Автор Тема: Ладовый и аккордово-функциональный подходы в импровизации.  (Прочитано 3763 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Опубликована новая статья по теории музыки.

Ладовый и аккордово-функциональный
подходы в импровизации. Статья со звуковыми примерами.
 
Первая часть:
 
http://dmitrymaloletov.ru/blues0.html

Вторая часть:

http://dmitrymaloletov.ru/ame7.html

« Последнее редактирование: Декабря 11, 2014, 19:06:13 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн кок

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 48167
  • Слесарь-сборщик пентатоник
Дмитрий Малолетов,  :good: :alc:

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Дмитрий Малолетов,  Спасибо Вам за статью. Очень доходчиво. Позвольте Вас попросить раскрыть еще одну тему - фразировку. Все, что касается опорных нот, акцентов на сильных и слабых долях такта и т.д.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Что касается фразировки и конкретно их выбора, то в этих вопросах нужен вкус, чувство стиля... Словом, на мой взгляд это категория уже не теоретическая а культуроведческая. ))) Мне кажется надо слушать великих и снимать их, постепенно отбирая в свою копилку наиболее близкие фразы. Это единственный путь.
Что касается ритма, то тоже самое.  Советую посмотреть видео школу Виктора Вутена басиста, где он студентам давал мастер класс по груву! Для меня это было откровение. Думаю всем надо эту школу посмотреть как минимум.

Словом, как ни крути, а в основе стоит развитый музыкальный слух (постоянная тренировка) и художественный вкус (который воспитывается на качественном материале). Теория только фиксирует и оформляет понятия, не дает заблудиться в дебрях и классифицировать (дифференцировать) элементы для осмысления.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Дмитрий Малолетов, Я с вами согласен и про вкус и про чувство стиля. Но ведь в музшколе  рассказывают и про мотив-однотакт и фразу - двутакт, предложение, период. Все это доходчиво и понятно на примерах из материалов  для музшколы. И вдруг появляется в жизни такая музыка, как Хендрикс , например и сразу же разрыв шаблона. Оказывается,  что вдолбленная фразировка с акцентом на сильной доле такта прокатывает не всегда. А ведь
 привычка слышать опору на первой доле такта въелась на подкорку. Я, так же знаю случаи , когда у людей акцент рабочим барабаном на второй и четвертой доле ассоциируется с сильной долей и они мелодию пытаются  пропеть соответственно.

Сейчас не вспомню автора, но мне попадалась книга где подробно расписываются ритмические типы мотивов сравнивая их с ритмом в стихотворчестве - ябм , хорей и т.д.

Собственно задача: Как правильно выявить опорную ноту, попевку на которырых строится мотив для дальнейшего варьирования? Пока я не не нашел ни одного толкового пособия.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Вся фирменная музыка (которая стоит на соул, блюзе, рок-н-ролее, хард роке и тд) синкопирована. Во многих стилях опорой является не первая доля, а вторая-четвертая. Но опять же надо слушать оригиналы и находить закономерности.

... и добавил:

Опубликована вторая часть статьи  "Ладовый и аккордово-функциональный
подходы в импровизации. Статья со звуковыми примерами."

http://dmitrymaloletov.ru/ame7.html
« Последнее редактирование: Декабря 11, 2014, 18:33:30 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Дмитрий Малолетов, Вторая часть прекрасна, особенно примеры. Предвосхищая ваш ответ, заранее соглашусь , что нужно иметь чутье и вкус. Тем не менее хотелось бы услышать рекомендации относительно второго способа обыгрывания аккордов Am-E7. Ведь если Вы легко приняли E7 за тонику, то наверняка можно ее принять и за субдоминанту (или нельзя?). Как неокрепшему организму избежать тупого перебора вариантов (наверно надо умно перебирать варианты)? Да и насколько оправдан такой подход если он совершенно уводит слушателя от изначальной музыкальной темы? К сожалению, примеров импровизации "для разнообразия", когда сам импровизатор удивлен результатом  предостаточно.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Принять то можно хоть за медианту))) вопрос в том, примут ли слушатели ее за таковую. Ведь задача музыки создать образ и передать ощущения и чувства. А ставя слушателей в тупик вы не достигните целей. Поэтому ладовые принципы применяют осторожно и на длительных остановках на аккордах. Если гармонии меняются быстро, и они строго функциональны, то вы просто не успеете слушателя адаптировать на новые лады. И особенно опасна теоретические эксперименты... когда люди начитавшись книг без слухового опыта начинают вставлять "лидийские концепции" в простые песенные формы. Надо все пропускать через свой слух. Лучшее запоминать и оставлять в своей копилке, то что не близко, оставлять в стороне. Так и копится импровизационный язык каждого музыканта.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Дмитрий Малолетов, Не знаю, по теме ли вопрос. Мне кажется он напрямую связан со второй частью статьи, со вторым примером.

Всеми известная композиция "Дом восходящего солнца."
Am -C-D-F...
Откуда берется этот колоритный аккорд D и как его обыгрывать? Т.е. как его грамотней интерпретировать, чтобы избежать механического перебора функций?

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Дорийский минор переходит в натуральный... Сыграйте ноты A  - G - F# - F .... Игра между дорийским и натуральным минором частое явление в роке. А там еще и гармонический минор во втором предложении. 

... и добавил:

Am C D F
Am C E7 E7

Три минора охватывает песня.
« Последнее редактирование: Декабря 11, 2014, 21:34:54 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Дмитрий Малолетов,

Я наверно чего-то не понимаю? Am - C = I-III натурального Ля минора. Опорные звуки мелодии совпадают с примами аккордов. Затем наступает аккорд D - опорный звук  ре. Собственно, непонятно что же произошло -  модуляция или отклонение? Ведь следующий аккорд F вполне вписывается в натуральный Ля минор. Вы говорите про дорийский Ля минор?

Я правильно понимаю, что произошло отклонение в натуральный Соль мажор (или Ми минор)? Или все-таки уместней говорить об изменении Ля минора с эолийского на дорийский?

Оффлайн кок

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 48167
  • Слесарь-сборщик пентатоник
Дмитрий Малолетов, Не знаю, по теме ли вопрос. Мне кажется он напрямую связан со второй частью статьи, со вторым примером.

Всеми известная композиция "Дом восходящего солнца."
Am -C-D-F...
Откуда берется этот колоритный аккорд D и как его обыгрывать? Т.е. как его грамотней интерпретировать, чтобы избежать механического перебора функций?
а вот как эту песнь играет маэстро)
http://embed.prostopleer.com/track?id=B7on9mB7vpnteB182

Оффлайн Alex101

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 546
Дмитрий Малолетов,

Я наверно чего-то не понимаю? Am - C = I-III натурального Ля минора. Опорные звуки мелодии совпадают с примами аккордов. Затем наступает аккорд D - опорный звук  ре. Собственно, непонятно что же произошло -  модуляция или отклонение? Ведь следующий аккорд F вполне вписывается в натуральный Ля минор. Вы говорите про дорийский Ля минор?

Я правильно понимаю, что произошло отклонение в натуральный Соль мажор (или Ми минор)? Или все-таки уместней говорить об изменении Ля минора с эолийского на дорийский?
Что-то мне кажется, что не стоит все в одну теорию загнать (физики, вон, до сих пор не могут ОТО с квантовой механикой скрестить), есть еще такая штука как благозвучие, вот поэтому ре - мажорный (попробуйте минор сыграть, слушаться тоже будет, только не так ... "насыщенно", скажем, ми, понятно, что из гармонического минора, а почему, потому что аккорд E7 тяготеет к Am, к кторому вы и возвращаетесь. Просто это красиво, вот и все, и теорию общую трудно подобрать. Например, в Русском музее есть картина (художника, к сожалению, не помню) - портрет, написанный маслом, так там блик света на лбу сделан штрихом мела! Ну и какое тут правило подобрать? А вышло здорово! (А мел заметил мой приятель-художник, я бы и не догадался, как не догадывается простой слушатель, что в доме... Три разных лада). Думаю, чувство вкуса и удачное озарение всему виной, а не сознательный выбор ладов.
ЗЫ Послушайте детские песенки разные (Шаинского, например). Они очень классные и запоминающиеся, а там столько разных отклонений.
« Последнее редактирование: Декабря 12, 2014, 00:05:41 от Alex101 »

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Alex101, Честно сказать... я не понял для чего Вы это сказали... Хотя... Спасибо кэп...

p.s. Вот только не пойму, почему так получается  - только начинаешь с кем-то серьезно говорить, только тебе по существу начинают отвечать, как находится умник, который с умным видом начинает философствовать на тему "живите проще".

Оффлайн Alex101

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 546
Powerhand, , да не "живите проще", а "слушайте", скорее всего основная масса интересных идей полученана слух, а теоретически потом уже другими обоснована. Вот и эти интересные статьи Дмитрия и показывают направления, в которых надо пробовать и слушать, если интуитивно "на слух" не получается сразу.