать как бурдон. Например, опять у того же Августа много тоники с add2. При таком раскладе бурдоном может быть, как ни странно, вторая ступень лада.
Это означает, что играя, например, в d-moll, можно практически постоянно бряцать открытую первую. Вопрос только, насколько это будет оправдано стилистически?
В народной музыке такой прием используется повсеместно. Фламенко, Банджо Ролы в кантри.
А вот насколько применялся данный прием в венгерке это у носителей стиля спрашивать надо. У того же Августа разве что узнать точно это элемент венгерки или привнесено из других стилей.

И так кроме шагающего баса следующая фишка аккордовые замены
С заменой Dm на Hm7b5 вроде разобрались это Dm/H.
Замена Am на F.
В четвертом такте данная замена делает из полной каденции прерванную, что как бы намекает? что будет продолжение.
|Dm |Am |E7 |F |
можно вместо |F A7| или по диатонике подойти к субдоминанте  |F  A7/E|Dm |

Третий прием это проходные доминанты. A7 перед Dm уже в выше приведенных примерах есть. У тоники и так есть настоящая доминанта. Остается двойная доминанта.
Опять же вспоминаем Лозу третий такт в место |E7| получаем |H7 E7|. Часто Двойная доминанта играется целый такт тогда четвертый такт вместо тоники звучит доминанита
|Dm |Am |H7 |E7 | и каденция становится не полная, половинная. Это конечно не очень хорошо с точки зрения классической гармонии, т.к. После Доминанты будет субдоминанта а классики ход D-s не приветствуют, но цыганочка не классика, так что ИМХО все в пределах стиля. 

Можно уйти в параллельный  мажор.
|Dm |G |C |A7|Dm |Am |E7 Am|
совмещая с первым приемом (тема в басу можем получить еще вариантов) |Dm Dm/F | G7 G7/H |C C/E |A7 A7/C#|....

Любой из доминант септов, кроме G7 можно достроить до малого нон аккорда
|Dm | Am | H7b9 E7b9| A7 A7b9|

а малый нон аккорд можно заменить на уменьшенный септ аккорд построенный от любой его ступени, кроме тоники
A7b9 можно заменить на С#dim7, Edim7, Gdim7 и Bbdim7
E7b9 соответственно на G#dim7, Hdim7, Ddim7 и Fdim7
H7b9 можно заменить на D#dim7,  F#dim7 Adim7 и Cdim7

вот и ответ на вопрос где можно использовать уменьшенные аккорды.
   
« Последнее редактирование: Ноября 05, 2019, 14:42:19 от Taps »

Онлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7744/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
а малый нон аккорд можно заменить на уменьшенный септ аккорд построенный от любой его ступени, кроме тоники
A7b9 можно заменить на С#dim7, Edim7, Gdim7 и Bbdim7
E7b9 соответственно на G#dim7, Hdim7, Ddim7 и Fdim7
H7b9 можно заменить на D#dim7,  F#dim7 Adim7 и Cdim7

вот и ответ на вопрос где можно использовать уменьшенные аккорды.
Наверное, даже проще сказать, что в малом нонаккорде достаточно опустить основной тон. А получившийся в результате уменьшённый септаккорд можно записать четырьмя способами (как в буквенно-цифровой системе, так и в нотах), потому что любой из его звуков можно принять за основной тон.

Значит, уменьшённый септаккорд пойдёт как побочная доминанта к любому минорному трезвучию. А брать его надо так, чтобы он содержал вводный тон к основному тону этого минорного трезвучия.

... и добавил:

У того же Августа разве что узнать точно это элемент венгерки или привнесено из других стилей.
К сожалению, он давно умер. Он был ресторанным музыкантом, и цыганом он не был :) Я думаю, что его аранжировки — попытка компиляции того, чего он сам где-то нахватался в течение жизни + "сказать от себя". Поэтому его аранжировки нельзя рассматривать как "канонические".

... и добавил:

А, кстати, про уменьшённые. Ничто не мешает взять уменьшённый септаккорд и как двойную доминанту, мне кажется. Опять-таки, брать его так, чтобы он содержал вводный тон к основному тону доминанты.
« Последнее редактирование: Ноября 05, 2019, 16:09:01 от MrLf »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Наверное, даже проще сказать, что в малом нонаккорде достаточно опустить основной тон.
Да. в этом суть замены малого нонаккорда на уменьшенный.

А получившийся в результате уменьшённый септаккорд можно записать четырьмя способами (как в буквенно-цифровой системе, так и в нотах), потому что любой из его звуков можно принять за основной тон.
Записать можно. Но вспомним, что основное назначение буквенно-цифровой записи это игра с листа, а не для теоретических разборов, по этому принципиально писать тоникой именно ту ноту, которая в басу. Особенно когда басовая линия это отдельная мелодическая линия, как цыгвночке. А в нотах там и так ноты там названия аккордов ни где не указывается.

... и добавил:

MrLf, я увидел в ваших нотах такой аккорд A#dim7/C#.
Смысл такой записи.
C#dim7 короче и легче читается.
а если мы хотим показать что это замена A7b9, тогда стоит написать A7b9omit1/C#. Конечно, те кто будут читать с листа, за такую запись проклянут, но в теоретических диспутах можно использовать.
« Последнее редактирование: Ноября 06, 2019, 11:20:33 от Taps »

Онлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7744/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Смысл такой записи.
Только в том, чтобы "показать пальцем" на основной тон созвучия, это ведь важно с теоретической точки зрения. Кстати, я мог где-то и ошибиться в этом плане :crazy: иногда это не совсем просто. Сюда же относится правописание нот при фиксации собственных опусов, например, глупо же писать ля-диез вместо си-бемоль, там где действительно си-бемоль и т.п.

С другой стороны, буквенно-цифровая запись подчиняется соображениям удобства чтения, и часто удобнее написать Am/F# чем F#m7b5, и так далее. Да и стандартная нотация (ноты) это соображение тоже могут учитывать.

Как мне кажется, эти два соображения в некоторых ситуациях могут "конфликтовать", и тогда нужно сделать волюнтаристский выбор.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Мне кажется необходимо указать еще один прием, часто применяемый в цыганочке.
Аккорды начинаем играть не целый такт а пол такта, что дает ощущение ускорения.
И тогда структура из 8 тактной превращается в 4 тактную.
Пример



и тот же прием в басу


« Последнее редактирование: Ноября 06, 2019, 14:59:15 от Taps »

Онлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7744/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Мне кажется необходимо указать еще один прием, часто применяемый в цыганочке.
Ага. Но это достаточно записать четвертями, и всё встаёт на свои места :) Просто лавинное нарастание темпа.

... и добавил:

Хотя, второй пример действительно удобнее записывать именно такими длительностями.
« Последнее редактирование: Ноября 06, 2019, 15:01:06 от MrLf »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Ага. Но это достаточно записать четвертями, и всё встаёт на свои места :) Просто лавинное нарастание темпа.

... и добавил:

Хотя, второй пример действительно удобнее записывать именно такими длительностями.
Тогда уже правильнее не длительности менять а размер на 2/4. Цыганочка это все таки танец. А четверть в любом танце это длительность основного шага танца.

Онлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7744/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Пример с уменьшёнными, записал вроде из соображений "удобство чтения", не уверен, насколько логично.

Коряво звучит, или терпимо? Стилистика?


« Последнее редактирование: Ноября 08, 2019, 00:59:35 от MrLf »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
MrLf,  можете сконвертировать в миди, чтобы мне не перенабирать ноты.
Тогда легче анализировать и искать новые варианты.

Онлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7744/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
MrLf,  можете сконвертировать в миди, чтобы мне не перенабирать ноты.
Тогда легче анализировать и искать новые варианты.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
* ЦЫГАНОЧКАКОДЫ.mid
Пример с уменьшёнными, записал вроде из соображений "удобство чтения", не уверен, насколько логично.

Коряво звучит, или терпимо? Стилистика?



На мой взгляд ближе к коряво, чем к терпимо.

Выскажу свое ИМХО.
Сначала диструктив.
В общем по произведению. Очень много уменьшенных аккордов. в семи тактах из восьми это явный перебор. Уменьшенный это замена, а с заменами важно не переборьщить.
Например функциональная замена. В тональности С можно заменить на Am. F на Dm. G на Em. если у нас в песне все время повторяется С-F-G-C, то сделав одну две замены можно получить интересные варианты такие как С-Dm-G-C, или Am-F-G-C или С-F-Em-Am. но если все аккорды заменить, то это будет звучать как параллельный минор Am-Dm-Em-Am, ничего общего ни по функционалу не по настроению к изначальной последовательности не имеющий.
На мой взгляд лучше вместо части уменьшенных играть доминант септ или  малый нонаккорды которые уменьшенные септаккорды заменяют.

а теперь по тактам.
первый такт. Оборот F#m7b5 D#o Em звучит слишком по джазовому. Am/F# первым аккордом это уже достаточно резко для цыганочки, но если б он разрешался в Em это было бы в рамках стиля, А так это чистый джаз.
Второй такт. Басовая линия h-d# на Em совсем не подчеркивает, что произошла смена аккорда. Исходя из баса создается впечатление, что тоника (Em) появляется во второй половине вторго такта, когда уже звучит другой аккорд.

... и добавил:

второй раз разрешение с-h (первый раз между первым и вторым тактом) звучит скучно и однообразно. Даже то, что это происходит на разную гармонию не сильно спасает ситуацию.
и по гармонии раз уж у нас Eo то логичнее что там будет не с а с#.
Третий такт. Гармония H7 и его замена Fo. У нас основной голос идет в басу. Зачем такие прыжки на уменьшенную квинту в верхнем голосе. Плюс из-за этого прыжка нота d# малой октавы Сначала звучит третьем голосом а в конце четвертым басовым. Я понимаю, что из-за технических возможностей гитары часто приходится в аранжировках идти в разрез с классическим голосоведением, но в данном случае такой необходимости нет. Верхние голоса лучше оставить на месте.
Четвертый такт. Все красиво. Единственной вопрос такое хроматическое движение в басу стилистически подходит для цыганочки? может лучше вместо e-eb-d-db играть по диатонике e-e-d-d? (но это уже чистая вкусовщина).
Пятый такт. Все прекрасно.
Шестой такт. Скачек e-bb d в мелодии ( а бас здесь главная мелодическая линия) звучит совсем по джазовому. Сразу аасоциация с последовательностями типа E7-E7/Bb-A7-A7/Eb-D7-D7/Ab...
Седьмой такт. Тоже что и в третьем ненужные прыжки в голосах. Плюс bb, он же a# лучше имхо разрешать в h, чем в a.
Восьмой такт. не вижу смысла менять фактуру. Был пунктир в басу пусть остается до конца. Предпоследнюю ноту соль лучше заменить на си в басу.

Все написанное выше мое ИМХО.

Сейчас попробую набросать конструктива. Т.е. своих вариантов на базе выше изложенной гармонии.   

... и добавил:

Начну с самого важного с каденций. Кода 7-8 такт 4 варианта. 1-й и 4-й гармония с двойной доминантой F7(b9)-H7(b9)-Em, а 2-й и 3-й вариант гармония Н7(b9)-Em
 




... и добавил:

миди файл с кодами в самом начале сообщения.
« Последнее редактирование: Ноября 11, 2019, 11:40:55 от Taps »

Онлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7744/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Taps, спасибо за разбор :crazy:

В свою защиту пока скажу (чуть позже поподробнее вникну):

1) Много уменьшённых не так уж и страшно, тем более, это делалось ради иллюстрации их применения. Все уменьшённые здесь всегда на второй доле, основная гармония сохранена и прослушивается — в начале каждого такта всегда "стандартный" аккорд. Кстати, все эти уменьшённые являются по составу звуков формально "вводными" аккордами к последующим аккордам за ними.

2)  Am/F# первым аккордом — абсолютно ничего страшного не вижу, да и у Августа такое есть.

3) Нисходящее хроматическое движение (в басу или не в басу, а какая разница), имхо, стилистически подходит и даже наоборот — является очень характерным приёмом.

4) Восьмой такт — окончание построения, там лучше как раз именно менять фактуру, а то будет "непонятно", что это конец.

... и добавил:

В третьем такте голосоведение действительно слегка "не того", но я его оставил, так как окраска самих аккордов нравится.

... и добавил:

Для меня самым "трудным" по звучанию, если честно, является аккорд B7/A в 7 такте. Аккорд непривычный сам по себе, я его толком никогда не играл.

... и добавил:

Кода 7-8 такт 4 варианта. 1-й и 4-й гармония с двойной доминантой F7(b9)-H7(b9)-Em, а 2-й и 3-й вариант гармония Н7(b9)-Em
В первом такте какой-то F#m7 получился :hmmm:

... и добавил:

И ещё, я как-то не привык к опеваниям в такой стилистике. Может, и напрасно, конечно. Ну, то есть, например:
фа-диез => ми - нормально
ре-диез  => ми - нормально
ре-диез  => фа-диез => ми - странно, "не цыганочка".
Видимо, это субъективно...

... и добавил:

В целом, последние примеры коды норм, имхо.
« Последнее редактирование: Ноября 11, 2019, 15:21:50 от MrLf »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
В первом такте какой-то F#m7 получился :hmmm:
Пропустил диез :rolleyes: