Автор Тема: i-VIb в миноре, I-V в миноре и мажоре - есть ли что-то общее?  (Прочитано 2281 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Я думаю, только при том, что не стоит сильно увлекаться поиском эмоциональных составляющих в каких-то последовательностях аккордов :) ("ощущение лирического трагизма" со слов топикстартера и т.п.)

Последовательность аккордов даёт некую характерную краску, которую можно попытаться запомнить, но и только.
Естественно, эмоции у всех разные могут вызывать одни и те же последовательности.

На счёт одной и той же последовательности, вызывающей разные эмоции у одного и того же человека - хотелось бы пример, где две песни на одинаковых цепочках аккордов, которые относительно друг друга расположены одинаково (т.е. одинаковое число тактов на аккорд), вызывают разные эмоции. Конкретный пример хотелось бы, конкретный трек с ютуба...

Я считаю, что выявление причины, почему одни последовательности нравятся, а другие нет, почему разные аккорды могут вызывать схожие эмоции и как вообще эмоции зависят конкретных комбинаций нот и гармонии - один из важнейших аспектов понимания музыки, который ещё никем толком не описан.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Последовательность аккордов даёт некую характерную краску, которую можно попытаться запомнить, но и только.
Последовательностьс акк. не имеет сама по себе объективной краски - это всё в нашем восприятии. Это и есть эмоциональный отклик. Просто не надо это путать с эмоциями, которые можно выразить смайликами. Скорее это какие-то обобщенные оттенки, чувства, которые мы можем ассоциировать с теи или иным настроением. Таким образом это имеет эмоциональную основу - хотя и размытую и не конкретную, но вполне уловимую. Конечно, надо осторожнее использовать слово "эмоции".

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7819/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Естественно, эмоции у всех разные могут вызывать одни и те же последовательности.

На счёт одной и той же последовательности, вызывающей разные эмоции у одного и того же человека - хотелось бы пример, где две песни на одинаковых цепочках аккордов, которые относительно друг друга расположены одинаково (т.е. одинаковое число тактов на аккорд), вызывают разные эмоции. Конкретный пример хотелось бы, конкретный трек с ютуба...
А зачем пример, если сам же написал "естественно"? :)

... и добавил:

Последовательностьс акк. не имеет сама по себе объективной краски - это всё в нашем восприятии.
...
Таким образом это имеет эмоциональную основу - хотя и размытую и не конкретную, но вполне уловимую.
Уловимую, но не объективную? Что же именно тогда улавливается? :)
« Последнее редактирование: Декабря 03, 2016, 09:42:05 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Уловимую, но не объективную? Что же именно тогда улавливается? :)
Улавливаются собственные реакции (бессознательные) - ощущения, которые основываются на "ожиданиях", шаблонах, на апперцепции, которые в свою очередь воспитываются окружающей музыкальной средой, слуховым опытом, культурой (я так думаю). Разумеется личные ощущения не объективны, но схожие ощущения могут вызываться у разных людей, объединенных одной культурой и схожим слушательским опытом.
Приведу цитату из Теплова (с которой вы знакомы, я помню, но раз возникли вопросы, думаю, уместно.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Надеюсь, не надо пояснять, какое отношение имеет ладовое чувство и обсуждаемые натурально-ладовые гармонии.
« Последнее редактирование: Декабря 03, 2016, 10:14:33 от eye »

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Цитировать
А зачем пример, если сам же написал "естественно"? :)
Естественно я писал к тому, что у разных людей одни и те же гармонии могут вызывать разные эмоции.

А вот насчёт того, как у одного и того же человека две абсолютно идентичных по составу гармонии, но в разных песнях, могут вызывать разные эмоции - вот этого пример я хотел бы увидеть.

Под абсолютно идентичными я понимаю аккордовые цепочки, которые:
- являются равными по тактовым соотношениям в обоих песнях (если в одной песне первый аккорд длится два такта, а все остальные по одному, а во второй песне все аккорды по одному такту - не идентично)
- сыграны без обращений, потому что смена баса может влиять на эмоцию (но не всегда)
- сыграны без надстроек, ибо достаточно добавить в мажорный аккорд минорную терцию и эмоция изменится
- не являются зависимо вырванными кусками из какого-то другого гармонического контекста

У меня, например, данная цепочка i-VIb-III-VII вызывает идентичные эмоции лирического трагизма в песнях разных жанров. Например, эти две песни разных жанров на этой цепочке вызывают у меня идентичные эмоции лирического тразигма (в первой песне эта цепочка вне "джент-риффов").

https://www.youtube.com/watch?v=jbZuKHfhUq8

https://www.youtube.com/watch?v=p7nIEJ1vpFM
« Последнее редактирование: Декабря 03, 2016, 13:13:39 от ElCaballero »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
А вот насчёт того, как у одного и того же человека две абсолютно идентичных по составу гармонии, но в разных песнях, могут вызывать разные эмоции - вот этого пример я хотел бы увидеть.
Но ведь кроме гармонии есть и другие факторы. Например темп. Или оркестровка. Опять-таки мелодия. Невозможно сравнить.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Но ведь кроме гармонии есть и другие факторы. Например темп. Или оркестровка. Опять-таки мелодия. Невозможно сравнить.
Ну так собственно и хотелось бы сравнить именно идентичные гармонии в контексте разного всего остального.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7819/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Ну так собственно и хотелось бы сравнить именно идентичные гармонии в контексте разного всего остального.
Вряд ли есть смысл. Похоронный марш, идиллическая песенка и лютый митол могут быть на одной и той же гармонии.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Вряд ли есть смысл. Похоронный марш, идиллическая песенка и лютый митол могут быть на одной и той же гармонии.
Я выше привёл пример лёгкого электро трека и металкора на одной и той же гармонии. И они у меня ассоциируют одни и те же ощущения (лирическая трагичность).
« Последнее редактирование: Декабря 03, 2016, 14:44:01 от ElCaballero »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7819/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Я выше привёл пример лёгкого электро трека и металкора на одной и той же гармонии. И они у меня ассоциируют одни и те же ощущения (лирическая трагичность).
Ткнул — они довольно похожи + это субъективно (лирическая трагичность).

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Ткнул — они довольно похожи + это субъективно (лирическая трагичность).
Лирическая трагичность - субъективно, да. Но посыл в одинаковости ощущений от одной гармонии в разных треках, а не в том, как их назвать. У меня есть ещё несколько примеров на этой гармонии... Но блин, они тоже будут похожи.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Я даже не понимаю, что такое лирическая трагичность.
Этот как трагическая лиричность.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7819/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Я даже не понимаю, что такое лирическая трагичность.
Этот как трагическая лиричность.
Ну, примерно так:

 :)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Я даже не понимаю, что такое лирическая трагичность.
Этот как трагическая лиричность.
Вот если послушать всякие дум металы, то там можно встретить безысходную трагичность. Это такая трагичность, которая говорит о том, что всё, трагедия, конец и безысходность.

Лирическая же трагичность это трагедия, но не безысходная. Это как бы красиво приукрашенная трагедия, как будто читают рассказ о доблестно сражавшемся воине, который в конце трагически погиб. Суть этой трагедии в том, что она сделана красиво и лирически, в ней нет чувства безысходности и чего-то мерзкого.

Примерно так я это понимаю.

Вот самый яркий пример лиричной трагичности (та же гармония i-VIb-III-VII, музыка с 0.13 начинается). Она всегда несколько граничит или даже полностью переходит также в эмоции чести  и отваги.

https://www.youtube.com/watch?v=85IPwrB3rJ8
« Последнее редактирование: Декабря 03, 2016, 23:15:06 от ElCaballero »