Автор Тема: IIb в золотой секвенции - откуда берётся?  (Прочитано 4408 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Формула обычной золотой секвенции такова (пишу по вашей новомодной мажористой системе): i - iv - VIIb - IIIb - VIb - IIdim - V - i
Т.е. Am - Dm - G - C - F - Bdim - E7 - Am

Но можно взять и сделать вот так: i - iv - VIIb - IIIb - VIb - IIb - V - i
Т.е. Am - Dm - G - C - F - Bb - E7 - Am

Суть второго варианта в том, что в таком случае вся секвенция идёт по квартам, т.е. каждый аккорд - кварта предыдущего. В первом варианте было так же, кроме аккорда IIdim (Bdim), который отстоит на тритон от VIb (F). Но если заменить его на Bb, то мы получим кварту.

Появление данного аккорда можно в принципе списать на фригийскость или испанщину, но на мой взгляд, он там звучит очень классически и как будто бы так и должен там быть - а на самом деле, его вообще не должно быть в ладу.

Какие мнения у вас на этот счёт, почему можно так легко вставить IIb и как это классифицировать?

Оффлайн ironman82

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 238
  • Репутация: +71/-1
    • KARIMOV-GUITAR.COM
Re: IIb в золотой секвенции - откуда берётся?
« Ответ #1 : Июня 12, 2016, 13:58:17 »
Да вобщем и так все уже расписано. Сохраняется движение по квартам, с соблюдением элементарного голосоведения. Можно говорить о том,  к какой тональности bII принадлежит, ладовые границы. Фа-мажор/ре-минор, родственные ля-минору тональности. Значит лидийский, хотя на практике при обыгрывании аккорда не все так однозначно, и возможны интересные альтерации.
А почему в первом варианте уменьшенный? Там малый уменьшенный обычно.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7822/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: IIb в золотой секвенции - откуда берётся?
« Ответ #2 : Июня 12, 2016, 14:18:34 »
http://www.belcanto.ru/napsext.html

... и добавил:

по вашей новомодной мажористой системе
Имхо, знаки альтерации должны ставиться перед ступенями.
bII
« Последнее редактирование: Июня 12, 2016, 14:30:12 от MrLf »

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: IIb в золотой секвенции - откуда берётся?
« Ответ #3 : Июня 12, 2016, 14:42:01 »
Цитировать
А почему в первом варианте уменьшенный? Там малый уменьшенный обычно.
Чем уменьшенный отличается от малого уменьшенного?

Цитировать
http://www.belcanto.ru/napsext.html
Надо будет детально вникнуть, позже разберу, отпишусь.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7822/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: IIb в золотой секвенции - откуда берётся?
« Ответ #4 : Июня 12, 2016, 14:48:10 »
Надо будет детально вникнуть, позже разберу, отпишусь.
Обычный аккорд в академической (и не только) музыке, поэтому и "звучит очень классически".

... и добавил:

Чем уменьшенный отличается от малого уменьшенного?
Путаница обозначений. Словом "dim" иногда обозначают уменьшённое трезвучие, иногда — уменьшённый септаккорд. Во втором случае лучше писать dim7, имхо. А есть ещё полууменьшённый скептаккорд, который m7b5 или перечёркнутый кружок.

Си-Ре-Фа-Ля — полууменьшённый септаккорд
Си-Ре-Фа-Ляb — уменьшённый септаккорд
« Последнее редактирование: Июня 12, 2016, 14:51:28 от MrLf »

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: IIb в золотой секвенции - откуда берётся?
« Ответ #5 : Июня 12, 2016, 16:01:05 »
Обычный аккорд в академической (и не только) музыке, поэтому и "звучит очень классически".

... и добавил:
Путаница обозначений. Словом "dim" иногда обозначают уменьшённое трезвучие, иногда — уменьшённый септаккорд. Во втором случае лучше писать dim7, имхо. А есть ещё полууменьшённый скептаккорд, который m7b5 или перечёркнутый кружок.

Си-Ре-Фа-Ля — полууменьшённый септаккорд
Си-Ре-Фа-Ляb — уменьшённый септаккорд
Ну вот там как раз должен быть полууменьшенный, т.е. Am7b5, либо просто Adim трезвучие.

Почитал про неаполитанский секстаккорд, но везде пишут именно о секстаккорде, т.е. обращении его вида Bb/D если мы в ля миноре - он может играть роль субдоминанты. Чтобы конкретно об аккорде b2 без обращений - не нашёл. Но может быть и разница не большая, не знаю.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7822/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: IIb в золотой секвенции - откуда берётся?
« Ответ #6 : Июня 12, 2016, 16:06:05 »
Почитал про неаполитанский секстаккорд, но везде пишут именно о секстаккорде, т.е. обращении его вида Bb/D если мы в ля миноре - он может играть роль субдоминанты. Чтобы конкретно об аккорде b2 без обращений - не нашёл. Но может быть и разница не большая, не знаю.
Не большая разница, да.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: IIb в золотой секвенции - откуда берётся?
« Ответ #7 : Июня 13, 2016, 04:26:34 »
Цитировать
Формула обычной золотой секвенции такова (пишу по вашей новомодной мажористой системе): i - iv - VIIb - IIIb - VIb - IIdim - V - i...
Но можно взять и сделать вот так: i - iv - VIIb - IIIb - VIb - IIb - V - i
Т.е. Am - Dm - G - C - F - Bb - E7 - Am
Это опять переменный мажор,  к тому же секвенция. Поэтому такое лучше записывать  относительно мажорной тоники, потому как фрагмент Dm - G - C - F  и  VIIb - IIIb - VIb  уже явно не в миноре:

vi - ii - V - I - IV - bVII - III7 - vi

На вопрос откуда взялся Bb. Это же секвенция [V-I]  от ступеней 6 - 5 - 4 - 3

Ну, а сам аккорд bVII получил название двойной субдоминанты. А корни его в миксолидийском/ фригийском ладах. Как и корни неаполитанский субдоминанты.
https://en.wikipedia.org/wiki/Neapolitan_chord

Кстати, в англоязычной Вики тоже написано по "новомодной мажористой системе". Только они там не знают, что она новомодная и мажористая. Это просто хроматическая система.
https://en.wikipedia.org/wiki/Roman_numeral_analysis
См. справа примеры ступеней мажора и минора

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: IIb в золотой секвенции - откуда берётся?
« Ответ #8 : Июня 13, 2016, 14:53:26 »
Это опять переменный мажор,  к тому же секвенция. Поэтому такое лучше записывать  относительно мажорной тоники, потому как фрагмент Dm - G - C - F  и  VIIb - IIIb - VIb  уже явно не в миноре:

vi - ii - V - I - IV - bVII - III7 - vi

Откуда тут переменный мажор, если все аккорды из минорной тональности кроме неаполитанского? Если рассматривать фрагмент, то можно подумать всё что угодно, рассматривать надо целиком. Гендель писал на это в первом варианте (с IIdim) свою пассакалию и ни о каком мажоре он не говорил, обыгрывал это гаммой гармонического минора.
« Последнее редактирование: Июня 13, 2016, 14:56:03 от ElCaballero »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: IIb в золотой секвенции - откуда берётся?
« Ответ #9 : Июня 13, 2016, 16:31:00 »
Гендель писал на это в первом варианте (с IIdim) свою пассакалию и ни о каком мажоре он не говорил, обыгрывал это гаммой гармонического минора.
Что значит "Гендель не говорил"? Вы когда с ним последний раз разговаривали? В следующий спиритический сеанс  спросите у него откуда в гармоническом миноре аккорды G и С. ))
Но, во-первых, тут вроде не говорилось, что обсуждается пассакалия.  Более того, музыка Генделя относится к раннеклассической гармонии, когда еще была жива модальность, а для нее свойственна переменность. Если вы желаете анализировать именно Генделя, то обозначьте это намерение, выложите ноты и анализируйте гармонию в контексте произведения.

Но все же советую почитать тот же Бригадный о диатонической секвенции. Тогда вы узнаете, что внутри звена секвенции сохраняются функциональные отношения задающего звена. Поэтому рассматривать функции каждого аккордов относительно одной тональности не совсем продуктивно. Что и происходит, когда вы записываете секвенцию относительно минора. Поскольку речь изначально шла об изолированном последовании, я сказал, что удобнее ступени записать относительно мажора (ступени, а не функции). На самом деле даже не относительно "мажора", а относительно "ключа диатоники", так как в таких натурально-ладовых последовании часто тоника перемещается и удобно все записать относительно одной "ключевой шкалы". А функции уже рассматривать по факту.
Если речь конкретно о пассакалии, то тогда (наверное, хотя не факт) логичнее общую схему писать относительно минора.
Если надо будет, то могу пояснить какая разница между мажором (как тональность) и ключом диатоники.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: IIb в золотой секвенции - откуда берётся?
« Ответ #10 : Июня 13, 2016, 17:40:55 »
Цитировать
Что значит "Гендель не говорил"? Вы когда с ним последний раз разговаривали? В следующий спиритический сеанс  спросите у него откуда в гармоническом миноре аккорды G и С. ))
Гендель поставил при ключе знаки соль минора, и у него там была в точности такая же последовательность, что в первом примере (только там периодически разные обращения), только в соль миноре. Это всё обыгрывалось соль минорной гаммой, в которой переодически появлялся фа диез в характерном гармоническом звучании, наряду с обычным фа, что говорит о смеси гармонического минора с обычным. Аккорды Gm Cm F Bb Eb Am7b5 D7.
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Цитировать
Но все же советую почитать тот же Бригадный о диатонической секвенции. Тогда вы узнаете, что внутри звена секвенции сохраняются функциональные отношения задающего звена. Поэтому рассматривать функции каждого аккордов относительно одной тональности не совсем продуктивно. Что и происходит, когда вы записываете секвенцию относительно минора. Поскольку речь изначально шла об изолированном последовании, я сказал, что удобнее ступени записать относительно мажора (ступени, а не функции). На самом деле даже не относительно "мажора", а относительно "ключа диатоники", так как в таких натурально-ладовых последовании часто тоника перемещается и удобно все записать относительно одной "ключевой шкалы". А функции уже рассматривать по факту.
Если речь конкретно о пассакалии, то тогда (наверное, хотя не факт) логичнее общую схему писать относительно минора.
Если надо будет, то могу пояснить какая разница между мажором (как тональность) и ключом диатоники.
Тут необходимы пояснения, потому что даже в изолированном виде эта секвенция сохраняет изначальную тональность и аккорды там тональные. Построить секвенцию от Am, взять абсолютно все аккорды из тональности Am, включая Bdim, и назвать это переменным мажором - моя логика не позволяет это понять.
« Последнее редактирование: Июня 13, 2016, 17:47:04 от ElCaballero »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7822/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: IIb в золотой секвенции - откуда берётся?
« Ответ #11 : Июня 13, 2016, 20:56:44 »
ElCaballero, если все семь аккордов лада берутся в кварто-квинтовом соотношении, друг за другом, то на некоторых отрезках ощущение тоники будет меняться. Когда играют Dm - G - C, это явно намекает на С-dur. Короче, параллельные тональности.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: IIb в золотой секвенции - откуда берётся?
« Ответ #12 : Июня 14, 2016, 01:01:53 »
Гендель поставил при ключе знаки соль минора, и у него там была в точности такая же последовательность, что в первом примере (только там периодически разные обращения), только в соль миноре. Это всё обыгрывалось соль минорной гаммой, в которой переодически появлялся фа диез в характерном гармоническом звучании, наряду с обычным фа, что говорит о смеси гармонического минора с обычным. Аккорды Gm Cm F Bb Eb Am7b5 D7.
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Про пассакалию я вам ответил - какой смысл продолжать?
Вас интересует, как основную тональность определить? Конечно, там Соль минор.

И там оставалась бы тональтность Соль минор, даже, если бы там были отклонения в другие тональности. И что?

Данная тема касается золотой секвенции. Золотая секвенция может мыслиться и  в мажоре и в миноре - поэтому и сабжевый аккорд можно трактовать по разному.

Непонятно, почему вы, называя эту последовательность секвенцией видите ее строго в миноре. Ведь в секвенции функции колеблятся вместе со звеном секвенции - на то она и секвенция.

В случае переменности знаки и основная тональность сохраняется. Именно поэтому это не называют модуляцией.

Цитировать
Тут необходимы пояснения, потому что даже в изолированном виде эта секвенция сохраняет изначальную тональность и аккорды там тональные.

Простейший пример - вот та последовательность, где 5 мажорных фраз.
Если там рассматривать Am-F-C-G - то это по восприятию минор, как вы верно отметили.
А если C-G-Am-F - то мажор.

Как удобнее записать такой  абстрагированный от контекста оборот? Очевидно, что удобнее vi-IV-I-V.
При том I - это не тоника, а отправная точка шкалы.

Например, золотая секвенция может начинаться со 2 ступени (джазовый стандарт "Autumn Leaves"):
||:Dm7|G7|Cmaj7|Fmaj7 |Bø | E7 | Am| A7|
(C) ii      V     I         IV      viiø  III7  i      VI7
(C) ii      V     I  IV=bVI (a) iiø   V    i  (d) V
Первая часть периода принято мыслить в мажоре Sii-D-T, а вторую - в миноре sii-d-t
Цитировать
Построить секвенцию от Am, взять абсолютно все аккорды из тональности Am, включая Bdim, и назвать это переменным мажором - моя логика не позволяет это понять.
???
Вот такая это штука - ладовая переменность. Некоторые ее вообще в расчет не берут, как и понятие "лад", так что не заморачивайтесь. 

Во многих блатняках, а они, как известно науке, всегда в ля миноре (смайл)встречается отклонение в параллельный мажор. При том начинается в ля миноре, аккорды ля минора и тд. Но есть там такой момент недолгого "просветления", когда гармония проходится по До мажору.
http://amdm.ru/akkordi/akvariym/13634/gorod_zolotoy/
http://amdm.ru/akkordi/aleksandr_rozenbaym/93636/gop_stop/
А бывает наоборот - все в мажоре, а потом немного в параллельном миноре.
http://amdm.ru/akkordi/beatles/2120/let_it_be/

Цитировать
моя логика не позволяет это понять.
Короче, тут нужно изучить следующине темы - тоникальность трезвучий, , верхняя медианта в миноре, ладовая переменность, параллельно-переменный лад, диатонические секвенции,  параллельный мажоро-минор.

 
« Последнее редактирование: Июня 14, 2016, 05:11:04 от eye »

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: IIb в золотой секвенции - откуда берётся?
« Ответ #13 : Июня 14, 2016, 14:27:34 »
Цитировать
Если там рассматривать Am-F-C-G - то это по восприятию минор, как вы верно отметили.
А если C-G-Am-F - то мажор.

Как удобнее записать такой  абстрагированный от контекста оборот? Очевидно, что удобнее vi-IV-I-V.
При том I - это не тоника, а отправная точка шкалы.
Лично мне было бы удобнее расписывать от тоники  ??? Т.е. i-VI-III-VII.

По поводу данного примера, я понял общий смысл. Но вопрос такой - а действительно ли стоит обращать внимание на эти отходы в мажор посреди контекста и трактовать это именно так? Почему бы не сказать, что это просто минор (т.к. начало и конец с минорной тоники и знаки остаются) и ограничиться этим, затем пытаясь разобрать что-то уже относительно минора? Ведь сама минорная гамма, например, содержит большую терцию между 3 и 5 ступенью, но никто же не говорит, что это переход в мажор  - просто участок просветления среди минора. Читая вас, у меня постоянно создаётся ощущение, что минор расово дискриминируют как таковой  :)
« Последнее редактирование: Июня 14, 2016, 14:30:20 от ElCaballero »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7822/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: IIb в золотой секвенции - откуда берётся?
« Ответ #14 : Июня 14, 2016, 14:34:51 »
Читая вас, у меня постоянно создаётся ощущение, что минор расово дискриминируют как таковой  :)
Это ладовый сексизм: минор сделан из ребра мажора, и вообще, мир задумывался не так :)