Автор Тема: E.Nazareth и музыка шоро, анализ  (Прочитано 3891 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
E.Nazareth и музыка шоро, анализ
« : Июня 18, 2015, 15:05:31 »
E.Nazareth, 1922 (Tango brasileiro).

Ноты (PDF): http://www.keepandshare.com/doc/5125840/1922-pdf-29k?da=y

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Первые 9 тактов — вступление, построенное на двух аккордах тоники и доминанты, A и E7. В басу имеется достаточно яркая мелодия (тема), построенная на аккордовых звуках, с минимальным добавлением диатонических и хроматических проходящих.

Такты с 10 по 25 содержат 16-тактовую тему. Первые 8 тактов — опять чередование аккордов тоники и доминанты (A и E7), только в 12-м такте мелькает аккорд медианты F#m, параллель тоники. В 18-м такте берётся побочная доминанта аккорд A7, чтобы в 19-м такте взять субдоминанту (побочную тонику) аккорд D, а сразу после — её параллель Bm.

Далее 8-тактовая интродукция (до 33-го такта), построенная на двух аккордах тоники и доминанты, A и E7. Далее повтор вступления.

Далее смена ключевых знаков (такт 42), и ещё одна 16-тактовая тема, в тональности субдоминанты (ре-мажор). Первые 8 тактов — чередование аккордов тоники и доминанты (D и A7). В 50-м такте берётся побочная доминанта аккорд D7, чтобы в 51-м такте взять субдоминанту (побочную тонику) аккорд G, а сразу после — её параллель Em. В 52-м такте берётся доминантнонаккорд A9, затем в 53-м такте тоника D.

В целом.
1) Очень много чередования доминантсептаккорда и тонического трезвучия, это "подавляющая масса" гармонических оборотов. При этом доминантсептаккорд очень часто вступает на сильной доле со своим квинтовым тоном в басу.
2) Используется приём с побочной доминантой: малый мажорный септаккорд на первой ступени, затем субдоминантовое трезвучие на четвёртой ступени, затем его параллель — трезвучие на второй ступени.
3) Очень много 4-тактовых повторов внутри тем, "цементирующих" форму.
4) Много тематического материала — две самостоятельных темы и две самостоятельных интродукции (фактически маленькие темы) на короткую пьесу.

Вся пьеса построена буквально на нескольких ритмических фигурах, характерных для стиля Шоро (цифрами обозначены длительности):
1) 16-8-16, 16-16-8 (например, такт 10, такт 25)
2) 16-8-16, 16-8-16 (например, такт 11)
3) 16-8-16, 8-8 (например, такт 12)
Во вступлении использован вариант фигуры (2): 16-8-8-8-16 (например, такт 1). Отличие от фигуры (2) только в том, что на второй доле такта нет никакой атаки.

Прошу дополнить или поправить меня, если я что-то неверно понял.
« Последнее редактирование: Июля 23, 2015, 07:42:12 от MrLf »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: E.Nazareth, 1922 (Tango brasileiro), анализ аранжировки
« Ответ #1 : Июня 18, 2015, 17:50:14 »
Хорошая темка.
Эта музыка для социальных танцев. По этому масса повторов, нет развития темы, упрощенная гармония. Эта музыка не для ушей а для ног.
Что здесь можно разбирать в разделе теория не понятно.
Если нужно реально оценить исполнение, найдите тех, кто танцует танго, и пусть они скажут кайф им под это танцевать или нет.
Это будет самая корректная оценка.
А мне исполнение понравилось. Только все время ожидается, что вступит баян или вторая гитара и будет развитие произведения.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: E.Nazareth, 1922 (Tango brasileiro), анализ аранжировки
« Ответ #2 : Июня 18, 2015, 18:12:29 »
Эта музыка для социальных танцев. По этому масса повторов, нет развития темы, упрощенная гармония. Эта музыка не для ушей а для ног.
Что здесь можно разбирать в разделе теория не понятно.
Это музыка шоро, и это очень гитарная музыка. Написано для фортепиано, а звучит так, как будто специально для гитары.
Эрнесто Назарет — это золотая жила гитарного репертуара (пока плохо разработанная).

Разбирать есть что. Лично меня очень интересует стиль шоро и его особенности. Если гармония и не содержит супер-сложноты, ну и что с того (кстати, теория музыки — это не только гармония). Этот стиль обладает яркой своеобразностью, которая заслуживает изучения.

... и добавил:

Шоро (музыка)
« Последнее редактирование: Июня 18, 2015, 18:18:32 от MrLf »

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: E.Nazareth, 1922 (Tango brasileiro), анализ аранжировки
« Ответ #3 : Июня 19, 2015, 00:27:48 »
MrLf, а можно поинтересоваться, руководствовались ли Вы какими нибудь конкретными исполнителями на фортепиано для переложения на гитару?
Если не трудно, то выложите. :)
« Последнее редактирование: Июня 19, 2015, 00:54:58 от Алиса84 »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: E.Nazareth, 1922 (Tango brasileiro), анализ аранжировки
« Ответ #4 : Июня 19, 2015, 08:10:15 »
MrLf, а можно поинтересоваться, руководствовались ли Вы какими нибудь конкретными исполнителями на фортепиано для переложения на гитару?
Если не трудно, то выложите. :)
Нет, не "руководствовался", фортепианные звёзды Назарета, вроде, не исполняют :)

http://www.youtube.com/watch?v=nMunOp_3i2U

... и добавил:

К разговору об упрощённой гармонии.
Бывают и вот такие шоро. Интересно бы разобраться, что там происходит в этом плане...
(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Июня 29, 2015, 15:01:24 от MrLf »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Музыка E.Nazareth, анализ
« Ответ #5 : Июня 29, 2015, 15:04:48 »
E.Nazareth, Garoto.

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Ноты (фортепиано): http://www.ernestonazareth.com.br/pdfs/garoto.pdf

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Первые 16 тактов — тема в тональности d-moll (гармонический). Аккорды:
Dm  Dm/A  | A7/E  A7   | Dm/F  Dm/A | A7/E  A7
Dm  B7/D# | Am/E  Am/C | E7/B  E7   | A7
Dm  Dm/A  | A7/E  A7   | Dm/F  Dm/A | A7/E  A7
D   D7/C  | Gm/Bb Gm   | Dm/A  A7   | Dm
Первый и третий четырёхтакты состоят из чередования тонического трезвучия и доминантсептаккорда. Мелодические ходы в тактах 2 и 10 показывают присутствие мелодического минора (нота си-бекар).

В тактах 5-7 отклонение в гармонический a-moll. Аккорд B7/D# является в a-moll двойной доминантой, после которой берётся кадансовый квартсекстаккорд Am/E, а в следующем такте — доминантсептаккорд E7. В восьмом такте ожидаемая тоника Am подменяется на доминантсептаккорд d-moll, аккорд A7, чтобы вернуться в d-moll.

В такте 13 используется доминанта D7, которая предваряет Gm в такте 14. Так как в 13 такте в мелодии звучит проходящая нота ми-бемоль, такты 13-14 являются отклонением в гармонический g-moll.

Следующие 16 тактов, такты 18-34, содержат ещё одну тему в параллельной тональности F-dur. Аккорды:
C7/G C7     | F6 F6/A  | C7/G C7 | F D6/7
G C#dim7    | Dm       | Am/E E7 | Am
C7/G C7     | F6 F6/A  | C7/G C7 | F D6/7
Gm/Bb Eb9/B | F/C D7   | Gm C7   | F
Первый и третий четырёхтакты состоят из чередования тонического трезвучия и доминантсептаккорда.

Во второй половине 4-го (в партитуре — 21-го) такта берётся доминантсептаккорд D6/7, который разрешается в пятом такте в трезвучие G, что определяет отклонение в G-dur.

Во второй половине 5-го (в партитуре — 22-го) такта берётся вводный септаккорд C#dim7, который разрешается в шестом такте в трезвучие Dm, что определяет отклонение в гармонический d-moll.

Такты 7-8 (в партитуре — 24-25) содержат отклонение в гармонический a-moll (кадансовый квартсекстаккорд Am/E, затем доминантсептаккорд E7, затем тоническое трезвучие Am).

Во второй половине 12-го (в партитуре — 29-го) такта берётся доминантсептаккорд D6/7, который разрешается в 13-ом такте в трезвучие Gm/Bb, что определяет отклонение в гармонический g-moll.

Во второй половине 13-го (в партитуре — 30-го) такта берётся доминантнонаккорд Eb9/B, который разрешается в 14-ом такте в трезвучие F/C, что определяет отклонение в гармонический a-moll (в качестве тоники использована TSVI).

Во второй половине 14-го (в партитуре — 31-го) такта берётся доминантсептаккорд D7, который разрешается в 15-ом такте в трезвучие Gm, что определяет отклонение в гармонический g-moll.

И завершается тема возвратом в тональность F-dur (доминантсептаккорд C7 и тоническое трезвучие F).

Такты с 51-го и до конца пьесы содержат третью тему, в тональности D-dur. Аккорды:
D A/C#    | G/B A7omit3 | D       | G B7/F#
Em Em7/D  | A7/C#       | A7      | D D/A
D A/C#    | G/B A7omit3 | D       | G B7/F#
Em G#dim7 | D/A D/F#    | Em/G A7 | D/F# D
Первый и третий четырёхтакты повторяются (совпадают), как и в предыдущих частях. При переходе с первого на второй такт используется последовательность D => S (аккорды A/C# и G/B). После этого следует доминанта с пропущенной терцией (аккорд A7omit3). Во второй половине 4-го такта берётся побочная доминанта B7/F#, которая разрешается в 5-ом такте в трезвучие Em (SII).

Во второй половине 13-го такта (в партитуре — 63) берётся двойная доминанта G#dim7 (вводный септаккорд VII из гармонического A-dur), после которой следует кадансовый квартсекстаккорд D/A, который переходит в доминанту (аккорд A7) через обращение SII (аккорд Em/G).

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Музыка E.Nazareth, анализ
« Ответ #6 : Июля 20, 2015, 08:54:19 »
Ernesto Nazareth, Tango Habanera.

Ноты (фортепиано): http://www.ernestonazareth.com.br/pdfs/tango_habanera.pdf

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Ноты (гитара): http://www.keepandshare.com/doc/6014072/tango-habanera-pdf-39k?da=y

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Оригинальные тональности es-moll и Es-dur, я сделал транскрипцию для гитары в d-moll и D-dur. Мне удобнее оперировать "гитарными" тональностями, поэтому дальше я расписываю аккорды по транскрипции, а не по оригиналу.

Первые 24 такта занимает тема в гармоническом d-moll. Аккорды (реприза и вольты развёрнуты):

Dm | A7/E | A7      | Dm | Dm   | A7/E | A7       | Dm
D7 | Gm   | C7      | F  | A7/E | Dm   | Gm  E/G# | A
Dm | A7/E | A7      | Dm | Dm   | A7/E | A7       | Dm
D7 | Gm   | F/A  A7 | Dm | D7   | Gm   | Dm/A  A7 | Dm

Первый и третий восьмитакты (которые являются повтором, т.е. полностью совпадают) состоят из чередования тонического трезвучия и доминантсептаккорда.

В такте 9 берётся побочная доминанта D7, которая  разрешается в субдоминанту Gm. В такте 11 берётся побочная доминанта C7, которая  разрешается в верхнюю медианту (аккорд F). Далее следует доминантсептаккорд A7/E. Завершается это восьмитактовое построение оборотом S - DD - D (Gm  E/G#  A).

Гармония четвёртого восьмитакта в основном аналогична второму. Во второй половине этого восьмитакта берётся побочная доминанта D7, которая разрешается в субдоминанту Gm, после чего следует кадансовый квартсекстаккорд, доминантсептаккорд и тоническое трезвучие (Dm/A  A7  Dm).

Вторая часть пьесы (с такта 26 и до конца) написана в одноимённом мажоре, тональность D-dur. Аккорды (реприза и вольты развёрнуты):

D/A | Bm/D  D/F# | A7/E  A7 | A7        | C#m7b5/B | A7  A9   | D  E#dim7/D | D
D/A | Bm/D  D/F# | A/E      | F#m7/C#   | B7       | E7       | A           | D
D/A | Bm/D  D/F# | A7/E  A7 | A7        | C#m7b5/B | A7  A9   | D  E#dim7/D | D
D/A | B7         | Em       | E#dim7/G# | D/A  B7  | E9  A7/6 | D  A7       | D

Первый и третий восьмитакты являются повтором, т.е. полностью совпадают.

Во втором такте в окружении тоники использована субдоминанта VI (Bm/D). В пятом такте обыгрывается вводный септаккорд VII (C#m7b5/B).

Такты 32-33 содержат плагальный оборот D - E#dim7/D - D. Аккорд E#dim7/D - вспомогательный уменьшённый септаккорд на тоническом басу. Он является альтерированной субдоминантой: построен на повышенной II ступени, и содержит дополнительную альтерацию (повышение) IV ступени. Эти альтерации усиливают тяготения соответственно в III и V ступени, куда в результате и идут голоса.

В последнем восьмитакте использована побочная доминанта B7, которая разрешается в аккорд SII (Em). Далее следует альтерированная субдоминанта E#dim7/G#.

В конце построения используется оборот B7 - E9 - A7/6 - D, который является эллиптической цепочкой доминант. Аккорд B7 является побочной доминантой к аккорду SII. Однако аккорд SII (Em) подменяется на двойную доминанту (аккорд E9), после которой следует доминанта (аккорд A7/6), и затем — тоника.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Музыка E.Nazareth, анализ
« Ответ #7 : Июля 22, 2015, 21:48:24 »
Чтобы не плодить темы, добавлю сюда. Довольно популярное Шоро D.Semenzato:

http://www.youtube.com/watch?v=_qBD48OTEpE

Ноты: http://martirosjan.ru/wp-content/uploads/2012/08/222.jpg

Это двухчастная пьеса. Аккорды:

Am/C  E7/B | Am    A/E  | A      A7/C#      | Dm  Dm/A |
Dm         | Am    Am/E | D#o    D#o/A  G#o | E   Am/E |
Am/C  E7/B | Am    A/E  | A      A7/C#      | Dm  Dm/A |
Dm         | Am    Am/E | D#o    D#o/A  G#o | Am       |
G     G7/B | C          | E7/G#  E7         | Am  Am/E |
Dm/F       | Am/E  Am   | B7     B7/F#      | E        |
G     G7/B | C          | E7/G#  E7         | Am  Am/E |
Dm/F       | Am/E  Am   | F      E          | Am       |

Наибольший интерес представляют два уменьшённых септаккорда в 7 такте. Аккорд D#o является двойной доминантой, это вводный септаккорд из гармонического E-dur. После него следует аккорд G#o, который является вводным септаккордом текущего гармонического a-moll. После него следует доминантовое трезвучие E, а при повторе — тоническое трезвучие Am. Таким образом, получается оборот DD - D - D, а при повторе — DD - D - T.

В некоторых изданиях вместо аккорда SVI (аккорд F) в предпоследнем такте берётся двойная доминанта с пониженной ноной (аккорд Bb9). На видео, похоже, играется аккорд F.

Оффлайн WalterScott

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 911
Re: Музыка E.Nazareth, анализ
« Ответ #8 : Июля 22, 2015, 23:29:58 »
Чтобы не плодить темы, добавлю сюда. Довольно популярное Шоро D.Semenzato:

http://www.youtube.com/watch?v=_qBD48OTEpE

Ноты: http://martirosjan.ru/wp-content/uploads/2012/08/222.jpg

Это двухчастная пьеса. Аккорды:

Am/C  E7/B | Am    A/E  | A      A7/C#      | Dm  Dm/A |
Dm         | Am    Am/E | D#o    D#o/A  G#o | E   Am/E |
Am/C  E7/B | Am    A/E  | A      A7/C#      | Dm  Dm/A |
Dm         | Am    Am/E | D#o    D#o/A  G#o | Am       |
G     G7/B | C          | E7/G#  E7         | Am  Am/E |
Dm/F       | Am/E  Am   | B7     B7/F#      | E        |
G     G7/B | C          | E7/G#  E7         | Am  Am/E |
Dm/F       | Am/E  Am   | F      E          | Am       |

Наибольший интерес представляют два уменьшённых септаккорда в 7 такте. Аккорд D#o является двойной доминантой, это вводный септаккорд из гармонического E-dur. После него следует аккорд G#o, который является вводным септаккордом текущего гармонического a-moll. После него следует доминантовое трезвучие E, а при повторе — тоническое трезвучие Am. Таким образом, получается оборот DD - D - D, а при повторе — DD - D - T.

В некоторых изданиях вместо аккорда SVI (аккорд F) в предпоследнем такте берётся двойная доминанта с пониженной ноной (аккорд Bb9). На видео, похоже, играется аккорд F.
Чтобы не плодить темы, добавлю сюда. Довольно популярное Шоро D.Semenzato:

http://www.youtube.com/watch?v=_qBD48OTEpE
О! Спасибо за нотки... Когда-то играл, хочется воспроизвести. У чувака очень спортивные предплечья. 

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: E.Nazareth и музыка шоро, анализ
« Ответ #9 : Августа 14, 2015, 09:54:41 »
В музыке шоро есть одна характерная ритмическая (или фактурная ) фигура, 16-8-16 (это длительности), которая используется практически везде. Эта фигура может быть достаточно легко подменена на 8-16-16, и часто подменяется. Например, известнейшее шоро "Sons de Carrilhões" (так наз. "Бразильский танец", который в России все играли и играют в школах), исполняется в двух вариантах:

(нажмите чтобы показать/спрятать)

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Интересно, какой вариант "правильнее"? Давным-давно я был уверен, что правильнее 16-8-16, да и сейчас мне этот вариант нравится сильно больше, т.к. он более "бразильский". В то же время, Дэвид Рассел — крупнейший гитарист :)

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: E.Nazareth и музыка шоро, анализ
« Ответ #10 : Августа 15, 2015, 14:21:30 »
ИМХО 16-8-16 более мягкий и танцевальный. 8-16-16 более академичный и дуболомный.

... и добавил:

Еще раз переслушал оба варианта. Кевин Ло звучит живее, хотя темп явно меньше чем у Рассела.
« Последнее редактирование: Августа 15, 2015, 14:27:02 от Taps »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: E.Nazareth и музыка шоро, анализ
« Ответ #11 : Августа 15, 2015, 14:34:35 »
ИМХО 16-8-16 более мягкий и танцевальный. 8-16-16 более академичный и дуболомный.

... и добавил:

Еще раз переслушал оба варианта. Кевин Ло звучит живее, хотя темп явно меньше чем у Рассела.
Ага, 16-8-16 изысканнее, он создаёт "ощущение шоро" даже на блатных аккордах. Что демонстрируется у D.Semenzato, например (было чуть выше) :)

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: E.Nazareth и музыка шоро, анализ
« Ответ #12 : Августа 16, 2015, 19:55:55 »
Теперь, после теории, немного практики в этом стиле.
Я сочинил дубль (т.е. "вариант" пьесы) на пьесу E.Nazareth "Tudo Sobe!...".

Обсуждение было в другой теме, в этом же разделе форума: Откуда здесь уменьшённый септаккорд?

Дубль в основном повторяет гармонию и форму исходной пьесы, но с небольшими изменениями. В одном месте нарушена квадратность ("не хватает" такта), в угоду гармоническому движению — "раньше времени" пришёл к тонике. В конце модуляция на полтона, исключительно just for fun.

http://www.youtube.com/watch?v=AjMmQXhife0

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: E.Nazareth и музыка шоро, анализ
« Ответ #13 : Августа 16, 2015, 23:36:37 »
Замечательное аранжировка, шикарное исполнение.
Видно, чтоMrLf много прослушал и переиграл пьес в этом стиле.
Чувствуется глубокое понимание стиля.
Слушаешь и видишь танцоров в бразильских кварталах.
 

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: E.Nazareth и музыка шоро, анализ
« Ответ #14 : Августа 17, 2015, 09:02:22 »
Taps, спасибо! Хотя, насчёт "глубокого понимания стиля" я не уверен, разумеется.

В дополнение.
Ноты: http://www.keepandshare.com/doc/7617565/homagenazareth-pdf-49k?da=y

В оригинале пьесы есть увлекательный оборот
A/C# - F#m/C# - Bm/D - B/D# - G#m/D# - C#m/E - C#/E# - Aaug/E# - Esus2/F# - E/G# - C#m/G# - A
Он есть и в моём дубле, в видоизменённом виде (такты 20-27). В другой фактуре, и аккорды "растянуты" во времени, т.е. я сижу на каждом аккорде больше. Оборот демонстрирует горизонтальное мышление: это гармонизация хроматической гаммы в басу, в текущей тональности. В результате получаются "случайные" красочные аккорды.

В конце пьесы есть кадансовый оборот, который в моём дубле получился в аппликатуре без открытых струн, чем я сразу и воспользовался, чтобы сыграть его в негитарной тональности. Этим и объясняется модуляция в конце в B-dur.