Автор Тема: Обсуждение понятия модальность и того, что с ней связано  (Прочитано 12234 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1229
  • Репутация: +285/-27
  • unpozorable 8)
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #30 : Февраля 01, 2013, 02:24:43 »
eye, спасибо, очень познавательно

что остается непонятным в плане анализа музыки с выраженной модальностью (не по Холопову), например - рока, так это то, что непонятно, какие есть инструменты. Если с TSD всё более-менее ясно - у нас есть функции, то в случае модальности непонятно, какие вообще есть фунцкии или на что обращать внимание.




... и добавил:

Дмитрий Малолетов, боюсь, Шенберг в этом топике мало кому интересен, по крайней мере могу так про себя сказать

следовательно, интересно поговорить о той субстанции, которая наблюдается в роке и в народной музыке
я уж не знаю, как это назвать, пусть будет "ладовая тональность"

« Последнее редактирование: Февраля 01, 2013, 02:33:36 от Pitsot »

Оффлайн sterile_space

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
  • Репутация: +284/-2
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #31 : Февраля 01, 2013, 08:45:34 »
Это нужно для того, чтобы не смешивать  музыку Шенберга и Стинга....

...а ещё, чтобы не смешивать Штокхаузена и Леди Гагу, Шнитке и Диму Билана, Филановского и Баскова.....  :)

Дмитрий Малолетов, боюсь, Шенберг в этом топике мало кому интересен....

Согласен, тем более, что, как уже было отмечено выше, Шёнберг к модальности отношения не имеет - представители т.н. новой венской школы силились создать некий абсолютно новый конструкт, призванный заменить собой "устаревшую" функциональную гармонию. Народный модализм они декларативно "похоронили" вместе с тональностью и сожжёнными роялями, разбитыми скрипками (Хендрикс и Кобейн, к сожалению, не были оригинальны). Вообще, обсуждать явления музыкального постмодернизма (типа Кейджа) и звукового экстремизма здесь, полагаю, не стоит. Прошёл уже почти век с начала эры авангардизма, но кухарки по всему миру до сих пор не выучили додекафонные серии, что показывает, насколько обществу необходим продукт творчества многих современных (и даже не очень) академистов.
« Последнее редактирование: Февраля 01, 2013, 09:04:28 от sterile_space »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #32 : Февраля 01, 2013, 13:16:43 »
eye, Ну понятно....  В своем посте я очень хочу отделить модальность как народное музицирование, как начальную и (в какой-то степени) примитивную музыку и последнюю стадию эволюции профессионального музыкального мышления...
Я думаю, мы разобрались с противоречием - у каждого свои приоритеты, и, соответственно, каждый подразумевал что-то свое.

Цитировать
Да модальность, как ладовая система понятие общее, только "современная модальность" как новый музыкальный язык, как новые концепции и принципы (в гармонии в том числе)  это уже другая история.
Дима, я рад, что мы пришли к какому-то взаимопониманию.
Да, это ошибка ТС (нашел стрелочника)). Надо было назвать топик, что-нибудь типа ладовая гармония в поп и рок музыке. Просто мы давно это все обсуждаем в контексте рока, поэтому нам-то понятно было, о чем речь...
Но с другой стороны, как его винить, если люди из Беркли (хотя я не отношусь к тем, кто преклоняется перед их теоретическими изысканиями) предлагают в качестве примеров модальности - те же песенки (относительно современные), которым ты отказываешь в модальности, а то, что Холопов называет неомодальностью относят к не-модальности... Кому верить?  ???
Вообще, я не люблю использовать термин "модальность" потому что в русском оно приобрело отличный от изначального смысл.

Цитировать
А в рамках данного форума стоит остановиться в Ля-миноре на соль на пару тактов и все - миксолидийский лад.... Уже не функционально...  Модальная музыка. 
Ну, это не только "в рамках этого форума".  Скорее "неомодальность" - это в рамках мертвого учения Холопова, а американцы это называют non-modal.
К тому же там не просто "соль пару тактов", я об этом писал. Самое главное - в соответствии с известными науке принципами (не хочу грузить), а не только по моим субъективным ощущениям, там Соль берет на себя функцию тоники. И именно эти вещи отличают ладовую музыку от функциональной. В функциональной музыке доминанту можешь держать хоть 8 тактов, от этого она не станет устойчивой, а только сильнее будет нагнетать ожидание тоники.

Во-вторых, мы уже выяснили, что в нашем случае (не в случае НЕ-модальности ))) модальность не отменяет тональность. 

Цитировать
Причем как-то не учитывается изначальная тональность, которая плотно сидит в голове и именно относительно которой и идет отсчет.
Не убеждает....С таким же успехом можно отвергать отклонения и модуляции в функциональной музыке, раз главная тональность "плотно сидит в голове".
Другой пример: переменность параллельного мажора и минора все равно работает и меняются устои, несмотря на то, что основная тональность "плотно сидит в голове". В музыке  ладовой диатоники такая же переменность может возникать и в отношении других ступеней и аккордов.
В этом и есть фишка модальности, что несмотря на наличие изначально какой-то тоники в звукоряде, в следствии слабой централизации, с легкостью может происходить модуляция с сохранением звукоряда, без применения функциональных оборотов SD->T, принятых в функциональной гармонии - достаточно выполнить определенные условия, например, метроритмическое положение аккорда, его продолжительность и положение в форме.

Цитировать
Поэтому если мне кто-то скажет "пойдем ка поиграем модальный джаз", а сам начнет гонять вверх-вниз дорийский лад, то мне станет просто жалко этого человека....
тут дело не в ладах )) Я думаю, что если бы это были Бенсон, Пат Мартино или Майлс Дэвис, тебе бы не пришлось его жалеть )

Но с точки зрения принципа - Колтрейн (я имею ввиду не всё творчество К., а что-то типа Impressions) и бабка поющая в ладу в смысле модальности - категории одного порядка (бабка в чем-то может оказаться и круче...). Я бы сравнил модальность не с пароходом, а например, с колесом - колесо может быть и в телеге и в супер танке. А недавно чувака по приколу засунули в надувное колесо и он укатился в пропасть... Так что принцип колеса можно по разному использовать. Принцип один, а музыку они делают разную.
А вот серийная техника - это принципиально иное, так как там нет вообще никакого лада. Может это и модальность понимании некоторых русских музыковедов, но никак не ладовость.

Поймите же наконец, что рассуждения "о вреде Холопова" или голословные препирательства на тему, есть в роке модальность или её там нет - пустая трата времени.
Для меня не пустая.
Мне было важно мнение по поводу ладовости, которое высказывает профессиональный образованный человек, могущий взять на себя авторитетное несогласие и оппонирование. Все-таки форум может влиять на представления людей, а если они неверны... Мне бы, конечно, хотелось бы еще подискутировать с сами Холоповым, но это невозможно, а его последователи, которые пишут в википедиях оказались как-то несостоятельны в дискуссии, когда я попросил что-то проанализировать.
А что касается конкретных анализов, так я их делал в соответствие со своими представлениями в топиках "гармошки". В данном случае ваши предложения для меня пустая трата времени. Если попадется что-то, над чем интересно поломать голову - я проанализирую. Но в том формате, который сочту необходимым.

что остается непонятным в плане анализа музыки с выраженной модальностью (не по Холопову), например - рока, так это то, что непонятно, какие есть инструменты. Если с TSD всё более-менее ясно - у нас есть функции, то в случае модальности непонятно, какие вообще есть фунцкии или на что обращать внимание.


Особенности реализации принципа модальности в данном произведении (очень много разных видов - от "модализмов", до в целом ладовых вещей и вплоть до полимодальности, как вертикальной, так и горизонтальной). Соотношение, чередование с классическими функциями, модализмы в классической тональности или "тонализмы" в модальном произведении (участки с классической функциональностью, обычно в заключительных каденциях).
Выявление диатонических ладов - их фонических функций, их характерных ступеней, интервалов, аккордов, оборотов, временных центров. Ладовые модуляции. Понимание мелодической составляющей гармонии. Переменность, опорность, функции устой-неустой, интервальные соотношения аккордов, ступеневый анализ. И тд...

Во-вторых, можно применять и функции "через призму тональности", в этом соглашусь с Дмитрием Малолетовым.
Только функции эти несколько иные, чем классические. То есть, например, миксолидийский bVII - может выполнять функцию неустоя и его ассоциируем с миксолидийской - ладовой "доминантой", мажор на второй - лидийская субдоминанта, bII - фригийская доминанта (а может и субдоминанта) и тд. Я уже приводил где-то https://guitarplayer.ru/index.php?topic=229916.msg6055474#msg6055474  этот "функциональный треугольник".
Так же можно пробовать тупо (механически) использовать axis system
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Конечно модальность предполагает меньшую систематику, чем функциональность. Но определенные закономерности прослеживаются.

Кстати, я считаю, что мажоро-минор (чередование аккордов и ступеней мажора и минора при главной тонике одного наклонения) тоже может быть как функциональный, так и ладовый. При чем по своей сути чередование мажора и минора - это ладовая фишка, так как реализуются прежде всего краски ладов, хотя не исключено, что и функции. Изначально взаимное проникновение мажора и минора были именно гармонически-функциональными - мажор на V в миноре=D, минор на IV в мажоре = s.

И уж тем более трудно отнести к функциональным сочетания однотерцового мажоро-минора. Хотя не знаю, это требует исследования. Там обычно медианты сопоставляются... э... с кем это я разговариваю?...  :crazy:
« Последнее редактирование: Февраля 01, 2013, 13:26:02 от eye »

Оффлайн stivvv

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 725
  • Репутация: +45/-3
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #33 : Февраля 01, 2013, 13:38:21 »
Дмитрий Малолетов, eye, можете закидать тапками,но насчет Стинга - чистейшая вкусовщина мнений,что называется.
Я там тоже слышу дорийский,с оговоркой на то,что я сначала прочел об этом здесь,а потом послушал.Возможно,этого не было бы,если бы я сделал наоборот и для меня там был до мажор.(хотя гитарный подклад в песне все-таки дает ощущения именно дорийского,на мой взгляд)


Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #34 : Февраля 01, 2013, 13:50:11 »
Я там тоже слышу дорийский,с оговоркой на то,что я сначала прочел об этом здесь,а потом послушал.
Тоже? А кто еще слышит там дорийский?

Оффлайн stivvv

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 725
  • Репутация: +45/-3
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #35 : Февраля 01, 2013, 14:05:12 »
Тоже? А кто еще слышит там дорийский?

тьфу ты блин,МИКСОЛИДИЙСКИЙ !!ОГОВОРИЛСЯ!! :D
МИКСОЛИДИЙСКИЙ!!

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #36 : Февраля 01, 2013, 16:40:40 »
Ну все в понятиях вроде на этом разобрались.... И разобрались о ладовой функциональности диатонических ладов... А то я из топика как то подумал, что в эолийском они есть, а в дорийском их уже нет и осталась одна горизонталь.... Понятно, что функции там сместились на другие ступени и они не так порой очевидны (может быть поэтому мажоро-минорная система и победила), но при этом гармоническую функциональность других ладов и даже тех, которые вы придумали сами никто не отменял. Так как борьба "тоника - доминанта" лежит в основе музыкальной концепции.  И если лад мыслить гармонически, то в любом ладу есть свои "медианты и доминанты", которые конечно имеют свои краски и свое место... поэтому в музыке такое богатство настроений.

Просто у нас в институте диатонические лады изучались в разделе тональной музыки... И если там мелькали слова "модальность", то скорее это было исключения. А вот "современная гармония" преподносилась как нечно совсем ужасное и сложное и с тех пор когда я слышу комбинацию слов "Современная" (музыка, гармония, теория, концепция и тд))) у меня возникает дрожь по телу)))))

Что касается гармонического анализа песен, то вещь полезная. И возможно и ноты могут в некоторых пригодиться.... Но главная задача все это слышать, так как если только видеть, то никакого толка это не даст. Я знал одного человека, который выучил английский по книжкам и когда ему американец что-то говорил непонятное, он просил написать слово, что его перевести))))) И это людей вводило в ступор)))) Человек писал тексты на английском, читал в оригинале архаизмы Шекспира и не мог понять объявление в иностранном аэропорту. ))))

И чтобы такого не случилось надо тренировать слух, так как на концерте людям ноты не покажешь.... А большая половина рокеров их не знает вовсе. Мне было удивительно узнать от Томми Эммануэля из личной беседы, что он ноты выучил только лет в 45, когда уже был одним из лучших гитаристов мира. Все играл на слух (может поэтому так и научился).....

Спасибо Сергей за общение (и другим тоже)... полезно было поговорить со знающим человеком.... В моем цеху на эти темы не говорят)))) У меня тут концерты пропадаю на несколько дней, но постараюсь следить за интересной и полезной темой.... И думаю Сергей надо тебе книгу по гармонии (включая все современные тенденции написать). Литературы много... Но она как-то сложно применима к практике... Но главное нет систематизации... Все написано кусками и не создается четкой основы... И конечно все должно быть с музыкальными примерами, так как без слуха, только глазами музыку не изучают..... Я думаю любому музыканту эта книжка нужна, так как гармония это наиважнейший предмет....

... и добавил:

ПС Хочется добавить.... О терминах и современности.... Например целотонная гамма, в традиции старого понимания лада как система устойчивых и неустойчивых звуков, ладом быть не может, так как ее ступени не имеют тяготений. Но в современном понимании, если мы берем за тонику какую-то ноту, то с этого моента это становится ладом, где остальные ступени уже подчиняются центру. Таким образом любой звукоряд можно сделать ладом. Функциональность там размыта... А гармонии дисонанс это тоника)))) Но это имеет свои краски... Плывущие облака, куда-то вдаль, висят над небом и землей, как нежный туман и исчезает без следа)))) Вот если эту картину нужно озвучить музыкой, то очень даже подойдет...
На счет современной классики я не согласен... Во-первых, надо просто вариться в этой музыке, так как отличить вино 1965 года от прошлогоднего не может человек, который всю жизнь бухал одеколон.... И потом, посмотрите на озвучку фильмов... Там где какая-то тайна, непонятка, неопределенность, так начинает звучать "Щенберг"....  То есть в этой музыке есть свой сегмент. Если это на практике применить, то тональная красота очень контрастно проявляется после атональной "непонятки"... В импровизации тоже играть картошками по ладам или аккордам примитивно.... Это как у поэтов неприлично делать рифму "Любовь - кровь" Слишком банально и избито. Нет в этом изыска и утонченности. Так что эти элементы музыкант должен знать и понимать как минимум. И работать в этом направлении и в книге должен быть этот раздел отражен хотя бы минимально для общего развития.
« Последнее редактирование: Февраля 01, 2013, 18:15:38 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #37 : Февраля 02, 2013, 03:27:04 »
Вот отличная работа (пробежался пока по диагонали и ни что не вызвало возражений - будто сам написал ))
И, кстати, с нотными примерами.
http://rudocs.exdat.com/docs/index-148509.html?page=8#5291324
Созвучно тому, что было в этой теме.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Автор этой великолепной работы профессор Сыров Валерий Николаевич, здесь о нем:
http://nnovcons.ru/?file=iPage96.php
« Последнее редактирование: Февраля 07, 2013, 02:53:36 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7823/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #38 : Февраля 02, 2013, 13:18:21 »
Вот отличная работа (пробежался пока по диагонали и ни что не вызвало возражений - будто сам написал ))
И, кстати, с нотными примерами.
http://rudocs.exdat.com/docs/index-148509.html?page=8#5291324
Не знал о существовании этой работы. Круто! Плюсую.

... и добавил:

Цитировать
Блюз архаичен, содержит рудименты экмелики и нефиксируемого интонирования и одновременно классичен, так как основан на четком гармоническом квадрате; он тонален (централизация с опорой на основные гармонические функции) и при этом модален (автентический каданс, как и вводный тон, отсутствуют, преобладает плагальность); диатоничен (а благодаря пентатонике, даже и ангемитоничен) и, вместе с тем, хроматичен (расслоение III и VII ступеней лада).
Все простыни ненужных споров в одной цитате ;D.
« Последнее редактирование: Февраля 02, 2013, 16:55:02 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #39 : Февраля 02, 2013, 22:18:36 »
Все простыни ненужных споров в одной цитате ;D.
Так у меня это было в одной  строке:
Цитировать
Тем более блюз - это смесь европейского тонального мышления и негритянского ладового.
Споры-то не об этом были. И раз они были, значит они были кому-то нужны. И я думаю, не окончены...

Оффлайн sterile_space

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
  • Репутация: +284/-2
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #40 : Февраля 02, 2013, 23:18:01 »
eye, спасибо за информацию о книжке. Читаю. Интересно.

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1229
  • Репутация: +285/-27
  • unpozorable 8)
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #41 : Февраля 04, 2013, 11:21:18 »
eye, спасибо! очень интересно было почитать ту работу
к сожалению, не всё понятно, т.к. плохо слышу местами о чем там говорится
но то, что расслышал - объяснено безвопросно :)

в частности упомянутый тут Norwegian Wood, я уже несколько раз начинал писать пост с вопросами о мажоро-миноре или миксолидийско-дорийском, а там хорошо по этой теме проехались

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1229
  • Репутация: +285/-27
  • unpozorable 8)
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #42 : Февраля 05, 2013, 16:03:57 »
Такой вопрос - а допускает эта, пусть будет, ладовая гармония применение септакордов?
Или она в сущности трезвучная?
Если допускает - как они строятся, по тому же принципу - "в ладу через терцию"?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #43 : Февраля 05, 2013, 16:25:56 »
Речь ведь идет о ладовой гармонии, а не об использовании ладов вообще?
Нет, не трезвучная, просто трезвучия дают большую свободу в трактовке. В принципе допускает, но в системе 7-аккордов легко возникает  функциональность, определенные тяготения. Поэтому использовать можно, но аккуратно )

А вообще, чем более широкая вертикаль, тем ярче фонические краски аккорда, больше звуков лада включается (вплоть до 7-8-ми звучных) - а это вертикальная модальность и полимодальность.
Так что все может быть, но звучание и музыка будут иными.
Холдсворт - верх полимодальности. Кажется, что его музыка для модальности, примерно то же самое, что Колтрейновские Гигантские Шаги для тональности )

Цитировать
Если допускает - как они строятся, по тому же принципу - "в ладу через терцию"?
Можно использовать и обычные 7-аккорды, но всякие иные структуры, типа квартовых, более употребимы или всевозможные полиаккорды, типа D/C - вроде трезвучия, но бас не туда )).

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1229
  • Репутация: +285/-27
  • unpozorable 8)
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #44 : Февраля 05, 2013, 17:57:05 »
eye, да, имел в виду ладовую гармонию в контексте рока

скажем, легитимно ли (не знаю, какое слово тут уместно) в Norwegian wood сделать такие замены?

E -> E7 т.к. у нас вроде миксолидийская I ступень
Em -> Em7 т.к. дорийская I ступень
A -> A7, дорийская субдоминанта
F#m -> F#m7, дорийская II ступень
H -> H7, т.к. тут вроде уже предвосхищается переход в мажор

писал не попробовав как звучит, т.к. на работе )
« Последнее редактирование: Февраля 05, 2013, 18:00:41 от Pitsot »