Автор Тема: Использование характерных ступеней ладов в аккордовых прогрессиях  (Прочитано 3756 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Интересный урок Дениса Чуфарова об использовании характерных ладовых ступеней в аккордовых прогрессиях.


https://m.youtube.com/watch?v=u8YkM9vRFAc

« Последнее редактирование: Ноября 15, 2017, 14:52:36 от eye »

Оффлайн Tolik.Divanov(Pro)

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 45
  • Репутация: +8/-1
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Основы модальной гармонии
« Ответ #1 : Ноября 15, 2017, 07:40:38 »
Интересный урок, правда я мало что понял, но интересно посмотреть какизлагается создание музыки.

... и добавил:

Хотя один раз случайно открыл книгу композитора Гнесина М, и там он рассуждает о происхождении музыки. Пишет, что анализируя произведения, нет сомения что у Моцарта или Бетховена музыка возникала исключительно в голове, сначала они её услышат как есть, а потом прибегают к записи. И дальше сетует, есть такие кто придумывает опираясь на инструмент, и используя методы подбора по звучанию, и что он такому композитору тотчас бы велел выйти вон. Получается всю современную импровизацию и композиторство не приемлил и послал куда подальше.
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2017, 07:49:35 от Tolik.Divanov(Pro) »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Основы модальной гармонии
« Ответ #2 : Ноября 15, 2017, 08:06:48 »
Интересный урок Дениса Чуфарова об использовании характерных ладовых ступеней в аккордовых прогрессиях.
Хороший урок! Внятно разъясняет.

... и добавил:

Хотя один раз случайно открыл книгу композитора Гнесина М, и там он рассуждает о происхождении музыки. Пишет, что анализируя произведения, нет сомения что у Моцарта или Бетховена музыка возникала исключительно в голове, сначала они её услышат как есть, а потом прибегают к записи. И дальше сетует, есть такие кто придумывает опираясь на инструмент, и используя методы подбора по звучанию, и что он такому композитору тотчас бы велел выйти вон. Получается всю современную импровизацию и композиторство не приемлил и послал куда подальше.
Да, такой подход не отвечает на вопрос, каким же образом достигается такой навык (всё полностью придумать в голове, а затем просто формально нотировать). При этом сам Гнесин довольно "мелкий" композитор :crazy:

Думаю, "глухие" эксперименты типа тыканья в гриф или в нотный редактор неизбежны. Иначе композитор будет только подбирать то, что уже слышал ранее. Даже при самых развитых слуховых представлениях будут моменты, где есть сомнения в звучании, и надо тыкнуть вглухую, чтобы "проверить".

... и добавил:

Кстати, для сферического композитора в вакууме, который "услышал как есть, а потом прибегнул к записи", такая дисциплина, как теория музыки, теряет смысл полностью и бесповоротно (теория музыки в его случае - бессмысленное бумагомарание).
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2017, 08:22:04 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Основы модальной гармонии
« Ответ #3 : Ноября 15, 2017, 11:07:36 »
MrLf, Вы точно слышите ту прогрессию, как фригийский лад? Я, например, слышу движение по неустоям и настойчиво ожидаю разрешения в До мажор:


... и добавил:

И даже если завершить на первом аккорде, он звучит у меня, как обращение До. Вполне тональная гармония.
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2017, 11:19:02 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Основы модальной гармонии
« Ответ #4 : Ноября 15, 2017, 11:19:14 »
eye, Интернсно почему ты тему "Использование характерных ступеней ладов в аккордовых прогрессиях" перенес в "видосы", смешав ее с кучей других тем? Только потому что пример сделан в формате видео, а не в форме обычного текста?

Неужели эта ветка не заслуживает стать отдельной? Или теперь любой урок по теории, выложенный на ю-тюбе,  будут закапывать здесь? Чтобы его никто не увидел...


Оффлайн Vov1

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4805
  • Репутация: +734/-3
  • Девайс раскрывается когда решаешь его продать)))
Re: Основы модальной гармонии
« Ответ #5 : Ноября 15, 2017, 11:24:50 »
Позвал Дениса может сюда заглянет :). https://vk.com/den.chufarov

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Основы модальной гармонии
« Ответ #6 : Ноября 15, 2017, 13:10:54 »
Цитировать
eye, Интернсно почему ты тему "Использование характерных ступеней ладов в аккордовых прогрессиях" перенес в "видосы", смешав ее с кучей других тем? Только потому что пример сделан в формате видео, а не в форме обычного текста?

Я уже объяснял про "филиал Ютюба":
Так можно превратить раздел теория в филиал Ютюба. Может это закономерная тенденция..
Пусть остается ветка, но давайте постить в нее любые понравившиеся видео и каналы по теории.
Поэтому изменю название темы на обобщающее.

Если создается тема без содержательного комментария, то она идет сюда. Много ума не надо, чтобы запостить видос с комментом - "это интересно". Так мы утонем в потоке пустых тем - все кому не лень будут постить все подряд  (я не говорю, что это была пустая тема, но нужно выработать правило, одинаковое отношение к самому явлению, иначе начнутся споры - пустая или непустая).
Если бы эту тему создал автор ролика  Д.Чуфаров с намерением участвовать в обсуждении, я бы оставил отдельно.


... и добавил:

Цитировать
Или теперь любой урок по теории, выложенный на ю-тюбе,  будут закапывать здесь? Чтобы его никто не увидел...
В общем - да. Урок предназначался для Ютюба, а не для того, чтобы его размножали по разным форумам в качестве "новых тем".
Как раз, наоборот - здесь его проще будет найти. И что значит "никто не увидел"? Разве просмотры на Ютюбе запрещены?

Так же при желании автор любого канала на Ютюбе (или его "представитель") может создать ветку  в разделе guitar.video и постить туда с его канала.
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2017, 13:33:56 от eye »

Оффлайн arkaine

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 149
  • Репутация: +25/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Основы модальной гармонии
« Ответ #7 : Ноября 15, 2017, 13:38:17 »
Интересный урок Дениса Чуфарова об использовании характерных ладовых ступеней в аккордовых прогрессиях.

Интересная тема.

Вероятно, противостояние модальности и тональности обрело такой размах в связи с масштабностью музреформ того времени, местом их проведения и в связи с утратой былых теоретических сведений, неизбежно сопутствующих т.н. "историческому развитию", издержкой коего является стремление всячески утвердить новую систему, отвергнув и якобы опровергнув (гласно и негласно) право на существование предыдущей.

Характерная модальная функциональность (а она есть и её природа такова же, как и тональной функциональности) мне видится обусловленной применением иного музыкального материала и иным его соотношением. Модальность -- это "разряженная" (в сравнении с тональностью) функциональность в результате иных (чем в тональности) соотношений аккордов и составляющих аккорды тонов, либо тонов вне аккордов.

Что и демонстрирует пример, выложенный Eye'м.

Стоит применить трезвучия (особенно характерным для т.н. тонального движения является кварто-квинтовое соотношение аккордов) -- мы типа в тональности.
Стоит одноголосно (либо со всякими дублировками / бурдонами / органными пунктами) исполнить мелодию -- мы типа в модальности.

В то время как в действительности мы в обоих случаях находимся в, скажем так, функциональности (иначе: в ладу).

И под функциональностью (= ладом) я подразумеваю систему звуковысотных отношений звуков, в к-рой звукоэлементы (звуки, как элементы данной системы) обладают опред. свойствами (степенью+формой торможения/движения -- "устойчивостью"/"неустойчивостью"/"опорностью"] и фонизмом ["окрасом"]) и выполняют в ней опред. функциональные (логические/смысловые) роли, будь это "тональность" (основной категорией коей является тоника), "модальность" (основной категорией коей является звукоряд) или "атональность" (разной звукорядной и материальной природы).
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2017, 13:46:02 от arkaine »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Основы модальной гармонии
« Ответ #8 : Ноября 15, 2017, 13:42:24 »
MrLf, Вы точно слышите ту прогрессию, как фригийский лад?
Нет, не точно :crazy: Если в конец добавить До, оно сразу становится тоникой.
Но ведь модальная гармония и должна иметь "зыбкую" тонику?

... и добавил:

Вспоминаю, что Гамбале где-то в видеоуроках наигрывает аккорды D-A-E (в первой позиции боем, как-то так) и рассказывает о миксолидийском ладе, в то время как эти аккорды легче всего понять как A-dur.
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2017, 13:47:15 от MrLf »

Оффлайн arkaine

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 149
  • Репутация: +25/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Основы модальной гармонии
« Ответ #9 : Ноября 15, 2017, 13:59:20 »
Вспоминаю, что Гамбале где-то в видеоуроках наигрывает аккорды D-A-E (в первой позиции боем, как-то так) и рассказывает о миксолидийском ладе, в то время как эти аккорды легче всего понять как A-dur.
Так-то и Ля минор можно понимать как До мажор, если исходить исключительно из того, какие звуки используются, абстрагированно от их функций.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Основы модальной гармонии
« Ответ #10 : Ноября 15, 2017, 14:36:26 »
Так-то и Ля минор можно понимать как До мажор, если исходить исключительно из того, какие звуки используются, абстрагированно от их функций.
Я к тому, что довольно легко сделать музыку, где определить тонику будет принципиально нельзя. Т.е. будет "кто последний - тот и тоника". И такая музыка вовсе не обязана быть атональной - бери любой ладовый звукоряд и играй, или просто чередуй несколько таких звукорядов.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Основы модальной гармонии
« Ответ #11 : Ноября 15, 2017, 14:46:22 »
Нет, не точно :crazy: Если в конец добавить До, оно сразу становится тоникой.
Но ведь модальная гармония и должна иметь "зыбкую" тонику?
В том то и дело, что я хотел сказать - слушая эту прогрессию первый раз, я не мог отделаться от желания завершить ее в До.
Мой пример просто демонстрирует реализацию. Даже если не взять До в конце я останусь в "неразрешенном состоянии" ожидания разрешения. Может со мной что-то не то...

Характерная модальная функциональность (а она есть и её природа такова же, как и тональной функциональности)
Не согласен - гармоническая функциональность и мелодическая имеют разные свойства в результате которых на одном полюсе - динамика, движение аккордов, а на другом - статика, красочность, фонизм.
Цитировать
И под функциональностью (= ладом) я подразумеваю систему звуковысотных отношений звуков, в к-рой звукоэлементы (звуки, как элементы данной системы) обладают опред. свойствами
Да, но "функциональность" у них принципиально разная "на вкус".
Именно по причине:
Цитировать
"тональность" (основной категорией коей является тоника), "модальность" (основной категорией коей является звукоряд)
Недаром Бершадская различает монодические лады и гармонические.
Кстати, это подтверждается созданием функционального гармонического минора вместо натурального, суть монодического (модального) эолийского.

А вообще сейчас пришла в голову мысль о существовании автентической функциональности, свойственной мажору и плагальной - характерной для натурального минора. Тогда можно выйти на модально-плагальную функциональность... но все-таки это неверно, это я в кучу валю.

Я к тому, что довольно легко сделать музыку, где определить тонику будет принципиально нельзя. Т.е. будет "кто последний - тот и тоника". И такая музыка вовсе не обязана быть атональной - бери любой ладовый звукоряд и играй, или просто чередуй несколько таких звукорядов.
Совершенно верно - это один из признаков модальности - отсутствие однозначных тяготений, переменность. Однако какие-то тяготения все-таки есть. Ну хотя бы последний аккорд будет тоникой-финалисом.
В атональной музыке в идеале вообще не должен формироваться какой-либо намек на тональный центр и лад. (Но я боюсь, что все равно буду слышать там "До мажор" ))
Но в случае с Гамбале - там так организована гармония, что тоника слышна, как E, а не A.
Цитировать
в то время как эти аккорды легче всего понять как A-dur.
В некотором смысле - да. Только надо разделить понятия "тональность A-dur" и "ключ A-dur/ Если в первом случае подразумевается система звуковысотных отношений, то во втором просто набор нот, соответствующий Ля мажорной гамме и всем "дочерним" звукорядам.


... и добавил:

Отделил тему, так как возникла дискуссия.
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2017, 15:03:14 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Основы модальной гармонии
« Ответ #12 : Ноября 15, 2017, 14:54:02 »
В атональной музыке в идеале вообще не должен формироваться какой-либо намек на тональный центр и лад. (Но я боюсь, что все равно буду слышать там "До мажор" ))
Последнее - аргумент в пользу того, что функции SDT и даже тоника - что-то вроде "парейдолии", т.е. весьма воображаемые вещи, искусственно придуманные для удобства классификации музыкальных ходов/оборотов. Т.е. теория музыки - не наука вовсе, а что-то вроде философии.

... и добавил:

Однако какие-то тяготения все-таки есть. Ну хотя бы последний аккорд будет тоникой-финалисом.
Слова "какие-то" и "хотя бы" тут ключевые, имхо. Получается "оно вроде есть, но его как бы нет" :crazy:

... и добавил:

В итоге - обвинить Дениса Чуфарова в том, что у него не вышел фригийский, получается, нельзя.
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2017, 15:03:34 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Последнее - аргумент в пользу того, что функции SDT и даже тоника - что-то вроде "парейдолии", т.е. весьма воображаемые вещи, искусственно придуманные для удобства классификации музыкальных ходов/оборотов. Т.е. теория музыки - не наука вовсе, а что-то вроде философии.
В некотором смысле - да, "воображаемые", то есть находятся в области психологии. Но не кем-то придуманные и тем более не  "для", а сформировавшиеся постепенно на основе объективных факторов. Скорее осознанные.

Цитировать
Слова "какие-то" и "хотя бы" тут ключевые, имхо. Получается "оно вроде есть, но его как бы нет
Мелодические тяготения не столь определены, как гармонические. В случае гармонических функций возникает полная определенность (которую я ощущаю в обсуждаемом примере), а в случае с мелодических функций мозг как бы нащупывает на что опереться, перебирая версии. Хотя можно ему помочь, указав на тонику например педальным тоном или иными средствами. Это все равно будет модальная музыка, но тоника будет определена иначе, не через гармонические функции.
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2017, 15:21:33 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Многие лады или конкретные мелодии в ладах можно при гармонизации сделать как в модальном варианте, так и в тональном.
В одном случае звукоряд лада будет подчинять себе гармонию, тональность размывается, а в другом случае тональность (функции аккордов в ладах)  хорошо ощущается. Поэтому в одном случае получается модальная музыка в  "дорийсом ладу", а в другом   тональная в "миноре с повышенной шестой ступенью" (который многие называют "дорийским минором").

И  грань тут очень зыбка. Можно даже сказать, что у каждого человека своя субъективная грань пограничных неявных гармонических последовательностей. Одну и ту же музыку один человек может осмыслить тонально, а другой модально. И самое главное, что они оба могут быть правы. Так как теоретически конкретную гармонию можно обосновать (во многих случаях) двояко.

Поэтому в свое время, когда шел спор о модальности/тональности я влез в него, так как не мог понять понять почему "минор с повышенной шестой" в гармонии со своими функциями, где они легко ощущаются как тональность, автоматически записывают в модальный лад, так как он совпадает по составу с дорийским.
Модальным он станет тогда, когда будут нарушены гармонические связи, когда тональность (тоника и другие функции аккордов) потеряется.

Поэтому модальность и модализм в тональностях надо рассматривать в каждом отдельном случае, исходя из конкретных условий, где важна не только сама гармония, но и мелодия и даже ритм.




... и добавил:

Кстати, именно поэтому в ранней классике установили жесткие функциональные правила. Чтобы современный (в то время) мажор не превращался в ионийский лад. .
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2017, 15:50:23 от Дмитрий Малолетов »