To eye:
_______Я тоже считаю, что мелодия и гармония - это как две ноги - они идут при сочинении одновременно. Идет поиск образа в гармоническом звучании и, соответственно внутри этой гармонии ищутся адекватные мелодические ходы. _____
Это у современных пианистов и гитаристов есть «две ноги». А к примеру у поэтов песенников процесс идет от ТЕКСТА и мелодии на этот текст. (И гармонии они не знают и играть на пианино не умеют). Я сам лично принимал участие (и даже сейчас участвую в таком проекте), где текст с метроритмом и примерной мелодией надо гармонизовать / аранжировать.
Также (на моем опыте) мелодическое начало в подходах имел Игорь Николаев, с которым я работал. По его же словам песни, которые становились хитами, в начальной фазе исходили из ключевой фразы текста и ее мелодического оборота. И для этой работы нужна только «одна нога», а вторая вступает потом, во вторую очередь, на стадии оформления, развития и украшения.
Ну и сотни (тысячи лет) до аккордов люди сочиняли музыку «одной ногой» - мелодией.
_____У Криса Корнелла видно, как поиск гармонии вытекает из аппликатур в альтернативным строях. А мелодия параллельно напевается в рамках образа рождающейся гармонии._____
Возможно. Гитаристы часто сочиняют мелодии на свои гитарные экспериментальные «наигрыши». Однако если говорить о процессе создания музыки в целом, то способов тут много. И огромное кол-во музыкантов на переднем плане имеют мелодию (и для песни это куда важнее, так как мелодию можно гармонизовать сотнями вариантов - то есть гармоний может быть много, а мелодия у песни как ни крути, только одна.
_______Если Прокофьев сочинял сначала "на трех блатных", а потом все усложнял, чтобы заморочить голову, то это уже какая-то подделка... _______
Ну это твоя интерпретация))) Речь идет о том, что Прокофьев сначала создавал мелодию на соотвествующий гармонический «каркас» (в расширенной 12 тоновой тональности), а далее работал с этим каркасом более детально, подбирая диссонансные созвучия, фоновые, проходящие, полиаккорды и т.д. Как можно «поделки» в этом усмотреть мне не понятно. Это нормальный подход: оркестровка/аранжировка делается ПОСЛЕ того, как есть какая-то основа с чем можно работать.
Доказательством того, что Прокофьев шел именно таким путем является то, что сам он считал, что «играет в мажоре и миноре». То есть изначально отталкивался он от ПРОСТЫХ форм мажоро-минора. Что получалось в процессе развития и «аранжировки» - это все делалось потом.
_____Мне в это не верится. Дмитрий, можно ссылку на источник?____
Я перечитал о гармоническом языке Прокофьева много разной литературы. Не могу вспомнить в каком источнике это было сказано. Если не веришь моим словам, то это твое право..... (ты точно также не поверишь и источнику, даже если я потрачу время и его найду). Вера оно дело такое)))) Хотя я тоже не поверил бы, если бы взял за основу трактовку, типа, : Прокофьев сочинял музыку «на трех аккордах», а потом «усложнял, чтобы запутать». ))) При такой интерпретации никто бы не поверил)))
П.С. Хотя на счет «искусственного» усложнения гармонии тоже имеется факт. В молодости свое сочинение Прокофьев показал педагогу (Глиеру... могу ошибиться, возможно Глазунову) и тот отметил простоту гармонии. Видимо борясь с этим «комплексом» Прокофьев начал утрированно усложнять гармонию, боясь выглядеть «гармоническим просточком)))) В последствии этот педагог, слушая уже более взрослого Прокофьева сказал, типа, «Боже мой! Что я наделал! Разве мог я подумать во что все это выльется!»)))))
Так что композиторы (как и другие художники) зачастую специально пытаются шокировать публику необычностью..... Не исключаю, что элемент «надуманности» в музыке Прокофьева (особенно в молодые годы) был. Надо еще учитывать то время, когда авангардизм был модной и имел спрос.
Кроме того, в своих дневниках (Прокофьев много писал и имел писательский талант, говоря, что если бы не стал композитором, то стал бы писателем), он делал записи, типа, «перегрузил, слишком усложнил»»»». То есть расширяя гармонию явно перебарщивал даже по своим меркам. Что уж говорить о слушателях. Даже музыканты оркестров зачастую морщились и не желали играть «какофонию». Так что элемент сознательного авангардизма, чтобы выглядеть необычным новатором, в подходах Прокофьева прослеживается.