Мне кажется, первое, с чего надо начать изучение теории - расположение нот на грифе гитары. Тогда с практикой проблем не будет - скажем, сразу будет видно, что давно знакомый аккорд C состоит из трех нот до-ми-соль, пусть и с повторами в другой октаве.
Вообще, если не забираться в дебри гармонии, то базовая диатоническая муз. теория очень простая вещь, и нужна она только для того лишь, чтобы осознанно играть, быть в состоянии найти нужные, гармоничные ноты не методом проб и ошибок за пять минут, а моментально.
Скажем, если говорить о парралельных тональностях, то это позволяет определять знаки при ключе, основываясь на том самом квинтовом круге, название которого можно видеть в заголовке темы. Скажем, если нужно узнать, какие ноты входят в гамму соль-минор: Известно, что соль-минор параллельная тональность си-бемоль мажора (отсчитываем полтора тона от соль, получаем си-бемоль). Также известно, что в си-бемоле есть два знака при ключе, бемоля - си-бемоль,собственно, и ми-бемоль. Таким образом, если нужно сыграть в соль-миноре, мы знаем, какие ноты использовать!
В принципе, минорная тональность отличается от параллельной ей мажорной только акцентом на другую тонику(базовую ноту), и это относится уже к композиции произведения, гармонии, и т.д.
Также полезно знать структуру диатонических аккордов мажорной гаммы. То есть, если строить трезвучия от каждой ступени гаммы, получатся следующие (номер ступеней гаммы принято обозначать римскими цифрами):
I maj - ii min - iii min - IV maj - V maj - vi min - vii dim
Таким образом, если мы слышим в произведении последовательность аккордов F-G (два мажорных, на расстоянии тона друг от друга - явно IV и V), мы скорее всего не ошибемся, сыграв соло в до-мажоре.
Зная построение аккордов, можно строить любые аккорды на грифе, продумывать аппликатуры и т.д...
Честно говоря, я теорию изучал по разным источникам, как последнее, на чем остановился, могу посоветовать книжку Harmony 1 by Barrie Nettles, Berklee college of music. Но она на английском. Вообще-то это курс гармонии в четырех частях, но вначале там, вроде как, все что надо разложено. Если надо, могу выложить... Впрочем, я не уверен в том что там не "оторвано от жизни". Там есть построение гамм, аккордов, тональности, ритмы... А жизнь - это произведения уже
Это и без книжки разбирать можно!