В основе лада и гармонии лежат физические законы. Поэтому "психика" человека и реагирует на сочетания звуковых волн.
C этим невозможно спорить - в основе акустики лежат физические законы. А звучание музыки осуществляется в условиях акустики.
Только утверждение "гармония основана на физических законах" звучит это так, будто гармония подчиняются и строго следуют этим законам.
Только почему-то ни натуральный обертоновый звукоряд, ни ПС оказались непригодны для нашей гармонической системы, а развитие нашей музыки и гармонии пришло к нарушающему естественные законы искусственному РТС. И почему-то в мире существуют совершенно разные музыкальные системы - многолосная темперированная, тональная музыка и монодическая, нетемперированная, модальная, типа, мугама и раги. При одних и тех же законах.
Обычно современные теоретики говорят не о физических законах, на которые опирается гармония и тд, а о определенных естественных
предпосылках (не только акустических, но и, может быть даже в большей мере -психофизиологических). Но отражение этих предпосылок в музыке, цитирую Мазеля, "носит, вообще говоря,
опосредованный характер".
И еще цитата из Тюлина:
"Акустическую природу звучания отнюдь нельзя отрывать от комплекса восприятия музыки,
из законов акустики прямолинейно нельзя выводить музыкальные закономерности. Физическая природа звука сама по себе не определяет путей развития музыкального искусства, исторического формирования музыкальных средств и эстетического к ним отношения... =>
С другой стороны, акустическая природа звука как объективный источник ощущения отнюдь не безразлична для законов музыки. Она служит, как было указано, объективным основанием для тех или иных возможностей исторического развития музыкальных средств, весьма многообразно проявляясь в явлениях музыкального порядка.
Не следует переоценивать значение акустических закономерностей в музыке, так как это ведет к механистической трактовке музыкальных явлений. Но не следует и игнорировать эти закономерности, так как это привело бы к субъективизму.
Правильное понимание роли акустических закономерностей в музыке имеет большое значение для музыкальной науки; оно вскрывает объективную природу общезначимых музыкальных норм. При правильном понимании того, что акустические закономерности имеют лишь опосредствованное значение в музыке, возникает необходимость искать объяснение музыкальных явлений во всем комплексе музыкального восприятия и, в связи с этим, необходимость исторического подхода к музыкальным явлениям."
Ксати в книге по теории музыки С Попова не написано почему люди в музыке используют именно эти ноты, а не какие-то другие. А это очен важный вопрос.
Там вообще говоря, много чего нет. А ответ "почему" здесь:
Просто это априорное знание, которое нет смысла изучать по большому счету...
А так же потому, что не стояла задача продублировать учебник по ЭТМ Способина. Тем более лезть в дебри, в которых теоретики не имеют однозначных ответов.
Ответ очевиден закон вычислил Пифагор. Движетелем является квинта (поэтому и квинтоный ряд) Доминантовый тон. И назвали его "главный", так как он дает неустойчивость и приводит весь "механнизм" в движение.
Только кажется очевидным.
"Правда, соблазн тут велик: доминантовое тяготение кажется таким простым, естественным, очевидным, что хочется дать ему столь же простое и естественное объяснение, лежащее где-то совсем близко к объясняемому факту, то есть непосредственно опирающееся на элементарные акустические предпосылки."
"Глава VI, О структуре тональности (к проблеме трех гармонических функций)
Тот, для кого повседневно звучащей музыкой служат гомофонные песни и танцы, а образцами серьезного искусства — произведения классиков XVIII и XIX веков, воспринимает тяготение доминанты к тонике как нечто само собой разумеющееся: подобно тому как тяжелый предмет, предоставленный самому себе, падает на землю, доминанта устремляется к тонической опоре.
И таково не только непосредственное ощущение слушателей: многие исследователи толковали это тяготение как непреложный закон, вытекающий из самой природы звука и его восприятия.
При этом причина тяготения доминанты к тонике усматривалась в том, что первая служит обертоном второй, порождена ею, акустически ей подчинена. С некоторыми вариантами такое объяснение можно встретить в теоретических трудах различных авторов— от Рамо до крупнейших современных теоретиков.
Между тем объяснение это страдает существенной неточностью, раскрытие которой необходимо для уяснения истинной природы классической гармонии, а в конечном счете и ее особого места в музыкально-историческом процессе, ее значения для современности и для дальнейшего развития искусства.
Несомненно, конечно, что. V ступень мажорной или минорной гаммы, она же — квинтовый тон тонического трезвучия и основной тон доминантового, совпадает (в соответствующем регистре) с ближайшим неоктавным обертоном тоники. Тяготение доминанты к тонике — в рамках классической гармонии — тоже бесспорно. Но когда между этими двумя фактами устанавливают непосредственную причинную зависимость и утверждают, что
доминанта потому тяготеет к тонике, что служит ее обертоном, совершают некоторый логический скачок.
Правда, соблазн тут велик: доминантовое тяготение кажется таким простым, естественным, очевидным, что хочется дать ему столь же простое и естественное объяснение, лежащее где-то совсем близко к объясняемому факту, то есть непосредственно опирающееся на элементарные акустические предпосылки. Такое объяснение представляется тем более правдоподобным, что некоторые другие музыкальные явления связаны с акустическими закономерностями очень тесно. Вспомним о значении натурального звукоряда для единства и полноты звучания мажорного аккорда, о зависимости ощущения консонантности интервала от простых соотношений чисел колебаний его звуков, о сравнительной легкости точного интонирования квинты и кварты, то есть интервалов, звуки которых находятся в ближайшем акустическом родстве. При таких обстоятельствах кажется очень привлекательной попытка непосредственно вывести динамическое сопряжение аккордов из той же закономерности натурального звукоряда, которой так или иначе соответствует внутреннее строение самого аккорда. И подобная попытка в некоторой степени правомерна, поскольку акустическое родство между тонами и
между аккордами служит одной из естественных основ для их объединения в ладогармоническую систему, содержащую возможности тех или иных музыкальных сопряжений и тяготений.
Но здесь как раз и необходимо остановиться. Ибо, коль скоро уж возникает целостная система, она, вообще говоря, и определяет свои внутренние динамические сопряжения. Последние, таким образом, не могут быть всегда непосредственно выведены из отдельно взятых акустических соотношений, а, как правило, вытекают именно из ладоинтонационной, ладогармонической системы в целом.
Следует также заметить, что в сравнительно более непосредственной зависимости от акустических предпосылок обычно оказываются элементы музыкальной системы (интервалы, аккорды, звукоряды), рассматриваемые в их статической, застывшей форме. Чем больше связано то или иное явление с процессуально-динамической стороной музыки (а тонально-гармонические тяготения относятся именно к ней), тем более опосредствованным становится, как правило, действие акустических предпосылок и тем больше возрастает значение внутренних закономерностей исторически сложившейся системы музыкального мышления." ...
И так далее (Л.Мазель Проблемы классической гармонии.)
... и добавил:Дмитрий Малолетов, я предлагаю не дискутировать дальше на эту тему, чтобы не тратить время друг друга. Тут в общем-то понятно, кто что хотел сказать - глядя на предмет с разных сторон можно отстаивать любую точку зрения, а в рамках писанины на форумах всегда возникает некая однобокость высказываний, к которой можно прицепиться и долго мусолить (тем более мне не чем будет бить козырь в рукаве - "я был в пещере Пифагора"))).