Для начала надо определиться что имеется ввиду, когда говорят "джаз"... По моему опыту общения с музыкантами под джазом многие понимают бибоп и последующие стили. Изредка в этот список входит период свинга и то как основа эвегринов для последующих гармонических извращений))). Словом, под джазом понимают "китайскую музыку" как это все назвывал Луи Армстронг. Ни диксиленд, ни чикагский джаз 20-х, ни бигбендовый джаз 30-х, что есть настоящим дажзом, в умах многих людей джазом не является, или это по их системе отсчета - ранняя примитивная фаза.
Если кто-то хочет играть дажз и серьезно изучать данную тему, то надо учиться исходя из диалектического развтия стиля. Во-первых, при такой системе четко оформляются причинно-следственные связи. То есть человек четко понимает откуда что появилось и что являлось движущей силой эволюции жанра. Во-вторых он проходит все фазы ладогармонического и исполнительстко-технического роста. И при этом подходе блюз (и другой американский фолклор и его микс) является первой ступенью, базисным курсом, на котором стоит весь жанр. Пропустив этот период в изучении человек построит свой дом без фундамента. Кстати, с рок-музыкой дела обстоят точно также. Начинать изучение рока со спид металла, не имея представления откуда ноги растут, взрвщивает ограниченное существо, которое в общем механизме познал толькко одну деталь. Ткни пальцем и внутри пустота.
Я в прошлом году был на фестивале в Монтре. Это крупнейший джазовый фестиваль в Европе. Я был на концерте одной группы... Молодые ребята - всем до 30 лет. Так вот концерт начался оригинально - они вышли из зала и играли на духовых диксиленд. Потом, выйля на сцену постепенно начали менять инструменты. Кто играл на тубе взял контрабас, Кто играл на тарелках, сел за установку, постепенно начала меняться картина музыки, хотя четко прослеживалась основная тема. Потом контрабасист меняет контрабас на бас гитару, ударник начинает играть буолее жестко. Повляется другая картина. Все эти переходы в рамках одной пьесы. Удивительно гармонично и на высочаейщем исполнительстком уровне. За 6 минут композиции, на первой же пьесе они показали не только историю джаза, они еще доказали всем зрителям, что прошли все фазы своего музыкального развития. На второй пьесе весь зал был в их руках, потому что им ВЕРИЛИ. Потом они играли много "черных квадратов" и абстракций, но слушая это ты понимал, что это не просто понты, желание казаться, а их уровень музыкального мышления, который основан на всей истории жанра.
После концерта я сидел в баре, на берегу Женевского озера и думал, что мы отстали от них не по беглости пальцев (чем заняты головы 95% посетителей данного форума), мы отстали культурно-исторически. Мы не прошли эти стадии развтия. У нас в истории есть только вырванные куски, причем не массово народные, идущие от сердца общественного сознания, а отдельные личности, которые не делают погоды в общем. Вот эта отсталость российской общественной мысли угнетала.... Но как всегда русского человека от депресси спасла -....... водка)))) И все стало прекрасно. У нас ведь есть Чайковский и Рахманинов! )))) Ну что поделать, джаз не наше поле познания музыкального бытия. В силу исторических причин....
Но отвечачая на вопрос можно ли играть джаз не владея языком блюза.... Лично мое мнение - по-настоящему нельзя. Так как нельзя требовать от человека, который не знает азбуки, который не знает элементарных правил грамоты, писать художественные романы и более сложные литературные жанры. Тем более наивно от этого человека ждать в плане открытия чего-то нового в линвистике как науке.