Автор Тема: Использование характерных ступеней ладов в аккордовых прогрессиях  (Прочитано 3755 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
И модальные брюки превращаются в тональные шорты.
Какая образность! Если Пришвин - "певец русской природы", то это слова Певца Теории Музыки, стопудей :crazy:

... и добавил:

...получается что-то аморфно холдсворто-образное (или, чтобы не нарваться опять на ровном месте -  холдсувёс-образное).
Чтобы не нарваться на ровном месте, вроде было Холдсувёрс, нет? :hmmm:

... и добавил:

По сути — автор ролика вроде не утверждает, что если просто налепить во все аккорды характерный "ладовый" тон, то сразу автоматически родится модальная гармония. Во всяком случае, мне при просмотре это в голову не пришло...
« Последнее редактирование: Ноября 23, 2017, 20:35:55 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Какая образность! Если Пришвин - "певец русской природы", то это слова Певца Теории Музыки, стопудей :crazy:
Спасибо, но это не мое - надеюсь Вы помните, что это из Бриллиантовой руки:
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Цитировать
По сути — автор ролика вроде не утверждает, что если просто налепить во все аккорды характерный "ладовый" тон, то сразу автоматически родится модальная гармония. Во всяком случае, мне при просмотре это в голову не пришло...
А мне показалось, что именно это он и утверждает. На основе следующих слов.
Цитирую:
"Что мы делаем: вначале вы можете выписать каждый из этих аккордов, добавив в них только  характерную ступень лада".
И это подтверждается действием на экране.
"...далее вы можете экспериментировать с аккордами" - дергаются все ноты, но не трогается во всех аккордах "характерная ступень". (Для меня она перестает быть "характерной" лидийской 4 уже в аккордах Bm7 и Gmaj7).

В следующем примере делается то же самое - на каждый бас ставится фригийская 2.
А звучит в итоге не фригийский, а iii - vi - ii - IV в До мажоре. Если добавить в конце бас G, получится совсем хорошо F/G и пойдет прямиком в До.
Далее он еще раз  повторяет:
"Самое главное понять здесь общий принцип: мы в каждый аккорд, в каждое аккордовое образование [какой-то медицинский термин, откуда это?] добавляем характерную ноту (но в зависимости от контекста из тонического аккорда можем убрать, чтобы не было напряжения) и пишем прогрессию - 4х или 8-таковую. Таким образом вы научитесь слышать звучание, характерное для модальности".

Другими словами - "если просто налепить во все аккорды характерный "ладовый" тон, то сразу автоматически родится модальная гармония, и таким образом вы научитесь слышать звучание, характерное для модальности ".

И еще - характерная ступень в составе трезвучия (образуя характерное трезвучие) - это обычное дело, но здесь в теме указано в целом - в "аккордовых прогрессиях", типа характерный звук прошивает прогрессию  красной нитью.
Для звучания важно, входит ли характерная ступень в состав трезвучия или является побочным тоном.

Также следует отметить, что в звукоряде есть только две "характерные" ступени (в звукоряде от До - это Си (7) и Фа(4)), а ладов несколько больше.
« Последнее редактирование: Ноября 24, 2017, 09:04:30 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
eye, а есть русскоязычные статьи или видео, которые раскрывают именно этот вопрос (который поднимает автор видео) как следует?

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
eye, спасибо за подробной обзор ролика.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
eye, а есть русскоязычные статьи или видео, которые раскрывают именно этот вопрос (который поднимает автор видео) как следует?
MrLf
Какой именно вопрос?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
MrLf
Какой именно вопрос?
"Как получить ладовое (в противовес тональному) звучание, строя последовательности аккордов", как-то так.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
"Как получить ладовое (в противовес тональному) звучание, строя последовательности аккордов", как-то так.
Я по-другому воспринял содержание этого видео, но можно и так трактовать...
Не знаю (сейчас не вспоминается) насчет русскоязычных статей и видео. Если имеется ввиду интернет и ютюб - не интересовался творчеством любителей и блогеров, тем более критическим вниканием в их объяснения (в данном случае - это исключение, по долгу службы).  Но эта тема здесь долго пережевывалась. В чем Ваш вопрос?
Если кратко - отступать, нарушать некоторые или все принципы требуемые для организации тонально-функциональной гармонии.
Эти принципы я где-то на форуме перечислил. И даже упомянул в предыдущем критическом посте.

И с другой стороны придерживаться приемов, характерных для ладовой гармонии - секундовые и терцовые соотношения акк,  использование этих ладов в качестве основы, метроритмическое подчеркивание тоники лада, полиладовость, нетерцовые структуры, в частности квартовые и их обращения, параллелизм и параллельное движение голосов (ленточное голосоведение), плагальность при кварто-квинтовом движении (но допустима доминанта в заключительной каденции для утверждения модальной тоники), ненормативное движение "функций" (напр D-S), движение против тяготений, как в гармонии, так и в мелодии, остинатный бас на ладовой тонике, принцип бифункцинальных качелей тоника-нетоника, как следствие короткие (неразвитые) гармонические обороты с постоянным "отношением"-связью с  тоникой, "мелодическая" гармонизация (утолщение мелодии), как диатоническая, так хроматическая однотипными акк. структурами, полиаккордика, побочные модальные тоны, мелодические и гармонические модализмы в тональной гармонии и т.д. (не уверен, что перечислил все, пишу "на ходу").
Про натурально-ладовую гармонию есть у  Тюлина, Беркова, про монодийно-гармоническую у Бершадской и многих других.
Но, конечно, принципы ладовой гармонии не базируются на том, чтобы везде внедрить в качестве побочного тона 7 или 4 ступень базового мажора. Хотя это может способствовать разрушению функциональности. А может не способствовать.

Вот вам и "статья", по крайней мере план.  Люди читают, а потом записывают видео и статьи. Правда не всегда до конца разобравшись.


« Последнее редактирование: Ноября 25, 2017, 01:35:05 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Я по-другому воспринял содержание этого видео, но можно и так трактовать...
Не знаю (сейчас не вспоминается) насчет русскоязычных статей и видео. Если имеется ввиду интернет и ютюб - не интересовался творчеством любителей и блогеров, тем более критическим вниканием в их объяснения (в данном случае - это исключение, по долгу службы).  Но эта тема здесь долго пережевывалась. В чем Ваш вопрос?
Если кратко - отступать, нарушать некоторые или все принципы требуемые для организации тонально-функциональной гармонии.
Эти принципы я где-то на форуме перечислил. И даже упомянул в предыдущем критическом посте.

И с другой стороны придерживаться приемов, характерных для ладовой гармонии - секундовые и терцовые соотношения акк,  использование этих ладов в качестве основы, метроритмическое подчеркивание тоники лада, полиладовость, нетерцовые структуры, в частности квартовые и их обращения, параллелизм и параллельное движение голосов (ленточное голосоведение), плагальность при кварто-квинтовом движении (но допустима доминанта в заключительной кадеции для утверждения модальной тоники), ненормативное движение "функций" (напр D-S), движение против тяготений, ка вгармонии, так и в мелодии, остинатный бас на ладовой тонике, принцип бифункцинальных качелей тоника-нетоника, как следствие короткие (неразвитые) гармонические обороты с постоянным "отношением"-связью с  тоникой, "мелодическая" гармонизация (утолщение мелодии), как диатоническая, так хроматическая однотипными акк. структурами, полиаккордика, побочные модальные тоны, мелодические и гармонические модализмы в тональной гармонии и т.д. (не уверен, что перечислил все, пишу "на ходу").
Про натурально-ладовую гармонию есть у  Тюлина, Беркова, про монодийно-гармоническую у Бершадской и многих других.
Но, конечно, принципы ладовой гармонии не базируются на том, чтобы везде внедрить в качестве побочного тона 7 или 4 ступень базового мажора. Хотя это может способствовать разрушению функциональности. А может не способствовать.

Вот вам и "статья", по крайней мере план.  Люди читают, а потом записывают видео и статьи. Правда не всегда до конца разобравшись.
Да, это всё прекрасно, и действительно, на форуме это уже было. Основная проблема наверное в том, чтобы получить "безупречные" нотные примеры. Я такие темы пытался тут тоже когда-то поднимать, но безуспешно... Как сейчас выяснилось, и у автора обсуждаемого видео тоже не получилось :) Ну, типа, играешь такой в лидийском Си-бемоль, а тебе потом поясняют, что ты в d-moll оказывается натуральном, и т.п. :crazy: (и такой случай тут со мной тоже был).

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
у автора обсуждаемого видео тоже не получилось
Смотря что считать получилось или нет.
1. Он предложил прием, который может помочь почувствовать "ладовость". Особенно наглядно и просто получилось там, где он демонстрирует двуголосие.
2. В целом демонстрируемые гармонии нефункциональны и вероятно могут дать новичку некоторое ощущение модальности, когда отсутствуют определенные тяготения и возникает зыбкость ("неустойчивость").
 
Поэтому, если смотреть под таким углом, то - получилось. Я вообще далек от того, чтобы раздавать оценки, а высказываю свое мнение о конкретных утверждениях или приемах. Насколько полезно видео, каждый решает сам.
Если мне навязывают полезность, то, возможно, я буду возражать, если имею иное мнение.

Возвращаясь к зыбко-неустойчивой модальности - это ведь не единственное проявление модальности, есть и другие, типа, когда слушащие начинают спорить, какой из двух простейших аккордов - тоника. Или  когда тоника четко понятна, но аккорды основаны на ином ладе. Или модальность, типа, Сатриани, когда используется остинатный бас и какой-нибудь лад. Модализмы, слабая функциональность - есть много проявлений.
« Последнее редактирование: Ноября 25, 2017, 01:35:52 от eye »