Автор Тема: Мажорно-минорная пентатоника  (Прочитано 10183 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Vov1 Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4799
  • Девайс раскрывается когда решаешь его продать)))
Мажорно-минорная пентатоника
« : Октября 25, 2017, 19:01:26 »
Смотрел видосы по Смешивание мажорной и минорной пентатоники. так ни кто и не показал боксы, решил погуглить ничего не нашел.
кароч нарисовал по быстрому, правильно ль  ???

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Мажорно-минорная пентатоника
« Ответ #1 : Октября 25, 2017, 22:46:29 »
А почему разъяснений нету к "дыроколам", почему там цвета разные, почему кружочки в кружочках по разному!? Или всем надо сообразить автоматически, что Вы имели ввиду? Или это всё только для тех, "кто в теме"? :hmmm:

Я , например, вообще ничего не поняла! Я, конечно, понимаю, что на таких как я "свет клином не сошёлся", но нас ещё достаточно много! :)
« Последнее редактирование: Октября 25, 2017, 22:55:11 от Алиса84 »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Мажорно-минорная пентатоника
« Ответ #2 : Октября 25, 2017, 23:29:20 »
Я , например, вообще ничего не поняла!
Черный кружок - тоника Ля.
Красные точки - Ля мажорная пентатоника, голубая (или какой там цвет - бирюзовый, или "вода пляжа Бонди" ?))) - Ля минорная.
« Последнее редактирование: Октября 25, 2017, 23:37:32 от eye »

Оффлайн Rem_

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 588
  • GuitarPlayer.Ru fan!
    • Мои музыкальные программы
Re: Мажорно-минорная пентатоника
« Ответ #3 : Ноября 15, 2017, 09:31:02 »
А в чём суть смешивания боксов? Ведь одна композиция будет играться ИЛИ в ля мажоре ИЛИ в ля миноре. И никогда не будут одновременно звучать и мажор и минор.

Оффлайн Vov1 Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4799
  • Девайс раскрывается когда решаешь его продать)))
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2017, 10:01:07 от Vov1 »

Оффлайн Rem_

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 588
  • GuitarPlayer.Ru fan!
    • Мои музыкальные программы
Re: Мажорно-минорная пентатоника
« Ответ #5 : Ноября 15, 2017, 10:53:24 »
А, ну понятно, из нижнего видео: "На аккорд ля мажор играем ля мажорную пентатонику. На аккорд ре мажор играем ля минорную пентатонику." Получается что идёт чередование то одной то другой.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Мажорно-минорная пентатоника
« Ответ #6 : Ноября 15, 2017, 11:28:40 »
А в чём суть смешивания боксов? Ведь одна композиция будет играться ИЛИ в ля мажоре ИЛИ в ля миноре. И никогда не будут одновременно звучать и мажор и минор.

Как не будут? А в блюзе? Сейчас даже в попсовых песнях используют блюзовые оттенки (играют на мажорные гармонии помимо мажорной еще и минорную пентатонику)

Оффлайн akmandd@mail.ru

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 9
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Мажорно-минорная пентатоника
« Ответ #7 : Ноября 28, 2017, 10:26:13 »
Привет! Сам в данный момент интересуюсь блюзом (мажор и минор). Записал небольшой трек, может будь полезен в данной теме.Кстати, как вариант можно начать с мажорной пенты (например как у ББ Кинга можно часто услышать в его игре), а затем развернуться к минорной. Вот еще добавил удобная схема из учебника одного, тут боксы с обозначенными дополнительными ступенями мажора.
« Последнее редактирование: Ноября 28, 2017, 15:34:41 от akmandd@mail.ru »

Оффлайн Хонкингконгкоролкириллист

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 53
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Мажорно-минорная пентатоника
« Ответ #8 : Января 03, 2018, 21:05:33 »
1. Да, всё без ошибок. Но в тональности рекомендую играть не только его, но и гармонический его лад-аналог, где субмедианта (6 ступень) понижена, а 7 ступень повышена (минорная 7 - это субтоника, мажорная 7 - лидинг-тон, нижний вводный тон), чтобы остро разрешиться в тонику и его аккорд.

... и добавил:

А в чём суть смешивания боксов? Ведь одна композиция будет играться ИЛИ в ля мажоре ИЛИ в ля миноре. И никогда не будут одновременно звучать и мажор и минор.
1. В блюзе мажорном и то, и сё будет играться, к примеру. Мажорный лад в мажорном блюзе основной, а минорный лад дополнительный, но всё-таки употребительный. Есть аккорды vii°, V, bIII+, iii. Они разрешаются в тонический аккорд. Остановимся на bIII+, iii. Первый разрешается лучше, чем второй, из-за наличия выходящего за рамки диатоники интервала увеличенной квинты, отчего она напряжённо звучит, то есть b3 звучит лучше, чем 3. Вот и стали украшать мелодию минорной медиантой (b3) в мажоре (а в миноре она и так есть), но мажорн. медиантой не стали украшать минорные произведения, отчего переезд из минора в мажор (как b3→3) звучит лучше, чем наоборот, то есть в мажоре уместен минор как дополнительный лад, но в миноре не уместен мажор как дополнительный лад. Появился мажорный блюзовый лад, - это мажорн. 5-тоника + b3. От него произошла минорная блюзовая гамма. А от неё в свою очередь произошла минорная блюзовая гамма с мажорной медиантой, которая употребляется в мажорном блюзе как дополнительная, чтобы из неё переехать в мажор. Вот примерно про то же эта тема. Но в ладу, о которой данная тема, нет b5.

... и добавил:

Как не будут? А в блюзе? Сейчас даже в попсовых песнях используют блюзовые оттенки (играют на мажорные гармонии помимо мажорной еще и минорную пентатонику)
1. Согласен, но теперь Вы наверняка из моего текста выше узнали ещё и то, что хоть минор как добавка уместен в мажоре, НО НАОБОРОТ МАЖОР КАК ДОБАВКА В МИНОРЕ НЕ УМЕСТЕН.

... и добавил:

Привет! Сам в данный момент интересуюсь блюзом (мажор и минор). Записал небольшой трек, может будь полезен в данной теме.Кстати, как вариант можно начать с мажорной пенты (например как у ББ Кинга можно часто услышать в его игре), а затем развернуться к минорной. Вот еще добавил удобная схема из учебника одного, тут боксы с обозначенными дополнительными ступенями мажора.
1. 👍
« Последнее редактирование: Января 03, 2018, 21:38:11 от Хонкингконгкоролкириллист »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Мажорно-минорная пентатоника
« Ответ #9 : Января 10, 2018, 06:45:22 »
Хонкингконгкоролкириллист,

Ваш анализ не соответсвует исторической эволюции блюза (и его ладогармонических инструментов). Вы пытаетесь блюзовый лад осознать исключительно через мажоро-минорные ступени. И это напоминает  изучение старого колеса от телеги  категориями шасси от реактивного самолета. Похожие элементы, конечно,  есть, но нарушение исторического оазвития приводит к нарушению понимания хода истории и причинно-следственных связей. И без этой картины развития человек запутывается и уходит в дебри своих собственных теорий и ассоциаций.

Все гораздо проще. Блюз это народная музыка, которая как и вся народная музыка образовывалась за счет слухового отбора. Изначально блюз, его архаичные формы, вообще игрались на одном аккорде или "тонической" ноте или квинте. То есть чисто раннемодальный (самый примитивный) подход, характерный для начальной стадии любой народной музыки. За счет слухового отбора пелись самые ближайшие, родственные ноты - пентатоника. Причем, говоря современным языком,  минорная пентатоника. Где блюзовый тон b3 находится где-то между большой и малой терцией.  И слушая исполнение блюзовых вокалистов (ранних форм)  видно, что эта нота находится в неком движении (как правило), исполняется на глиссандо. И получалось некое движение от малой терции к большой. Этот вокальный прием потом перенесли и на гитару.  В пентатонику вводились и проходящие ноты, типа, b5.
Вот так сформировался блюзовый лад и вошел в обиход. И отсюда ноги блюзового лада растут. Далее,   блюзовый лад "подстраивался" под аккомпанемен. Блюзовый лад стал входить в североамериканскую музыку практичски в каждый стиль, начиная трудовых, и даже церковных песен,  регтайма. Пианисты использовали малую терцию как проходящую в мажорной пентатонике и добавляли ступени из минорной (b7, 4,  а также b5, во всей красе неемперации). Кстати классические музыканты того времени затыкали уши от такой музычки, так как звучало это на их привыкший слух просто фальшиво. Но спектр диссонансов входил в практику и все привыкали к этому ладу.
 А потом в свинге блюзовый лад уже стал интегрироваться в функционально тональные гарм. конструкции. Даже в классических оркестрах стали использовать блюзовые тона (в музыке Гершвина например) Потом блюзовый лад адаптировался в бибобопе, потом в модальный джазе. Сейчас даже в попсе редко встретишь вокалиста (тем более гитариста), который будет играть "картошками" классических гамм. )))

Вот когда по всей цепочке пройти от ранних форм до самых современных, тогда картина развития и форма каждого блюзоваго стиля ( от. Оанних форм до неомодального)  вырисовывается. А когда анализируется вырванный кусок, еще и мысля категориями другой эпохи, то ничего кроме как каши в голове не получится.

ПС. Кстати, тут был один выпускник музыкального ВУЗа с красным дипломом, который вертикаль искусственных ладов в неомодальной музыке анализировал через тоники и доминанты. Так что даже дипломированные теоретики не всегда понимают строение некоторой музыки и принципы ее организации. ))) ИМХО теория музыки это сплошные потемки без представления общей эволюции и понимания причинно-следственных связей развития ладовогармонического мышления.


« Последнее редактирование: Января 10, 2018, 07:00:58 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн кок

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 47835
  • Слесарь-сборщик пентатоник
Re: Мажорно-минорная пентатоника
« Ответ #10 : Января 10, 2018, 08:34:32 »
исчерпывающе!!! :good:
спасибо!

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Мажорно-минорная пентатоника
« Ответ #11 : Января 10, 2018, 10:32:22 »
Дмитрий Малолетов, а в какой момент одноаккордные блюзы перешли в привычную нам 12 форму?
И как в 12 форме появился оборот V7-IV7 в 9-10 тактах?
Ведь этот оборот в классической гармонии рассматривается как неблагозвучное движение D-S.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Мажорно-минорная пентатоника
« Ответ #12 : Января 10, 2018, 11:43:03 »
И как в 12 форме появился оборот V7-IV7 в 9-10 тактах?
Ведь этот оборот в классической гармонии рассматривается как неблагозвучное движение D-S.
Пьяный негр случайно взял аккорд на два лада выше, потом, немного поиграв его, понял свою ошибку и поправился, пододвинул аккорд.

... и добавил:

а в какой момент одноаккордные блюзы перешли в привычную нам 12 форму?
Ну, когда им осточертело играть один аккорд, они его начали возюкать по грифу. Не случайно же там все аккорды — малые мажорные септы, они же одинаковые. Да и соляк можно пилить так же одинаково: просто при смене аккорда на другой высоте то же самое повторять.
« Последнее редактирование: Января 10, 2018, 11:46:06 от MrLf »

Оффлайн arkaine

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 149
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Мажорно-минорная пентатоника
« Ответ #13 : Января 10, 2018, 12:16:50 »
Возможно, причина "звучания" данного гарм. оборота кроется в том, что всякий септ-аккорд -- это 2 трезвучия; следовательно, учитывать как полноправные (не просто как надстройки, а как и основные составляющие звучащую в данный момент гармонию) нужно и тоны, располагающиеся на "втором уровне".

В данных аккордах, очевидно, имеется общая ступень IV (предположим, что речь о До мажоре, и это f). Поверх баса f можно поиграть аккорды G и A (m или dim), чтобы услышать острое секундовое функциональное взаимодействие.
« Последнее редактирование: Января 10, 2018, 12:20:17 от arkaine »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Мажорно-минорная пентатоника
« Ответ #14 : Января 10, 2018, 13:08:44 »
arkaine, вы действительно в обороте V7-IV7 слышите на каждый аккорд два полноправных трезвучия, а не малый мажорный септ аккорд. И две тоники аккордов слышите одновременно?
В данных аккордах, очевидно, имеется общая ступень IV (предположим, что речь о До мажоре, и это f). Поверх баса f можно поиграть аккорды G и A (m или dim), чтобы услышать острое секундовое функциональное взаимодействие.
Можно поиграть все что угодно и попытаться услышать многое. Но практически все мэтры блюза на сильную играют в басу тонику аккорда. То есть в до мажоре g - f.
А гармонические эксперименты новаторов над блюзовым квадратом с мелодикой и перегармонизацией имеют место быть, несут свою художественную ценность, но рассматривать эти эксперименты в качестве объяснения процессов происходящих в каноническом блюзе ИМХО некорректно.
Как правильно указал Дмитрий Малолетов, анализ должен соответствовать исторической эволюции блюза.