Модуляция - это очень широкий термин, который может означать разные вещи в разных контекстах музыки. Однако, если рассматривать модуляцию в контексте изменения тональности, то есть несколько подходов.
Первый подход - это использование модуляций по октавам. Например, если вы начинаете в тональности Ля минор, то можете перейти в тональность Ля мажор, находящуюся на верхней октаве. Это можно сделать путем игры аккордов или мелодий, содержащих общие звуки между тональностями.
Второй подход - это использование хроматической модуляции. Это происходит, когда вы движетесь на пол-тона выше или ниже от текущей тональности. Например, если вы находитесь в тональности До мажор, вы можете перейти в тональность Ре-бемоль мажор (на пол-тона выше), используя хроматическую модуляцию.
Когда нужно опускать или поднимать тональность, это зависит от контекста и настроения песни. Если вы хотите создать более печальное или меланхоличное настроение, то можете опустить тональность на некоторое количество ладов. Если вы хотите создать более радостное или энергичное настроение, то можете поднять тональность на некоторое количество ладов.
Однако, не стоит злоупотреблять модуляцией, так как это может привести к потере гармонической структуры песни и ее непонятности для слушателя. Лучше использовать модуляцию, чтобы добавить интереса и разнообразия в песню, но сохраняя при этом ее гармоническую структуру и целостность.