Существует обратная концепция, полиладовая - каждый аккорд рассматривается как источник лада. То есть каждый аккорд в прогрессии рассматривается как тональный центр.
Gnot, Я не совсем онял что ты хотел сказать словами "Как обыграть тональность ладом". Ладом обыгрывают аккорд, последовательность аккордов. И наоборот.
Если вспомнить определение тональности (тональность - звуковысотное положение лада), то все становится на свои места.
Все настолько элементарно. До смешного прямо. Может кто со мной и не согласится.
Проще пареной репы.
Вариант А. Нам надо обыграть аккорд. Для этого мы можем воспользоваться двумя путями. Один из них гласит, что аккорд может находиться (содержаться) в нескольких тональностях. Содержаться значит все звуки этого аккорда должны быть в тональности. Если хоть одного звука аккорда в тональности нет, то он не содержится в ней. К примеру любой мажорный или минорный аккорд может нажодиться в трех тональностях, где имеет функцию тоники, доминанты и субдоминанты соответственно. Так вот данный аккорд можно обыграть тональностью, в которой он содержится. А учитывая общий тональный окрас произведения это несложно. Тем более, что остальные две тональности находятся в первой или второй степени родства друг от друга и в них можно модулировать через данный аккорд.
Второй путь это обыгрывание аккорда ладами. Самое что удивительное, что это не противоречит тональному методу, но немного отвязывает мышление.
Принцип тот же. Мы берем аккорд и обыгрывать можем его только теми ладами (при этом аккорд является тоникой во всех этих ладах), в которых он содержится. К примеру мажорный аккорд может быть обыгран только тремя ладами с мажорным наклонением. На удивление это окажутся те же тональности что и в тональном варианте. Поэтому я и не вижу разницы. Происходит та же самая модуляция. С точки зрения звука, практически идентично.
Это самый простой метод. Если не считать методов посложнее, где используется политональность. К примеру обыгрывание мажорного аккорда минорным ладом. Ну и тому подобное.
Вариант Б. В этом случае нам надо обыграть тональность или лад аккордами. Все с точностью до наоборот производим. Мы можем использовать в тональности, ладу только те аккорды, которые могут содержаться в данной тональности, ладу. Это самое простое.
Чуть посложнее обыгрывание с применением родственных тональностей и ладов с одинаковым наклонением. Мы можем в определенных местах использовать аккорд(ы) которые содержатся в родственной тональности, но не содержатся в материнской. В этом случае у нас происходит отклонение или модуляция.
Игра с ладовыми красками дает нам возможность постоянных отклонений, можуляций, нестандартных решений. Джаз лично я рассматриваю как постоянные логические отклонения и модуляции. Если правильно построить аккордовую прогрессию и набор ладов, синронизировав из, то можно получить очень интересную музыку вплоть до джаза и ему подобных.
Вот собственно и вся моя теория. КОротко и содержательно.
Эх... Написали тут многое, давайте все по полочкам разложим.
1) Итак, полиладовость) Что это? Как выстраивать лад от аккорда? Ну например, у нас есть такой аккорд, построенный по терциям:
Cmaj9/#11/13
Выстроим его по терциям: С, E,G,H, D, F#, A
В принципе, эти ноты содержатся в До-мажоре -лидийском. То есть, аккорд Cmaj9/#11/13 можно смело обыгрывать этим ладом) Также аккорд можно обыграть ладами, в которых есть такие звуки(которые входят в аккорд). Я прав?
2) Потом, цитаты из Элиота. Все в общем понятно. Но только ПОЧЕМУ аккорд можем обыгрывать только теми ладами (при этом аккорд является тоникой во всех этих ладах), в которых он содержится? Ведь если мы будем играть на него звуки лада, то по-любому появятся неаккордовые звуки, не можем же мы обыграть просто аккордовыми звуками... Конечно, если обыграть аккорд ладами, в которых он не содержится, то лажа выйдет -нет там аккордовых звуков...
3) Теперь опять из Элиота) Звучит у нас аккорд до-мажор. Обыгрываем его теми ладами, где этот аккорд является тоникой(до-мажор ионийский, лидийский, миксилодийский, локрийский, пентатоника). Как здесь надо обыгрывать?
C какой ноты начинать, какие ноты играть в начале звучания аккорда, какие-в конце звучания аккорда? Как корректно соединять лады с другими, при обыгрывании следующего аккорда?
Потом, если тот же аккорд до-мажор обыгрывать ладами , в которых аккорд является доминантой (фа-мажор ионийский, лидийский, пентатоника), то тоже, как?)
Потом, какой получим окрас? Аккорд во время обыгрывания этими ладами будет восприниматься слухом как доминантовый и слухом будет казаться, что он тяготеет в аккорд фа-мажор?