Блин, опять не свой пост редактировал. Сорри
Даже не знаю, как восстановить - поздно заметил ((( Что сумел - восстановил по цитатам.
... и добавил:Извините, но не слишком убедительно: мы привязываемся к слову, хотя, как уже выяснили, терминология не всегда удачна. Разве "звуки, выстроенные в ряд" - это ли не "гамма" ?
Нет, дело не привязке к слову, просто оно само за себя говорит.
Для меня звукоряд - это абстрактное, теоретическое понятие, а гамма - что-то "материальное", техническое. Вы когда-нибудь слышали "работа над звукорядами", "аппликатура звукоряда"?
А вот гаммы можно отрабатывать - по разному - трихордами, тетрахордами, терциями и тд.
Лад (но не mode) уже намекает на гравитацию, отношения. А тональность - высота центра гравитации (название совпадает с тональной системой организации, так как именно тогда осозналось значение этой гравитаци, условия ее возникновения)
По-моему, вот это гораздо более удачное определение:
Так я не собирался давать определения.
"People sometimes confuse key with scale. A scale is an ordered set of notes typically used in a key, while the key is the "center of gravity" established by particular chord progressions."
Люди иногда путают тональность с гаммой. Гамма - это упорядоченный набор нот, обычно используемых в тональности, в то время как тональность - это "центр тяжести", установленный определенными последовательностями аккордов.
Кстати, мне кажется, что scale - это скорее шкала, звукоряд ("упорядоченный набор нот"), а не гамма.
Вики: "В русской музыковедческой литературе конца XIX и первой половины XX века наряду с термином «звукоряд» употреблялся термин «ска́ла»[2]."
во французском языке нет термина, аналогичному Key У них есть Clé (который переводится "ключ" и означает ключ на нотном стане) и есть tonalité, от чего, собственно, всё пошло в другие языки.
Как и в русском.
Так что вопрос скорее к тому, кто ввел понятие Key в английском языке. А также зачем и когда, потому что вполне может быть, что эти понятия развивались какое-то время независимо друг от друга. И нигде толком нет информации о происхождении этого термина.
Да, вопрос в этом )
под словом "тональность" понималась именно система организации звуков. Например, под "современной тональностью" понималась классическая функциональная система, а лады, которые встречаются в средневековой музыке описаны как "ancient tonality".
Проблема в том, что не только "древняя".
Вот очень примечательный отрывок:
"В то время, как для Фетиса тональность оставалась жестко привязана к конкретным системам звукорядов, все больше музыкантов начали теоретизировать концепцию иначе, или использовать термин менее привязанным к практическому опыту. Растущее количество музыкальных педагогов использовали термин банально как замену [key] (например, "тональность До мажор")"
Да, где-то подобная мысль уже возникала.
Но теперь возникает вопрос, а как тогда французские педагоги различали "тональность как систему" и "тональность как ключ"
Скорее всего, как русские - ключ=гамма.
Вот еще из Вики пища для размышления:
"В теории музыки термин режим (mode) или модус используется в нескольких различных смыслах, в зависимости от контекста.
Его наиболее распространенное использование можно описать как тип музыкальной шкалы в сочетании с набором характерных мелодических и гармонических характеристик. Он применяется к мажорным и минорным keys , а также к семи диатоническим ладам (включая "шаблоны", такие как ионический и эолийский), которые определяются их начальной нотой или тоникой."
In music theory, the term mode or modus is used in a number of distinct senses, depending on context.
Its most common use may be described as a type of musical scale coupled with a set of characteristic melodic and harmonic behaviors. It is applied to major and minor keys as well as the seven diatonic modes (including the former as Ionian and Aeolian) which are defined by their starting note or tonic.
То есть modes применяется к keys, а key - это синоним тональности.
Вообще, в WIKI я не нашел статьи Key (music). Пожалуй, пора прихватизировать ))
Переводчик: Тональность и... тональность