http://enc.vkarp.com/2013/05/26/автентические-лады/
Там на самом деле не все так просто. В гиполадах устойчивые ступени - I и IV. Нашим ушам это трудно понять.
PS Гуглить можно "автентические и плагальные лады".
Заумно по ссылке... Пока понял только, что "на самом деле не все так просто"
А что насчёт вопроса во втором посте темы? Если отбросить сомнительное употребление слова "гиполад", испанский лад и гамма фламенко действительно отличаются именно тем, как я написал?
И доминантовый лад — это лад, состоящий из звуков именно гармонического минора, или это обобщающее понятие?
... и добавил:Хотя, на последний вопрос даёт ответ википедия:
Наиболее распространены две разновидности доминантового лада: одна из них (на схеме обозначена буквой "а") считается производной от звукоряда гармонического минора, другая (на схеме обозначена буквой "b") — от звукоряда дважды гармонического минора.
Доминантовый лад — обобщающее понятие.
... и добавил:В гиполадах устойчивые ступени - I и IV. Нашим ушам это трудно понять.
Видимо потому, что финалис остаётся тем же самым.
И в ионийском, и в гипоионийском До финалис будет До. Поэтому миксолидийский Соль — не то же самое, что гипоионийский До, в них разные финалисы.
(Это я почитал
здесь.)
... и добавил:Вообще, при гуглении слишком много непоняток вылазит... Люди неосторожно манипулируют терминами.
Изначально (IV век) было четыре лада: от ноты «ре» до «ре», от «ми» до «ми», от «фа» до «фа» и от «соль» до «соль». Назывались эти лады первым, вторым, третьим и четвёртым. Автор этих ладов: Амвросий Миланский. Эти лады называют «автентическими», что переводится, как «коренные» лады.
Каждый лад состоял из двух тетрахордов. Первый тетрахорд начинался тоникой, второй тетрахорд начинался доминантой. Каждый из ладов имел особую «финальную» ноту (это «Финалис», о нём чуть ниже), которой заканчивалось музыкальное произведение.
Прочитав это, можно подумать, что в любом ладу есть
четыре вещи: тоника, финалис, доминанта и реперкусса. Вермишель с сервелатом получается...
... и добавил:Кстати, я не понял, почему автентических ладов четыре, а не шесть хотя бы (а лучше — семь).