Ключевые слова "если разрешать". Ведь опытный музыкант может на одном педальном тоне строить мелодические линии в нужных ему ладах (как это делает Сатриани, например).
Именно на педальном тоне и проще всего строить всевозможные лады - такова природа модальной музыки.
Привязать лады к гармонической последовательности несколько сложнее. Но при чем тут "разрешить".
Слова "разрешить" не подразумевают какое-то особое умение - слух этого сам требует. А если слуха нет, то надо заниматься его развитием - без него вообще не имеет смысла заниматься музыкой - это как заниматься бегом, не имея ног или живописью, не имея зрения. Наверное, тоже можно, но только на диване в своих фантазиях.
Но я не слышу её лидийской.
Никто не услышит, так как там нет характерной лидийской ступени.
Добавьте в мелодию Си, тогда посмотрим.
Я там ниже добавил в вашу мелодию Си и зазвучал лидийский.
Плюс - там "мелодия" в басу, я же не случайно писал:
В этом случае они смешиваются, но как-будто мелодическая линия
перевешивает гармонию, бас?
У вас гармонического оборота нет, есть отдельный аккорд Fmaj7 сыгранный поверх мелодии, которая проводится в нижнем регистре.
Аккорд сыгран какими-то дерганными короткими рывками - явно с целью усложнить его восприятие и снизить его гармоническую роль.
Гармоническая функция баса в примере отсутствует. Это к тому, что лады лучше играть на педальном тоне, о чем вы сами говорили. А увас вместо педального тона - мелодия.
Про 16-битные тембры из супер марио я уже не говорю )))
Таким образом, пример в принципе не содержит лидийского лада, исполнен
в странной фактуре - мне непонятно, что вы хотели продемонстрировать - звучит тональность Фа, бас всегда первешивает, лидийского нет, потому что недостаточно играть аккорд фа - нужно цеплять характерную ступень - высокую 4. Тогда даже неважно , что звучт в аккомпанементе, можно просто педальный тон.
А вообще, я потерял нить дискуссии. ))
Ваш пример, сделанный по человечески:
... и добавил:A тут я записал тупо до мажорную гамму поверх аккомпанемента в Фа лидийском.
В затакте до аккордов, звучит просто До мажорная гамма, а потом она мгновенно превращается в Фа лидийский лад.
Все в итоге звучит в рамках "лидийской тональности F".
Если мы понимаем, что играем именно гамму до мажор, то да - это и будет игра в тональности.
Но ведь начинающие часто играют не гамму, и не мелодии, а просто случайный набор нот
А насчет игры гамм - ну так может с этого и стоит начинать начинающим?
И все-таки, играя До мажорную гамму, я в какой тональности там звучу?
Во втором файле я просто бездумно-рандомно (насчет того, что
"использовать только ноты, входящие в тональность" недостаточно") - нажимал звуки До мажора - не разрешая и вообще стараясь не слушать. Получилось бездумно, но какая бы бредовая музыка не получалась, я все равно остаюсь в Фа лидийском. Ладового конфликта нет, только музыкальный ))
Я не за бездумную игру, но пытаюсь узко-направленно ответить на вопрос, что значит играть в тональности (на минималках) - я считаю - это просто нажимать ноты соответствующего лада. Мы же не будем сейчас здесь кого-то учить играть музыкально, слышать ступени и тд - там за собой много всего потянется, поэтому имеет смысл свести ответ к примитиву.
Конечно, надо слышать устой-неустой, краски ступеней, интервалы и все такое. Но если отбросить все "лишнее" - играй ноты ладотональности - будешь играть в тональности ))
... и добавил:А тут я играю одну ноту До (в принципе одну, не считая переходы) на Dm7-G7-Cmaj7 - и все ложится в тональность, как и следовало ожидать.