Ну, если идёт открытая дискуссия, интересная многим (путь даже они предпочитают не встревать), то уходить в личку - это, на мой взгляд, не есть признак хорошего тона. Мне, например, ваш разговор очень интересен, но от себя добавить нечего, так как я не считаю, что владею обсуждаемым вопросом на достаточном уровне.
Тоже изучаю..Согласен со sterile_space ,мне тоже добавить нечего,ибо уровень моего погружения в заявленную проблематику недостаточен для конструктивного диалога или точной аргументации.
Примерно так я и ответил в личку Дмитрию, что многим интересно, хоть и не пишут, и предложил перепостить свое сообщение из лички в топик. Но ему тогда не до этого было - концерт...
У меня тоже времени не было, но сегодня выдался свободный день. Пост получился огромным, поэтому я часть спрятал под спойлеры - кому не интересно, туда лучше не заглядывать... Или читать в два этапа.
... и добавил:Есть такое понятие МОДАЛИЗМ (оно есть в википедии)
По
большому счету такого понятия нет )) Нигде в мире, кроме бывшего СССР и его "колоний".
Это понятие ввел Холопов (а дальше в Вики его ученики). Ну ввёл и ввёл - его право, хотя зачем плодить сущности...
По сути модализм - это все та же модальность, проявление модальности. В общем вопрос здесь в процентном соотношении.
Но тем, кто хочет пользоваться терминологией Холопова,
надо тогда пользоваться и остальными терминами его системы, которые он напридумывал, затыкая дыры своей концепции. Например, говоря о тональностях, которые в итоге теряют начальные свойства классической тональности, нужно использовать соответствующие термины: "рыхлая тональность", "колеблющаяся т.", "парящая т.", "многозначная т." и тд, и тп.,
В крайнем случае - "расширенная тональность". Вопрос только в том, чем она расширена и к чему это приводит.
Но вот что говорит Холопов в работе про модальность
http://www.kholopov.ru/kholopov-mg.pdfМОДАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ
МОДАЛЬНОСТЬ КАК ТИП ГАРМОНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Модальной называется гармония, основанная не на принципе определенного центрального тона или аккорда, а на принципе определенного ладового звукоряда.
Принцип центрального аккорда (и тяготения к нему) в узком смысле есть принцип тональности.
Принцип ладового звукоряда соответственно — принцип модальности.
Сложность разграничения состоит в том, что тот и другой принципы не противоположны друг другу (подобно, например, паре: консонанс — диссонанс), а разнородны. Поэтому они могут и не противоречить один другому и дают сколько угодно смешанных и промежуточных видов структур.
Тем не менее различие принципов достаточно велико, чтобы можно было говорить о модальности как совершенно самостоятельном типе гармонической структуры, а не как просто особой ветви, разновидности тонального типа.
Модальность как структура сама по себе безразлична к тональности—последняя может быть, но может и не быть.
Модальность с легкостью (и чаще всего) принимает облик определенной тональности.
У того же Холопова рассматривается "
классическая аккордовая тональность"("Сильная функциональная тональность") и "
модальная тональность палестрины" ("Рыхлая тональность ") (подробнее здесь "
http://www.kholopov.ru/palestrina/palestrina.html).
Итак, весь "сыр-бор" начался и я вступил в дискуссию только потому, что о модальности здесь люди говорили в рамках ТОНАЛЬНОЙ поп-рок музыки.
Цитаты выше (хотя я не приверженец учений Холопова) показывают, что одно другого не исключает - модальность может сосуществовать с тональностью, а модализм - это по сути и есть проявление модальности.
В конечном счете термины неважны. Важен принцип или явление, которое подразумевается под термином. Мы обсуждаем принцип основанный на мелодических (монодических) ладах, которые отличны от гармонических ладов мажоро-минора.
И самое главное - это сказывается на звучании. А как назвать то, что выражено в звучании - это дело десятое.
Этот "принцип лада" по разному назывался разными теоретиками:
Мелодическая тональность
Монодийность и монодическая гармония
Модальность
Натурально-гармонические обороты
Модальная тональность
Ладовая тональность
Модально окрашенная гармония
Модализм - ладовый оборот внутри классической тональности
"Тональность вообще" может быть модальной:
Процитирую еще раз Холопова, раз на то пошло, чтобы продемонстрировать отношение разных теоретиков к термину "тональность" и "модальность".
"...И далее Дальхауз говорит, что римановская теория относится к тональной музыке XVII-XIX вв., но понятие тональности — шире, и что помимо аккордо-гармонической тональности есть мелодическая тональность, которая называется "модальность" (Modalitat)." Вот так - мелодическая тональность...
Еще из Холопова. Тональные мажор и минор vs "прочие" лады.
"Обозначаемые термином "Тональность" (в узком, специфич. смысле) лады - мажор и минор - могут представляться стоящими в одном ряду с прочими ладами (ионийским, эолийским, фригийским, обиходным, пентатоникой и т. д.); в действительности разница между ними столь велика, что вполне оправдано терминологич. противопоставление мажора и минора как гармонич. тональностей монодич. ладам. В отличие от монодич. ладов, мажорной и минорной тональности свойственны внутренний динамизм и активность, напряжённость целеустремлённого движения, предельная рационально выверенная централизованность и богатство функциональных отношений. В соответствии с этими свойствами тональности (в отличие от монодич. ладов) характеризуется отчётливо и постоянно ощущаемым тяготением к центру лада"
=========================================
Итак, весь "сыр-бор" начался и я вступил в дискуссию только потому, что о модальности здесь люди говорили в рамках ТОНАЛЬНОЙ поп-рок музыки. (Которая практически вся в мажоре и миноре). Все мои топики именно об этом.
Да, если использовать термин "тональность" широко. Но широкая трактовка удобна только в повседневном "бытовом" обиходе, но она ничего не дает для понимания, смысл размывается.
Проблема в том, что даже народ с "корочками" подчас не понимает разницы между классической функциональной гармонией и ладовой в роке (а то чисто монодическими кусками во фрагментах с риффами) и пытается применить все эти SDT там где они, как "корове седло".
Таким образом широкое общее понятие тональности как бы поглощает модальность, встраивает в себя. Но модальность от этого не исчезает.
Поэтому
в контексте разговора о модальности подразумевается не широкое понимание термина тональность, а узкое -
"гармоническая функциональная тональность" - как противоположный полюс. Поэтому модальность обсуждается в контексте
функциональной классической гармонии.
И вот в этом случае в роке многие (не все) гармонические обороты неправомерно анализировать с точки зрения функциональной гармонии (читай - применяя представления о TSD, полученные в учебниках типа "бригадного"). По крайней мере требуется смешанный подход.
Говорить о том, что у Стинга вторая часть на доминанте, мне кажется это лукавство. Неужели вы реально слышите там доминанту? Неужели не ощущаются опорность аккорда G движение от него на F и обратно к G как к ладовой тонике? Доминанта стремится разрешиться в тонику, а здесь мы имеем плавное движение от нее - G-F-Em-Dm. И что характерно для ладовой гармонии - поступенно.
И об этой "великой разнице" топики про модальность, как бы она не проявлялась. Поэтому я и написал в начале, что неплохо бы разобраться, о какой тональности идет речь.
Это и есть современная модальность в популярной музыке (к сожалению профессорам легче признать за музыку все что звучит, любой авнгардный шум, чем поп музыку, которой просто не существует и она неправильная - поэтому они ее не знают, кроме попсы, что льется с экранов).
Речь идет о ТОНАЛЬНОЙ музыке, где есть тоника и есть аккорды, которые тяготеют в эту тонику.
В любом диатоническом (монодическом) ладу есть тоника, к которой тяготеют остальные звуки. Но тяготения и функции в этих ладах иной природы - мелодической. В то время как в функциональной тональности - тяготения "гармонические".
В наше время, когда наш слух воспитан на функциональном слышании и на мажоро-миноре, конечно, все будет восприниматься через призму "тональности" и тяготений. Однако модальность (ладовость) никуда не исчезала. Она по-прежнему создает свой красочный эффект, отличный от функциональности.
Модальность в современном понимании, то есть о чем этот топик, это вне тональная система, выходящая за рамки мажора-минора...
Нет, такое ограничение не "в современном понимании", а в понимании Холопова и его последователей. Хотя приведенные мной цитаты говорят, что сам он это понимал... Напомню его слова:
Модальность с легкостью (и чаще всего) принимает облик определенной тональности.Когда приезжаешь в Европу, поражают эти средневековые домики или замки, в который по прежнему живут люди. Это не музеи, это живые жилища - связь веков не прервана. Так же и в музыке - продолжает жить народная музыка (а значит модальная) и ее принципы - она не умирала. В частности, например, в творчестве битлов. У нас любили раньше говорить о влиянии народного творчества на творчество какого-нибудь композитора - вот пожалуйста ))
Так как полиладовость, постоянная смена тональных центров не дает традиционной гармонической опоры.
Полиладовость и смена тональных центров здесь ни при чем - это не является
неприменным атрибутом ладовости.
Соответственно и гармонический анализ такой модальной музыки надо проводить горизонтально, а не через вертикальные функции...
Не только "такой модальной музыки", а фактически любой в тех фрагментах, где преобладает ладовость. (Только надо бы разобраться, что значит горизонтально и вертикальные функции...).
Все равно это "Моцарт", даже если он там и зацепил лидийский лад...)))
Вот с этим то и не согласен. Что якобы в музыке Хендрикса или Сатриани тот же Моцарт. )))
Смена тональных центров и полиладовость это модальность.
да, верно, но "всякая селедка - рыба, но не всякая рыба - селедка". То есть обратное утверждение, что модальность это непременно смена тональных центров и полиладовость - неверно. Модальной может быть музыка в одном ладу на т.н. бурдоне - он и будет поддерживать "тональный центр".
Поэтому и назвали этот стиль "модальный джаз". Но к песням, где есть аккорды и тоника это никак не относится.
Вы как-то узко понимаете модальность - как ее изобразил кое-где Холопов.
Но модальность - это прежде всего всякое использование
"прочих" ладов. Плюс некоторые другие признаки и следствия, о которых можно поговорить отдельно (я о них говорил неоднократно).
Я прекрасно понимаю о чем вы говорите... Просто вы все что не поддается классическому анализу через TSD относите к модальности....
Если совсем грубо - то да, так. Нет функций - нет движения, на первый план выступают краски ладов.
Возьмите в до мажоре звук фа# и разрешите его в соль, со слабой доли на сильную - как вводный тон. Этот звук реализует свое полутоновое тяготение - будет функциональное движение, которое поглотит краску этой ступени. А теперь сыграйте против шерсти - фа# поведите в ми, да еще сделайте фа# сильной долей. Сразу на первый план выйдет ладовая краска.
Мне также совершенно понятно, о чем Вы говорите, когда утверждаете, типа, что в поп музыке "балом правит тональность".
Например, здесь в обсуждении ладового оборота, а придерживаюсь ближе к Вашей точки зрения о тональности.
Это делали все композиторы классики (не играли же они всю свою музыку в мажоре и миноре) и никто это модальностью не называл.
Я на это уже ответил... Называли-не называли, а модальность при этом была. А называют по разному...
Или я с ума сошел, что слышу гармонию блюза как обычную T - S - D. И даже не играя соло четко могу сказать что вот четвертая ступень, а вот пятая..
Замечу, что функции там не работают, так как "D" идет строго в "S", тоника имеет структуру доминант7аккорда. Но я уже писал, что блюзовая гармония - это тональность истолкованная модальным слухом. Понятно, что белый там будет слышать функции, а черный - модальность. Все зависит от апперцепции.
... и добавил:И вообще, даже академики в своих умных книжках точно так же спорят друг с другом, только что словами более мудрёными.
Вот именно. Поэтому я не думаю, что тут подвергается угрозе чей-то авторитет - мой или Дмитрия. Более того, скорее всего не будет правых и ошибающихся и каждый останется при своем - нет однозначно "правильных ответов" даже в профессиональных музыковедческих кругах. А до анализа поп-рок музыки там вообще дело не дойдет...
Update
Здесь наряду с So What, как модальную предлагают анализировать битловскую песенку Norwegian Wood. Это к вопросу о "тональной песенной форме". Авторы из Беркли.