Автор Тема: Какую гамму играть на какой аккорд?  (Прочитано 46375 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Какую гамму играть на какой аккорд?
« Ответ #15 : Ноября 23, 2020, 21:43:27 »


Это, видимо, вот эти трезвучия. Надо только названия подписать.
Это не трезвучия, это 
ZZZ

Вы бы хотя бы для приличия (и ориентации) базовые ступени или буквы подписали, если названия не получается

... и добавил:

А, я понял - вы трезвучием называете любые три звука, например, кластер С-С#/Db-D .  По-моему такой аккорд может быть построен только чисто в хроматике. То есть нет никакого реального лада, на ступенях которого образовалось бы это "трезвучие".





... и добавил:


Есть заблуждение, будто самой далёкой относительно исходной тональности приходится тритоновая тональность противоположного наклонения, но это не так. Из схемы мы видим, что тритоновая тональность противоположного наклонения является всего лишь третьим шагом, в то время как тритоновая тональность того же наклонения является шестым шагом.

Предположим, речь о:
С-F#m = I-#iv = (c+e+g)-(f#-a-c#)


Ну, для меня F#m для До - это параллель "большой медианты"   
C||Am~A||F#m  или 
T ||m'~M'||M'p
Или параллель побочной доминанты A/d (D/ii)

Цитировать
Аналогичное применимо и к:
Am-D# = i-#IV = (a+c+e)-(d#-g-a#)
Аналогично

Am||C~Cm ||Eb   или
  t    M''~m"||m''P

(остальное перенесу в отдельную тему про медианты)
« Последнее редактирование: Ноября 24, 2020, 00:02:49 от eye »

Оффлайн arkaine

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 149
  • Репутация: +25/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Какую гамму играть на какой аккорд?
« Ответ #16 : Ноября 24, 2020, 00:08:54 »
Спасибо за ответ.
Порознь о существовании (хроматических) (суб)медиант я знал, но таких цельных схемы/взгляда и практического применения, как у вас, мне видеть не доводилось.

Для меня важна взаимосвязь терминологии и слышимых функций, а медианты как-то уж слишком бифункциональны обычно и, если давать функциональное название всем (в т.ч. альтерированным) ступеням, то их получится не меньше 12-ти, а то и 17-ти, что громоздко.

Оффлайн Crusader Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 692
  • Репутация: +67/-4
Re: Какую гамму играть на какой аккорд?
« Ответ #17 : Ноября 28, 2020, 21:16:08 »
Какую гамму играть на какой аккорд?

Так никто и не ответил. Или все со мной согласны?
« Последнее редактирование: Ноября 28, 2020, 21:19:43 от Crusader »

Оффлайн Crusader Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 692
  • Репутация: +67/-4
Re: Какую гамму играть на какой аккорд?
« Ответ #18 : Января 12, 2021, 22:30:40 »
https://youtube.com/v/C8D9ERkicSo

No Rust TV - Для умных гитаристов!

Левашов Олег - Мечта ленивого гитариста (pdf)

Что-то в этой методичке на 400 стр. я так и не нашел какую гамму играть на какой аккорд.


Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Какую гамму играть на какой аккорд?
« Ответ #19 : Января 15, 2021, 02:31:45 »
Какую гамму играть на какой аккорд?
Так никто и не ответил. Или все со мной согласны?
А какие аккорды вы имеете ввиду?

Оффлайн Crusader Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 692
  • Репутация: +67/-4
Re: Какую гамму играть на какой аккорд?
« Ответ #20 : Января 15, 2021, 03:25:34 »
А какие аккорды вы имеете ввиду?

Ну хотя бы на До-мажорное трезвучие.

... и добавил:


Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Какую гамму играть на какой аккорд?
« Ответ #21 : Января 15, 2021, 17:51:44 »
Ну хотя бы на До-мажорное трезвучие.
Изначально вопрос несколько некорректно поставлен.
Но я постараюсь ответить.
Тут надо понимать, что система выстраивается на основе ладотональности - от лада к аккордам, а не так как у вас - от аккорда к ладам.
Ваш вопрос подобен - какие костюмы надо купить к данному галстуку? Но обычно галстук подбирают ко всему остальному. Хотя я никогда не носил галстуки, поэтому могу ошибаться - но аналогия, думаю, ясна.

Одно трезвучие не может быть основой всей системы - если было так, тогда надо было бы играть до-ми-соль в рамках такой системы - других тонов ведь нет в системе.
Однако, я понимаю, примерно, откуда идет вопрос.
Да, при импровизации (в джазе) может использоваться полимодальный (многоладовый) подход, когда на один и тот же тип аккорда используются разные лады, но это следующий этап импровизации, и он сформировался в джазе, где возникли определенные гармонические, стилистические и прочие условия. Там не будут играть чистое до мажорное трезвучие, а на него поливать всевозможные лады.
Все устроено несколько иначе. Начиная с того, что основа гармонии не трезвучная, а либо 7-аккордовая, либо квартово-секундовая или хроматизированно-альтерированная.
Плюс - способы аккомпанемента (компинг) и басовая линия таковы, что левые ноты почти "не пересекаются" с аккордами - по крайней мере слушатель не успевает услышать переченье. Плюс есть всякие выходы и входы = напряжение-разрешение на основе принципа органного пункта.
При чем музыканты знают как сделать аккомпанемент более "безопасным", типа, неуловимым, если слышат, что солист полез в "дебри".

Короче, те, кто играют в полимодальном стиле уже не спрашивают "какие гаммы играть на какой аккорд". Так как это высший пилотаж не только теоретического, импровизационного, гармонического мышления, но прежде всего - слуха, когда играть можно все, что угодно - если действительно слышишь.

Поэтому этот вариант полиладового джаза, наверное, не нужно брать в расчет.
В крайнем случае почитайте Лидийскую концепцию Джорджа Рассела на эту тему. Там обсуждается "вертикальная полимодальность" и соответствие аккорд-лад.

Значит, чтобы выбрать лад, родственный аккорду, нужно либо (a)знать гармонический контекст - функцию данного аккорда, либо (b) доверять своему слуху.
В случае (а) ваш До мажорный аккорд может быть на I, IV, V, bVII, bIII, bVI, bII ступенях (даже, если не брать побочные доминанты, но мы говорим о трезвучиях и опустим мажорные трезвучия на натуральных II, III, VI, VII)  в разных тональностях (или даже в одной - в случае мажоро-минора) - то есть иметь разные функции и соответствующие родственные лады.
Это в случае "тональной" гармонии.
В случае ладовой гармонии вам, скорее всего, достаточно будет играть на тонический До соответствующий лад. Какой? Это зависит от музыкальной задумки, от краски, выбранной композитором.
Фактически это будет выглядеть так: (1)±2(3)±4(5)±6±7, где в скобках стабильная ступень, а ступени с "±" имеют варианты.
Например
(C)d(E)f(G)a b
(C)d(E)f#(G)a b
(C)d(E)f(G)a b♭
(C)d(E)f#(G)a b♭
(C)d♭(E)f(G)a♭ b♭

На гитаре такой подход удобно реализовывать в гаммах по 2 два звука на струне, где один звук - нота аккорда, а второй - проходящий, отстоящий на тон или пол тона (иногда полтора) от аккордового. Так же можно играть опевания и вспомогательные ноты.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Как видите ответ на вопрос не так уж прост - он подразумевает знание гармонии, ладов, аккордов, функций замен и тд.

Однако в рамках септаккордовой гармонии можно вывести упрощенные соответветствия "аккорд-лад". Они не исчерпывают все возможные варианты, но от этого можно отталкиваться.
1) Maj7
На maj7, если это тоника функционально-гармонической тональности, то играется натуральный мажор.
На любой maj7, если это не тоника, играется лидийский лад.

2) m7
На m7, если это тоника минорной тональности играется натуральный минор
На любой m7 можно играть дорийский минор

3) X7 На малый мажорный (Dom7) наибольшее количество вариантов.
Если X7  можно расширить до X7/9/13 , то миксолидийский лад (неальтерированная доминанта в мажоре или блюзовая тоника)
Если X7(+5) - доминанта в миноре, то фригийский мажор (мод гармонического минора).
Если X7alt, то мелодический минор с тоникой на полтона выше тоники X7. Иначе этот звукоряд можно назвать как локрийский b4 (от тоники X7).
X7-5 - лидийско-миксолидийский (мод мелодического минорного звукоряда)
X7±5 - целотон
X13-9 - уменьшенный полутон-тон
И так далее...

4) m7-5 (ø ) - локрийский, либо дорийский от его терции.
иногда локрийский ♮2 - мод мелодического минора.

5) dim7 (o) - уменьшенный тон-полутон. Так же можно играть мод гармонического минора от 7 ступени, если это доминанта Dvii к минору.

На практике почти все можно выразить через звукоряд дорийского минора

Maj7+11 - дорийский от 6 (здесь и далее относительно тоники аккорда)
X13 - дорийский от 5
X7+5 - дорийский от b7
m7 - дорийский от 1
ø - дорийский от b3
=====================

Есть и другие подходы в нахождении родственных гамм. Но, кажется, уже достаточно...
А здесь подробно


... и добавил:

Ну хотя бы на До-мажорное трезвучие.
Во ))
https://jguitar.com/harmonizer/chord2scale?chordlist=C
« Последнее редактирование: Января 16, 2021, 15:33:30 от eye »

Оффлайн Crusader Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 692
  • Репутация: +67/-4
Re: Какую гамму играть на какой аккорд?
« Ответ #22 : Февраля 17, 2021, 13:34:22 »


Как правильно называются аккорды на схеме?





... и добавил:



Если играть последовательно, то выходит что-то вроде гаммы аккордами.
« Последнее редактирование: Февраля 17, 2021, 14:11:35 от Crusader »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Какую гамму играть на какой аккорд?
« Ответ #23 : Февраля 17, 2021, 16:26:19 »
Цитировать
Как правильно называются аккорды на схеме?
В какой схеме, какие аккорды?

А зачем буквами называть кластеры, которые самостоятельного гармонию-образующего значения не имеют?
Например, c-d#-f. Скорее всего этот кластер будет использоваться там, где по гармонии Cm со всеми производными. Можно много таких кластеров наиграть на основе пентатоники (c-eb-f) на гармонии Cm и не обязательно нижний звук - основной тон.
Но непонятно зачем эти "огрызки"  какой-то базовой гармонии или лада -  буквами обозначать?

Оффлайн Crusader Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 692
  • Репутация: +67/-4
Re: Какую гамму играть на какой аккорд?
« Ответ #24 : Февраля 17, 2021, 17:38:41 »
Но непонятно зачем эти "огрызки"  какой-то базовой гармонии или лада -  буквами обозначать?

Почему огрызки? Звучат они вроде нормально. И в классической музыке, скорей всего, применяются.

В музыке XX—XXI веков «аккордами» часто называют любые вертикальные созвучия (в том числе и нетерцовой структуры) кроме соноров. Кстати, что такое соноры?
« Последнее редактирование: Февраля 17, 2021, 17:44:04 от Crusader »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Какую гамму играть на какой аккорд?
« Ответ #25 : Февраля 18, 2021, 04:03:29 »
Почему огрызки? Звучат они вроде нормально.
Я не хотел придать отрицательную коннотацию, но - да, получилось так. Я имел ввиду "фрагменты", "частицы".
Цитировать
И в классической музыке, скорей всего, применяются.
Применяются и в классической и во фьюжн и даже в роке. Но нигде, кажется, это не записывается буквами.
В классике - пишут нотами, в джазе - нотами или дается базовые аккорды, а эти варианты ("трехнотные структуры") - следствие техники исполнителя. Может быть кроме тех, которые образуют квартаккорды и их обращения (sus4->sus2->Q. Но это ведь не спасет положение?
Вот такие обозначения некоторых "ваших" аккордов даются в книге Рика Беато:
« Последнее редактирование: Февраля 18, 2021, 04:06:34 от eye »

Оффлайн Crusader Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 692
  • Репутация: +67/-4
Re: Какую гамму играть на какой аккорд?
« Ответ #26 : Февраля 18, 2021, 15:11:07 »


Хочется пересчитать все аккорды.

18 трезвучий
18x3=54 - аккорда из 4 звуков
54x3=162 - аккорда из 5 звуков
162x3=486 - аккордов из 6 звуков
486x3=1458 - аккордов из 7 звуков

« Последнее редактирование: Февраля 18, 2021, 15:18:07 от Crusader »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Какую гамму играть на какой аккорд?
« Ответ #27 : Февраля 18, 2021, 16:09:37 »

Как правильно называются аккорды на схеме?


Кстати, я же давал классификацию, там все названия трехзвучных кластеров:
(a) ч.5(b) ум.5 (c)ув.5
1. R (R, 3, 5)R-5 (R, 3, -5) R+5   (R, 3, +5)
2.Rm (R, -3, 5)Ro (R, -3, -5)Rm+5   (R, -3, +5)
3.Rsus2 (R, 2, 5)Ro3 (R, d3, -5)Rsus2+5  (R, d3, +5)
4.Rsus4 (R, 4, 5)Rsus4-5 (R, 4, -5) Rsus4+5 (R, 4, +5)

5.Rsus-2 (R, -2, 5)Rsus-2-5 (R, -2, -5)Rsus-2+5  (R, sus-2, +5)
6.Rsus+4 (R, +4, 5)Rsus+4-5 (R, +4,= -5) Rsus+4+5 (R, +4, +5)

Получается 17 трезвучий, Rsus+4-5 отпадает, так как +4=-5
« Последнее редактирование: Февраля 18, 2021, 16:21:40 от eye »

Оффлайн Crusader Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 692
  • Репутация: +67/-4
Re: Какую гамму играть на какой аккорд?
« Ответ #28 : Февраля 20, 2021, 00:00:20 »


Размышления об аккордах №0

Как устроены аккорды? Да, этот вопрос волнует любого начинающего композитора. Разобраться в нём не так уж и просто, потому что нет внятного критерия какое сочетание нот можно считать аккордом, а какое нет! Тем не менее, составил очередную табличку, на сей раз со структурой 35 типов аккордов, подчерпнутых из инструкции к моему "фортепиано" :)

Более зелёным цветом выделены ноты и без которых аккорд якобы всё равно сохраняет свою узнаваемость.

А аккордов-то дофига. 35 типов на 12 нот, 420 штук получается! А если ещё обращённые посчитать...

Оригинал статьи


... и добавил:



... и добавил:

« Последнее редактирование: Февраля 20, 2021, 00:17:15 от Crusader »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Какую гамму играть на какой аккорд?
« Ответ #29 : Февраля 20, 2021, 01:48:12 »


Размышления об аккордах №0


Бессистемный набор, составленный любителем - никакой ценности.
Crusader, вы уже зашли дальше со своей системой "дыроколов".
И моя классификация, составленная на основе ваших схем, тоже более исчерпывающая и практическая.

... и добавил:

Зачем это все, когда есть лучше?
« Последнее редактирование: Февраля 20, 2021, 01:49:46 от eye »