На протяжении тысячелетий ладам давали чувственные характеристики.
Вот, например, Платон дает в "Государстве" следующую классификацию ладов. Во-первых, это жалобные или плачевные лады, миксолидийский, высокий лидийский (тут Платон допускает еще и другие, не указываемые им жалобные лады). Во-вторых, это вялые и расслабляющие лады, ионийский и лидийский. В-третьих, это благородно-мужественный дорийский лад. И, в-четвертых, – мирно-общительный фригийский лад.
Когда человек, играя гаммы до-мажор и до-минор попеременно, (отбросив все другие муз. элементы - ритм, аранжировку и т.д.) не отличает, не слышит где «весело», а где «грустно», то тут два варианта: или он хочет казаться особенным, встать в позу с умным видом,,,, ))) Или он глухой на оба уха. )))
В практической детельности на игре ладов (мажора и минора) строятся целые произведения. Слушателя «окунают», то в мажорное состояние, то в минорное, а также в разные оттенки мажорности/минорности.
Если человек не слышит настроений мажора и минора в общем виде, на простых гаммах, и ему все одно, где весело и где грустно, то в более сложных условиях, в художественном произведении, где все держится на уровне ощущений «просветления» или «потемнения», он вообще ничего не ощутит.
Эти «слухачи» похожи на дальтоников, которые цвета путают.
Я понимаю,что дал информацию для троллей, которые в тексте найдут свое))) Парируя этих «доброжелателей», сразу скажу, что можно и в мажоре сделать грустную песню, а в миноре веселую. Но делаться это будет помимо ладов и за счет других элементов, которых кроме ладов в музыке много.
ПC. И все равно грусть в мажорной песне будет не такая «грустная» как в миноре. Мажорная грусть будет нести оттенок надежды. В мажоре не получится сделать «убийственную беспросветную грусть».
И стоит понимать, что «убийственная грусть» наиболее отчетливо проявляется на контрасте «умеренной мажорной грусти». Поэтому часто композиторы используют прием перехода из мажорной грусти в минор, когда мир совсем становится темным и наступает ощущение «грусти,которая еще грустнее».
Но понятно, словами все это не опишешь. Музыка идет через ощущения. А все люди разные. У всех разная чувствительность и восприимчивость. У всех разное воспитание,образование и общая культура. Поэтому музыка не может воздействовать и пониматься всеми одинаково для всех. У кого-то слезы текут от песни, а кому-то весело... Так что это нормально. И такая картина во всех видах искусства.