Хотелось бы узнать, что наука психология называет вдохновением. Если вообще этот термин применяется в науке.
Скажу про свое состояние вдохновения, но возможно оно отличается от вдохновения гениев - по результатам так уж точно
Сразу скажу, что вдохновение испытываю не только в связи с музыкой, но и в связи с любым видом деятельности, включая написание постов в форумах... ой-ой, только не бейте сильно по голове, это мое слабое место!
Кстати, насчет вдохновения гениев и обычных людей - и те и другие его испытывают. но у одних в результате получаются бессмертные произведения, а у других - графоманские бредни. Но кто рассудит?...
И второе замечание. Работа сделанная легко и быстро под вдохновением - не обязательно лучше, чем просто тяжело и долго делаемая работа без вдохновения. Хотя, как правило, под вдохновением - лучше.
Теперь о своем представлении вдохновения. Вот пример. Самодеятельная, но творческая команда. Репетиция. Кто-то приносит вещь-полуфабрикат. В общем что-то в ней есть, но далеко от совершенства. Начинаем делать. Вдруг одна за другой рождаются идеи, только успевай воплощать. Вещь вырисовывается, начинает звучать. Все как один увлечены работай. Ух! Классно получилось, жалко магнитофон сломался. Ну, ничего следующий раз доделаем. Так получилось, что следующий раз отодвинулся надолго. Время прошло, все всё забыли, что было сделано. Давайте опять делать... Не идет! Какая-то ерунда, идей нет. Вот было вдохновение, а теперь нет. Вещь делается, но с трудом из-под палки.
Другой пример - садишься с гитарой, что-то наигрываешь. Вдруг в мозгу рождается ощущение чего-то нового и приятного. Начинаешь нащупывать и вдруг начинаешь слышать мелодию, гармония подбирается легко, слышишь продолжение. Чувствуешь вдохновение. Потом - стоп. Вторая часть не идет - и так и эдак. Начинаешь играть первую часть - класс. Пытаешь пробиться с разбегу с первой на вторую - стена. Ушло вдохновение. Так, ну ладно, что у нас там раньше было? Ага, вот кусочек, который раньше сочинился, щас мы его прилепим. Вот и вещица получилась! То, что сочинено под вдохновением мне нравится всегда, сколько бы времени не прошло. И другим, кстати, тоже. Иногда что-то корректируется, улучшируется. Но бывает так, что продолжение начатой темы идет с трудом, но потом все-таки сочиняется. Это не значит что этот фрагмент хуже звучит.
Хм, а вообще вы замечали, что многие классные темы имеют хорошее начало и фиговый бридж? Из-за которого вещь и учить не хочется?
Так вот, вдохновение, для меня, это просто как подарок свыше, когда все легко и естественно приходит в достаточно завершенном виде. И нет такого, что потом это не нравится.
А вот, когда что-то рожаешь, выжимаешь из себя, то по прошествии времени это может не нравиться.
Еще я хотел бы заметить, что композиторство и импровизация - совершенно разные вещи и присутствие вдохновения проявляется в них по разному. Композитор старается сочинить что-то новое, неповторимое и он не находится в состоянии цейтнота. Мысли приходят в его голову, только успевай записывать - одна к другой - как надо. Больше похоже не на сочинение, а на вспоминание уже давно сочиненного. У него нет сомнений, он знает - это то что нужно.
Импровизация подразумевает использование уже наработанного материала. При вдохновенной импровизации играть легко и весело, твои старые фишки поворачиваются новыми гранями, фразировка необычна, все гладко и совершенно, как-будто ты учил и сочинял это соло, развитие и кульминация на месте, появляется необходимый образ. Музыку чувствуешь, она тебя окрыляет - полет! К тому же в паре мест получилось что-то совершенно новое, неожиданное, надо будет себя снять. Куул! Но расчитывать на это не приходится, иначе будешь как Блэкмор, который капризничал, когда настроения не было. А настроения не было все чаще и чаще... Зато, когда было - нет ему равных (но это так - спорное замечание, не будем отвлекаться).
То же самое и в аранжировке и в написании книг, стихов, любой другой творческой работе.
А теперь возвращаясь к началу трэда - как СОЧИНЯТЬ. Я согласен с vladlogv, что нужно сначала услышать в голове мелодию, может и менее конкретно - очертания мелодии и потом подбирать ее на инструменте, если не можешь сразу записать на ноты. В этом отношении магнитофон бесценен. Дело в том, если ты пытаешься играть не то что слышишь, то скорее всего сыграешь то, что знают твои пальцы, то есть - штамп. Но есть и промежуточный вариант - ты перебираешь какие-то гармонии, которые тебя трогают и напеваешь-бубнишь, ищешь ритмическую формулу, интонацию и записываешь непрерывно весь этот процесс. Главное - забыть о магнитофоне. Затем откладываешь это дело, а на следующий день или через неделю - слушаешь и пытаешься отобрать то, что тебе подходит. Ну и т.д. Компилируешь, а дальше работа по доводке, аранжировке довершают дело. Кстати, многие темы Сатриани - это какие-то блюзовые штампы. Но это понимаешь только, когда пощупаешь их пальцами. А так слушаешь - клевая мелодия!