Автор Тема: Игра в тональности  (Прочитано 4821 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн slonuko

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 11258
  • Желающий странного
Re: Игра в тональности
« Ответ #15 : Июля 26, 2021, 03:13:07 »
Вы заигрались в теорию, господа...... Всё-таки, музыка - не софистика, не теология, не высшая математика, не трёхмерная геометрия, не структуральная лингвистика и не академическая философия...... Пардон, ухожу-исчезаю..... Извините меня, господа, еще раз...... нижайше ...... пьян..... больше никогда....

... и добавил:

Не, ну правда...... Спроси у какого-нить великого - "согласно каким постулатам музыкальной теории ты тут сыграл эту нотку, а не каноническую".... И что бы он сказал..... В лучшем случае "да чего-то меня вштырило сыграть именно так". В худшем - невоспроизводимая в высокоученом обществе игра слов.....

... и добавил:

MrGhettoFruit, Используйте ваши уши! Всё, что они одобрят, будет игрой в тональность. Если уши других людей это не одобрят, значит, у окружающих вас людей нет слуха. Либо у вас есть уникальный дар слышать то, что выходит за пределы понятия "стандартная гармония" в понимании большинства окружающих вас людей

Было бы интересно послушать вас на выложенном тут сэмпле, в виде mp3 файла или на ютьюбе с кратким, но четко артикулированным комментарием,  чтобы понять, что именно вы имели в виду в вашем посте, ибо суть вопроса не совсем понятна. Точнее - совсем непонятна. Как правило, видео с комментарием и изложением сути волнующей вас проблемы снимает все вопросы и значительно ускоряет получение адекватных и исчерпывающих ответов
« Последнее редактирование: Июля 26, 2021, 04:39:54 от slonuko »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Игра в тональности
« Ответ #16 : Июля 26, 2021, 08:52:50 »
Возвращаясь в основную тему топика. Если я играю гамму До мажор на гармонию в тональности До мажор, не думая ни о каких функциях, будет ли это игра в тональности?
Если мы понимаем, что играем именно гамму до мажор, то да - это и будет игра в тональности.
Но ведь начинающие часто играют не гамму, и не мелодии, а просто случайный набор нот, находясь в боксах гаммы или пентатоники. В итоге нередко получается, что у нас аккомпанемент Фа лидийский, а человек играет до мажор (ведь ноты одни и те же! как нередко рассказывают во всяких "обучающих видео"), и в итоге звучит именно до мажор, а не фа лидийский.

И вообще, надо ли об этом думать, или достаточно играть приятную мелодию, основываясь на своем ладовом чувстве?
Это если ладовое чувство уже развито) А если человек тупо не слышит, что играет, и не понимает, где вообще эта тоника, и почему ему говорят, что он фальшивит? В до мажоре на аккорд G он будет упорно играть ноту До и искренне недоумевать, что не так, "ведь эта нота входит в тональность до мажор!"


... и добавил:

Всё-таки, музыка - не софистика, не теология, не высшая математика, не трёхмерная геометрия, не структуральная лингвистика и не академическая философия......
А стакан воды это не автомобиль, а футболка это не арбуз - и что? К чему это всё написано?

Используйте ваши уши! Всё, что они одобрят, будет игрой в тональность. Если уши других людей это не одобрят, значит, у окружающих вас людей нет слуха.
Вот оно как :D Оказывается, это не окружающие музыканты лажают и фальшивят, это у слушателей нет слуха :good:
« Последнее редактирование: Июля 26, 2021, 09:05:09 от rocknrollplayer »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Игра в тональности
« Ответ #17 : Июля 26, 2021, 17:23:53 »
Но ведь начинающие часто играют не гамму, и не мелодии, а просто случайный набор нот, находясь в боксах гаммы или пентатоники.
Ну, если они играют "случайные" звуки в пределах соответствующего звукоряда, то это уже не случайные звуки. Да, это будет не совсем осмысленная фразировка, ритм и тд, но это , имхо, будет игра в тональности - просто неумелого начинающего музыканта. 

Цитировать
В итоге нередко получается, что у нас аккомпанемент Фа лидийский, а человек играет до мажор (ведь ноты одни и те же!
И какая это будет тональность, если в аккомпанементе лидийский лад? )


Цитировать
А если человек тупо не слышит, что играет, и не понимает, где вообще эта тоника, и почему ему говорят, что он фальшивит?
Ну, если он фальшивит или играет неосознанно, но нажимает ноты соответствующие тональности, то, имхо, он будет играть в тональности, ему просто надо учиться выбирать более подходящие ноты, не пережимать и не виснуть на струнах и тд.
Цитировать
В до мажоре на аккорд G он будет упорно играть ноту До и искренне недоумевать, что не так, "ведь эта нота входит в тональность до мажор!"

Отличный мысленный опыт! То есть, если я буду в До мажоре на разные аккорды играть только ноту До, то я буду периодически оказываться не в тональности До?
Я считаю, что если пустить кошку ходить по белым клавишам под До мажорный минус, то ходить она будет в тональности, хотя музыки, вероятно, не получится. Но не надо путать музыкально-эстетическую задачу (можно осмыслить, обработать ее хождение так, что это будетвосприниматься музыкально) и теоретико-техническую проблему. Человек не спрашивал, как ему играть музыкально, красиво и тд. Он спросил, что считать игрой в тональности. Что интересно, и тут мнения разошлись. Как я это люблю ))


... и добавил:

Вы заигрались в теорию, господа......
Я считаю, что чудаков, которые заходят в раздел теория с такими заявлениями, надо банить. Но не я писал правила  ???
А людей, которые увеличенную квинту называют большой квинтой, а малую сексту - уменьшенной секстой и при этом высокомерно поучают окружающих, в том числе профессионалов, надо просто изолировать в специальных домах. Это хуже, чем бросить в модератора пластмассовый стаканчик...

Цитировать
Не, ну правда...... Спроси у какого-нить великого - "согласно каким постулатам музыкальной теории ты тут сыграл эту нотку, а не каноническую".... И что бы он сказал..... В лучшем случае "да чего-то меня вштырило сыграть именно так". В худшем - невоспроизводимая в высокоученом обществе игра слов.....
Но опять-таки остается только пожать плечами и отойти на безопасное расстояние.
С чего вы взяли, что все великие такие же дебилы?
Но эту тему, так любимую всякими неучами, мы не будем развивать, так как она для раздела "разговоры" или "оффтоп" и конечное ее назначение в унитазе -"trash"
« Последнее редактирование: Июля 26, 2021, 17:51:46 от eye »

Онлайн slonuko

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 11258
  • Желающий странного
Re: Игра в тональности
« Ответ #18 : Июля 26, 2021, 17:48:11 »


... и добавил:

Вот оно как :D Оказывается, это не окружающие музыканты лажают и фальшивят, это у слушателей нет слуха :good:

Ну именно на это я и намекнул, прозрачно, но вежливо, чтобы не обидеть  :)
« Последнее редактирование: Июля 26, 2021, 17:51:24 от slonuko »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Игра в тональности
« Ответ #19 : Июля 26, 2021, 17:53:20 »
О, я тоже прозрачно намекнул, чтобы не обидеть  ))

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Игра в тональности
« Ответ #20 : Июля 26, 2021, 18:34:04 »
И какая это будет тональность, если в аккомпанементе лидийский лад? )
имхо, "до-мажор поверх фа лидийского"

Он спросил, что считать игрой в тональности. Что интересно, и тут мнения разошлись. Как я это люблю ))
Ну почему же разошлись, вы же сами сказали:

Играть в тональности означает, что мелодическая линия не вступает в конфликт с тональностью/аккордами аккомпанемента (при условии, что аккомпанимент исполняется адекватно))
И я как раз об этом и говорю, что конфликт с аккордами аккомпанемента может возникнуть даже при игре "правильных" нот, входящих в тональность.
Но потом вы говорите, что "даже кошка будет ходить по белым клавишам в тональности" и "если нажимает ноты соответствующие тональности, то, имхо, он будет играть в тональности" ???
Справедливо говоря, да - формально это можно назвать игрой в тональности. Просто мне кажется, пользы от такого чересчур формального подхода будет меньше, чем могло бы быть. И если бы я просил совета, когда только учился музыке, то я бы предпочел увидеть напоминание, что недостаточно "просто играть ноты, входящие в тональность", хотя это напоминание и затрагивает уже другую тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Игра в тональности
« Ответ #21 : Июля 27, 2021, 02:56:56 »
И какая это будет тональность, если в аккомпанементе лидийский лад? )
имхо, "до-мажор поверх фа лидийского"
Следует ли ваш ответ читать, что "это будет тональность до мажор поверх фа лидийского лада"? Это довольно парадоксальный, а потому неожиданный  ответ. Ведь тоника должна быть одна (я так раньше думал).
А по вашему, они будут существовать как-бы раздельно - тональность и лад (тут уместно было бы понять, что мы называем тональностью - гармоническую систему с SDT или просто высотное положение лада - у вас это как-то причудливо объединилось).

А еще вы писали, что это вроде бы неправильно (если судить по контексту высказывания):
Цитировать
В итоге нередко получается, что у нас аккомпанемент Фа лидийский, а человек играет до мажор[...], и в итоге звучит именно до мажор, а не фа лидийский.
Я чего-то запутался, пытаясь понять ваше мнение.
В этом случае они смешиваются, но как-будто мелодическая линия перевешивает гармонию, бас?
Мне кажется, если поверх грува Fmaj7 играть до мажорную гамму, то она приобретет лидийское звучание? Особенно, если Си разрешать в Ля. Нет?

Цитировать
Ну почему же разошлись, вы же сами сказали:
Да, тут по-разному можно толковать слово "конфликт". Оно довольно субъективно, но так и задумано. Я посчитал, что звук До на аккорде не будет конфликтом, потому что чуткое ухо его разрешит/уведет, а не чуткое не будет чувствовать в этом конфликта. В таком случае это по любому будет "сыграно в тональности", даже если "выбор нот" кривой.
А разошлись мы в том, что по вашему надо "Не просто "использовать ноты", а еще и соблюдать функциональные отношения между всем звуками тональности". А я считаю, что достаточно находиться в соответствующей гамме. По крайней мере я так и начинал - играет где-то музыка, я находил подходящую гамму или пентатонику(аппликатурный шаблон, не думая о функциях и тонике) и "импровизировал  в тональности".
А вот соблюдать функциональные отношения надо, если мы выходим за рамки основной гаммы и используем вводные к аккордовым, проходящие звуки, опевания, альтерации, арпеджио аккордов, или иные лады поверх тональной гармонии. Вот тут придется следить за функциями этих "левых" подчиненных аккордам нот, чтобы их использование было оправдано.
« Последнее редактирование: Июля 27, 2021, 03:06:09 от eye »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Игра в тональности
« Ответ #22 : Июля 27, 2021, 11:13:46 »
но как-будто мелодическая линия перевешивает гармонию, бас?
Мне кажется, если поверх грува Fmaj7 играть до мажорную гамму, то она приобретет лидийское звучание? Особенно, если Си разрешать в Ля. Нет?
Ключевые слова "если разрешать". Ведь опытный музыкант может на одном педальном тоне строить мелодические линии в нужных ему ладах (как это делает Сатриани, например).
Да, верно - в некоторых случаях мелодическая линия перевешивает гармонию (как это мне слышится, по крайней мере). Я добавил аудиопример, где поверх Fmaj7 играем "белоклавишную" мелодию. Но я не слышу её лидийской. Более того - если бы меня попросили снять это, я бы скорее записал аккорд как C6/F (если только не считать это отрывком более сложной гармонии).
Но вот если взять гармонию с характерными лидийскими аккордами, как та же Flying in a Blue Dream - то гармония перевесит, и уже даже простейшее "тыканье по точкам бокса" скорее всего будет звучать по-лидийски.
Хотя, если даже на характерный лидийский аккорд типа F(#11) поиграть то же Happy Birthday (в до-мажоре), то я слышу просто как какое-то "расслоение":

Следует ли ваш ответ читать, что "это будет тональность до мажор поверх фа лидийского лада"?
Поэтому я специально взял эту фразу в кавычки. Не знаю, как более точно определить - просто слышится, что мелодия конфликтует с гармонией.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Игра в тональности
« Ответ #23 : Июля 27, 2021, 19:19:54 »
Ключевые слова "если разрешать". Ведь опытный музыкант может на одном педальном тоне строить мелодические линии в нужных ему ладах (как это делает Сатриани, например).
Именно на педальном тоне и проще всего строить всевозможные лады - такова природа модальной музыки.
Привязать лады к гармонической последовательности несколько сложнее. Но при чем тут "разрешить".
Слова "разрешить" не подразумевают какое-то особое умение - слух этого сам требует. А если слуха нет, то надо заниматься его развитием - без него вообще не имеет смысла заниматься музыкой - это как заниматься бегом, не имея ног или живописью, не имея зрения. Наверное, тоже можно, но только на диване в своих фантазиях.

Цитировать
Но я не слышу её лидийской.
Никто не услышит, так как там нет характерной лидийской ступени.
Добавьте в мелодию Си, тогда посмотрим.
Я там ниже добавил в вашу мелодию Си и зазвучал лидийский.

Плюс - там "мелодия" в басу, я же не случайно писал:
Цитировать
В этом случае они смешиваются, но как-будто мелодическая линия
перевешивает гармонию, бас?

У вас гармонического оборота нет, есть отдельный аккорд Fmaj7 сыгранный поверх мелодии, которая проводится в нижнем регистре.
Аккорд сыгран какими-то дерганными короткими рывками - явно с целью усложнить его восприятие и снизить его гармоническую роль.
Гармоническая функция баса в примере отсутствует. Это к тому, что лады лучше играть на педальном тоне, о чем вы сами говорили. А увас вместо педального тона - мелодия.
Про 16-битные тембры из супер марио я уже не говорю )))

Таким образом, пример в принципе не содержит лидийского лада, исполнен
в странной фактуре - мне непонятно, что вы хотели продемонстрировать - звучит тональность Фа, бас всегда первешивает, лидийского нет, потому что недостаточно играть аккорд фа - нужно цеплять характерную ступень - высокую 4. Тогда даже неважно , что звучт в аккомпанементе, можно просто педальный тон.
А вообще, я потерял нить дискуссии. ))
Ваш пример, сделанный по человечески:

... и добавил:

A тут я записал тупо до мажорную гамму поверх аккомпанемента в Фа лидийском.
В затакте до аккордов, звучит просто До мажорная гамма, а потом она мгновенно превращается в Фа лидийский лад.
Все в итоге звучит в рамках "лидийской тональности F".
Если мы понимаем, что играем именно гамму до мажор, то да - это и будет игра в тональности.
Но ведь начинающие часто играют не гамму, и не мелодии, а просто случайный набор нот
А насчет игры гамм - ну так может с этого и стоит начинать начинающим?

И все-таки, играя До мажорную гамму, я в какой тональности там звучу?

Во втором файле я просто бездумно-рандомно (насчет того, что  "использовать только ноты, входящие в тональность" недостаточно") -  нажимал звуки До мажора - не разрешая и вообще стараясь не слушать. Получилось бездумно, но какая бы бредовая музыка не получалась, я все равно остаюсь в Фа лидийском. Ладового конфликта нет, только музыкальный ))

Я не за бездумную игру, но пытаюсь узко-направленно ответить на вопрос, что значит играть в тональности (на минималках) - я считаю - это просто нажимать ноты соответствующего лада. Мы же не будем сейчас здесь кого-то учить играть музыкально, слышать ступени и тд - там за собой много всего потянется, поэтому имеет смысл свести ответ к примитиву.
Конечно, надо слышать устой-неустой, краски ступеней, интервалы и все такое. Но если отбросить все "лишнее" - играй ноты ладотональности - будешь играть в тональности ))

... и добавил:

А тут я играю одну ноту До (в принципе одну, не считая переходы) на Dm7-G7-Cmaj7 - и все ложится в тональность, как и следовало ожидать.
« Последнее редактирование: Июля 27, 2021, 21:04:12 от eye »

Оффлайн Eye of Beholder

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 149
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Игра в тональности
« Ответ #24 : Августа 06, 2021, 16:16:51 »
И все-таки, играя До мажорную гамму, я в какой тональности там звучу?

Прочитал и не очень понял вопрос, поясните, пожалуйста :)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Игра в тональности
« Ответ #25 : Августа 06, 2021, 21:45:18 »
Прочитал и не очень понял вопрос, поясните, пожалуйста :)
Это был вопрос на такое утверждение:
Цитировать
Если мы понимаем, что играем именно гамму до мажор, то да - это и будет игра в тональности.

Дано:
1) в аккомпанементе звучат по кругу аккорды  |[:  F | F/G | F  | F/G  :]|
2) под это я играю  До мажорную гамму (второй аудио пример)
Вопросы:
1. Будет ли это игра в тональности?
2. Если да, то в какой тональности?

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Игра в тональности
« Ответ #26 : Октября 29, 2021, 12:25:40 »
Никто не услышит, так как там нет характерной лидийской ступени.
Добавьте в мелодию Си, тогда посмотрим.
Согласен, это был плохой пример

A тут я записал тупо до мажорную гамму поверх аккомпанемента в Фа лидийском.
В затакте до аккордов, звучит просто До мажорная гамма, а потом она мгновенно превращается в Фа лидийский лад.
Но вы же не раз задерживаетесь на ноте Си :) Мне буквально два раза врезался в уши мотив "ля-си-до-си"
Если говорить конкретно об этом примере, то мне тут слышится лидийский.

А как вам этот пример? Формально тут все ноты мелодии входят в ля-минор. Но мне все-таки немного режет слух и звучит "неправильно"

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Игра в тональности
« Ответ #27 : Октября 29, 2021, 13:55:25 »
Цитировать
Но вы же не раз задерживаетесь на ноте Си
Си - это 7 я ступень в До мажоре и 2я в Ля миноре. И что?

А как вам этот пример? 
Отвечу месяца через три  ;D

Оффлайн Calendula

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 115
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Игра в тональности
« Ответ #28 : Октября 30, 2021, 10:29:40 »

хорошая гармония, ноты мелодии некоторые кажется что диссонанс, если был Стравинский подошлобы, но с развитием... из света в тьму ???

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Игра в тональности
« Ответ #29 : Октября 31, 2021, 13:18:58 »
Си - это 7 я ступень в До мажоре и 2я в Ля миноре. И что?
Но гармония же в лидийском ??? Если выделять в мелодии характерные ступени, то ничего удивительного в том, что мы слышим конкретный лад. Поэтому в вашем примере я не слышу конфликта. Но да - наверное, все-таки, тот конфликт, который мне иногда режет слух, именно музыкальный.