Автор Тема: Обсуждение понятия модальность и того, что с ней связано  (Прочитано 12237 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #60 : Февраля 09, 2013, 12:21:25 »
eye, Очень жаль,,,,,, Кому же мы нервы то будем трепать? )))))))

Оффлайн TDA

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 69
  • Репутация: +6/-3
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #61 : Февраля 09, 2013, 16:44:52 »

Цитировать
Почему нельзя договориться и определить блюзовые функции, ведь аналогично движению TDS в блюзе все так же предсказуемо и на своем месте?
Да но функции TDS универсальны и работают с любым тонально-функциональным произведеним. Вы хотите придумать функции исключительно для одной гармонической схемы? Как-то это ненаучно и непрактично. Давайте для каждого произведения придумывать свои правила и функции.

 Функции, которые присутствуют в блюзе, пусть они не классические, но они характерны для очень широкого пласта джазовой музыки. Я имею ввиду общую логику построения джазовых произведений. Джазовые музыканты очень любят играть блюз и очень много его играют и учатся играть джаз играя блюз. Послушайте стандарты, большая часть неявно пропитана блюзом - это же очевидно.  Блюз имеет фундаментальное значение, это не рядовое произведение. 
 
  Для чего все мне это нужно. Вот пример из практики. Я хочу научится импровизировать на гармонию стандарта Stella by Starlight. Необходимо понять логику движения аккордов, чтобы грамотно строить фразы. Понять логику в гармонии типа  Stella by Starlight  одними ушами не получается, нужна привлекать знания теоретиков. А теоретик говорит - так это не функциональная гармония - там нет SDT - учи лады и строй на них  фразы. Но  мы знаем, что когда не чувствуешь логику произведения лады не помогают.  Получается  разрыв между теорией и практикой. Чтобы теория помогала практике совершенно необходимо, чтобы теоретики немножко адаптировали свой взгляд к современным реалиям.
 
« Последнее редактирование: Февраля 09, 2013, 16:54:39 от TDA »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2262
  • Репутация: +704/-2007
  • Кот ДаВинчи
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #62 : Февраля 09, 2013, 18:29:55 »
Дмитрий Малолетов,
Цитировать
Тoчно также и, например, "Дом восходящего солнца" /Am C/D F/Am E/Am E/ 
Чередование трех миноров. Никогда не думал, что эта гармония модальна, если там зацепили дорийскую ступень... Это просто разукрашенный минор.
По-моему это и есть наиболее эффективный способ анализировать такие песни. Ключевое слово здесь - "краски". И я думаю, что именно так мыслят/мыслили сами Animals, The Beatles, Hendrix и другие.
Как писали выше, "когда любая музыка для кого-то "в общем смысле вся функциональна" (выше, только что), можно годами беседовать на различные теоретические темы, (...) а на десятой странице внезапный вопрос: "ну приведите примеры этой вашей модальности наконец, а то я слышу, что всё везде тонально". Возможно поэтому стоит говорить, что гармония "Дома" тональна, лишь с небольшой частичкой модальности. Это и есть те самые краски (дорийские в данном случае). И после этого человек уже начнет понимать, что такое дорийский.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #63 : Февраля 10, 2013, 00:25:21 »
это поначалу пугает, так как в любом ладу (почти) по вертикали есть своя "доминанта", "медианта" и тоника. То есть функции... Поэтому она в общем смысле вся функциональна.
Меня тут обвиняли в обильном цитировании... Но я просто не хочу лепить отсебятину с потолка лишь потому, что мне так хочется или удобно думать.
И мне не хватает аргументов во многих постах разных авторов.

Дима, не мог бы ты дать ссылку, где разбираются функции SDT в диатонических ладах? Особенно интересно про функции в лидийском ладу.

Только не надо ссылаться на Холопова в этом, потому что он придумал 12 названий и кучу обозначений для 12 тонов и назвал их функциями. Это сводит на нет сам принцип функций и попросту не работает должным образом.

С другой стороны, если функции есть везде, то и ладно - нас не интересуют функции, которые есть везде (а значит в старомодальном произведении при прослушивании современными ушами), нас ведь интересуют отличия модальности. И вот наиболее ярко они проявляются в сравнении с классической функциональной системой. Кстати, с той системой, которая представляется в учебниках чуть ли не как единственная. И вот ее-то люди и пытаются применить при анализе модальности.

Цитировать
И я тоже в терминах под модальностью понимал именно современное понимание, то есть "неомодальность",
Оставим в стороне неомодальность - это не "современное понимание", а холоповское. Я уже приводил цитаты из американских источников, где эту неомодальность называют non modal, а ты всё не можешь выкинуть из головы этот малополезный хлам, который вбили туда в институте.
Ну, пусть будет неомодальность - она имеет такое же отношение к модальности, как мальмстиновская неоклассика к классике. Пусть будет, раз это кому-то надо, но нам-то зачем? Только для общего развития. А джаз к этому заходит с другой стороны.

Проблема в том, что Холопов сосредоточился на искусственных ладах, и только вскользь упомянул о диатонических ладах. В итоге все думают, что модальность - это либо что-то старинное, что давно умерло, либо какая-то академическая смурь на симметричных ладах. Не знаю, почему он не привел примеры человеческой музыки, основанной на диатонических ладах, раз упомянул их, наверное она была ему неприятна...
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Дима, кстати, ты почитал работу профессора Сырова? Его точка зрения подтверждает мою позицию.
Цитировать
Словом, все что не мажор и минор с его точным положением ступеней и хрестоматийным описанием функций это автоматически модальность.

Это уже было... Об этом я позже подробнее напишу.
Если кратко - то при усилении классических функций (а именно они проявляются в гармонии наиболее ярко, приводя гармонию в движение и централизуя тональность, в остальных случаях функции - скорее метафора, аналогия), ладовые краски затушевываются, а при ослаблении dur-moll функций, ладовые краски высвобождаются и снижается централизованность со всеми вытекающими - переменностью, тяготениями и пр., то есть активизируется модальная составляющая. Пропорции функции/модальность могут варьироваться в тональности в зависимости от разных факторов. Вот, например, гармония:
Цитировать
Тoчно также и, например, "Дом восходящего солнца" /Am C/D F/Am E/Am E/ 
Чередование трех миноров. Никогда не думал, что эта гармония модальна, если там зацепили дорийскую ступень... Это просто разукрашенный минор.
Что значит термин "разукрашенный минор"? ))
Этот твой термин подозрительно напоминает модальность.
Во-первых, "разукрашенный" - т.е речь идет о ладовых красках, а не о тяготениях - динамических функциях.
Во-вторых, модальность так и определяется некоторыми теоретиками - в монодийно-гармонических ладах основа - тон звукоряда, мелодия, которая "утолщена" или разукрашена аккордами.
Да, именно в том месте, где использованы дорийский лад, терцовые и секундовые соотношения, а так же плагальность - функциональность снижена, а на первый план выходит красочная составляющая лада. Как бы мелодическая сторона гармонии.

Но в каденции появляется доминанта E7 и функциональность усиливается, закрепляя устой. В старомодальной музыке тоже, кстати,  часто появляется "доминанта" (тогда она так не называлась) в каденции. Например, в том старинном произведении, которое ты приводил в пример (Orlando и тд), как модальное тоже есть "доминанта" в каденциях. Вполне себе тональное и функциональное произведение, "разукрашенное" ладами (немного подчернкул гармонию басом и пэдом):
* Orlando.mp3 (1690.1 КБ - загружено 80 раз.)
Еще следует добавить, что мелодия "Дом восходящего солнца" - пентатоническая - а это по выражению Холопова - модализм. Да и оборот Am-C-D наводит мысль о пентатонике - сколько роковых песен есть, ограниченных этими тремя аккордами. Какая там функциональность... Она там неважна - это музыка основана на звукоряде, а не логике гармонического движения от T к S к D и опять к T - "через отрицание к утверждению".

В целом "Дом восходящего солнца" вполне мог бы быть старомодальной английской балладой. Такой, например, как  Greensleeves.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

... и добавил:

eye, когда любая музыка для кого-то "в общем смысле вся функциональна" (выше, только что), можно годами беседовать на различные теоретические темы, с апелляциями к слуху - и каждый будет слышать везде какие-то свои "функции"... В результате получаем кучу простыней, шума и гама, а на десятой странице внезапный вопрос: "ну приведите примеры этой вашей модальности наконец, а то я слышу, что всё везде тонально" .
Да печально... И что, вы полагаете, что ноты избавят от этого?

... и добавил:


 Функции, которые присутствуют в блюзе, пусть они не классические, но они характерны для очень широкого пласта джазовой музыки.
Во-первых, обсуждаем архаичный, типа, тру-блюз.
Джазовый блюз, о котором говорите вы, более приспособлен под классические функции (с 8 по 12 такты VI-ii-V-I...), а модерн-блюз с maj7 на первой уже практически классическая функциональная гармония.

Цитировать
Блюз имеет фундаментальное значение, это не рядовое произведение. 
Согласен... а к чему это?
 
 
Цитировать
Для чего все мне это нужно. Вот пример из практики. Я хочу научится импровизировать на гармонию стандарта Stella by Starlight.
А при чем здесь блюз? )))

Цитировать
Необходимо понять логику движения аккордов, чтобы грамотно строить фразы. Понять логику в гармонии типа  Stella by Starlight  одними ушами не получается, нужна привлекать знания теоретиков.
Это целиком функциональная гармония с отклонениями по разным тональностям.
|Em7-5   | A7 | Cm7    |F7  | Fm7      Bb7| Ebmaj7 ...
(d) ii7-5  | V7 |(Bb)ii7 | V7 |(Eb) ii7 | V7 | I+7
    sii         d        Sii     D        Sii     D    T       

Цитировать
А теоретик говорит - так это не функциональная гармония - там нет SDT - учи лады и строй на них  фразы.
Страннно...
Это неправильный теоретик, либо вы его не поняли )  Хотя учить лады и уметь строить фразы не помешает.

Не совсем корректно примешивать в эту тему джазовую импровизацию. Есть разные техники при помощи которых джазмен может из ладового произведения сделать функциональное, а из функционального - ладовое и полиладовое. Джазовая импровизация - это отдельная тема.

Цитировать
Чтобы теория помогала практике совершенно необходимо, чтобы теоретики немножко адаптировали свой взгляд к современным реалиям.
Совершенно согласен, я об этом и пытаюсь говорить.
« Последнее редактирование: Февраля 10, 2013, 01:45:29 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #64 : Февраля 10, 2013, 01:16:32 »
Rolly, Если по нотной записи анализировать данную гармонию, то тональность "Ля-минор", так как нет ключевых знаков..)))). И вообще как в модальной гармонии быть с ключевыми знаками?

Например, гармония миксолидийского мажора.... /G  /F  /..... Если ее писать в ладу, значит ключевые знаки не выставляются... Так как это диатоника белых клавиш. Но для всех людей, которые будут смотреть в ноты, это будет означать, что мы в тональности Cdur, а последовательность /G  /F  / это V - IV.... Поэтому в данной песне выставляется один диез для тональности G, дабы музыканту дать понять где тоника. А дальше выставляют уже случайные ключевые знаки для отражения лада.... Таким образом, сама нотная запись регулирует отношения и находится в мажоро-минорной системе.

Поэтому анализ модальных оборотов и гармонии на бумаге в любом случае будет проходить посредством тональной нотной записи.... через "С dur и A moll".   Так как ключевые знаки в ближайшие лет так 100 никто отменять не собирается. ))))

ПС. Сергей... Когда я стану чуть постарше и подучусь, то я напишу работу по гармонии)))) И если у меня "доминанта" в каком-то ладу будет не на пятой ступени, то это будет частью системы.... Так как под "доминантой" сейчас понимают не только доминантсептаккорд (который давно уже во многих стилях стал тоникой), а противоположность тонике, которая стремится к разряжению.  Если в дорийском ладу для кого-то нет аккордовой функциональности и он ее не чувствует в аккордовой последовательности (без мелодии), то это его проблемы. Если кто-то посчитает , что это неграмотно, то и бог с ним... Я повидал на свете грамотеев))) В крайнем случае можно применить учение Холоповой (или Холопова) о расширенной тональности, которая может теоретически обосновать все что угодно в пределах 12 звуков, где есть тоника.

Я учился, кстати, у В. Ткаченко, одного из лучших теоретиков и практиков одновременно, который пишет без инструмента партитуры для оркестра в 90 человек по вертикали (для оркестра Финберга). Так вот именно он дал мне основы гармонического анализа... И в дорийском миноре седьмая ступень была у нас "доминантой", как и дорийская мажорная "субдоминанта". Все это только для практического применения, для системы координат. На экзаменах я конечно с умным видом говорил, что параллельные квинты это неправильно!!! Хотя вечером половину концерта играл квинтами на дисторщне в песне на T - S -D))) Но система работает и дает возможность очень быстро ориентировать в любых ладах, а главное запоминать связи, сохранив их в памяти... А то что работает на практике это главное.
Теория должна отвечать на запросы реальной музыки, а не подстраивать музыку под свои выработанные формулировки. Половина песен написана в дорийском миноре, где есть свои аккорды, свои тяготения, свои функции аккордов в данном ладу. Музыканты играя гармонию, только аккорды сразу понимают где они и в каком ладу, когда нужно сделать кульминационный ход, а когда происходит разрядка. Если хочется можно дать этим фенкциям названия, пусть это будет другое слово, но по своей сути это все равно будет доминанта, как противоположность тонике. 

Про слово non-modal в одном источнике ничего сказать не могу. Американцы любят придумать свои термины, типа легато это pull off.  Триста лет это было леато)))) до того, как для понимания приема кто-то объяснил этот прием. И это правильно, так как "слитно" я могу сыграть и медиатором. Точно так же понятие "лад", которое гитаристами может пониматься как железка на грифе. Так что в музыкальных терминах стоит хорошо разобраться, так как там накопилось немало странностей. Плюс надо еще много в языке понимать, так как "нон модал" может означать "не ладовый", в смысле системы устойчивых-неустойчивых звуков, а не как как направление в музыкальном мышлении... 

И еще, я не говорил, что функции есть везде... Тут есть люди, которые смотрят в книгу, а видят фигу... Это их слова... Я говорил, что в легкой музыке, в песенном жанре, где есть  аккордовая последовательность с общей тоникой (на которую ложится мелодия и на которую играют музыканты импровизацию) есть свои уникальные для каждого лада функциональные связи. Которые музыканты, играя их каждый день, запоминают и они становятся для них со временем такими же функциями как "T -S -D" для мажора и минора.... Они могут не говорить об этом вслух.... Это рефлекс, который выработался на практике. Большинство даже вообще не знают этих слов, они чувствуют эти аккорды как функции (как гармонические ступени) и поют на них свои вариации и импровизации (опираясь на них и от них порой уже строя лады и фразы)... И подойдите и скажете такому человеку: "Парень в твоих аккордах нет функциональных связей и закономерностей, это просто аккорды  для подчеркивания лада. Они никуда не тяготеют, они не создают сами по себе напряжения (т.е. доминантовой функции)"
Лично я в такой постановке вижу много вопросов...
Про анализ вообще можно забыть, так как если в каждом такте меняется гармония со своим минором, и все это пытаться запихнуть в белоклавишные лады, то голова просто треснет. Нужно какое-то понятие "расширенного минора", который бы объединил все миноры в рамках одной системы отсчета. Тогда было бы легко и просто брать за основу натуральный минор все остальное считать "раскраской". Она может быть дорийской, фригийской, главное что тоника этого минора одна. И в зависимости от вида этого минора строится аккорд, который имеют свою функцию в конкретном ладу. Если пойти еще дальше, то объединить и мажор + минор в единую систему. Сейчас уже дано не только в блюзе играется минор на мажор. Это даже в простых песнях уже норма (здесь мы анализировали Нирвану)... "Расширенная тональность" по Холоповым))) таким образом очень даже красиво вписывается в систему.  Такая система дала бы возможность быстро понимать любые гармонические сочетания и ладовые конструкции... И все это относится все же больше к тональной системе, так как объединяет все это хозяйство тоника. Модальная же система это другой принцип организации музыки,  когда в аккордах действительно нет связей. Гармония и аккорды являются просто вертикализацией мелодии.

Сейчас происходит путаница и несистемность методов.  То что не входит в мажор и минор это модальность, а реально модальная музыка, которая эволюционно дошла до этого вида здесь называется "нечеловеческой" "собачатиной"... Но на эту тему мы уже поговорили.... ))))



« Последнее редактирование: Февраля 10, 2013, 03:41:19 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #65 : Февраля 10, 2013, 03:30:31 »
Дима, это все лирика и никаких ссылок ты мне не дал. Слова, слова...
Я даже про Ткаченко не смог ничего найти.. Кто такой Ткаченко? Многих знаю - о нем не слышал. Если он один из лучших теоретиков, то у него должны быть печатные труды. Дай пожалуйста концы, хотя бы инициалы и место где он преподает.
Я не знаю, чего он там тебе давал и чего ты у него взял )))
Знаем мы, как студенты учатся - лишь бы зачет сдать.))
Я учился у Бриля и Чугунова. Но они хоть имеют печатные труды.

Ответа о функциях в лидийском ладу я тоже не получил.
Вот аккордика лидийского лада, распиши функцию каждого аккорда:
Fmaj7 G7 Am7 Bm7-5 Cmaj7 Dm7 Em7.
Потом построй полноценные гармонические обороты в лидийском ладу, по типу мажоро-минора, и чтобы сохранялось сквозное тяготение к тонике.

Риторические вопросы:
Почему классическая доминанта работает, как доминанта? Почему функциональная система возникла на основе натурального мажора? Что такое доминантовый вводный тон и какую роль он играет... Зачем придумали гармонический минор?

Цитировать
На экзаменах я так не отвечал, так как это неправильно с классической точки зрения...
Ну вот видишь... Какие-то двойные стандарты... И что за классическая точка зрения, если она в корне неверная...

Цитировать
Но система работает и дает возможность очень быстро ориентировать в любых ладах, а главное запоминать связи, сохранив их в памяти...
Никто не против систем.
"Системы" могут быть разные. Мы не о системах щас говорим. Одни люди играют на все мажор и говорят им так удобно, другие в мажорной тональности при обыгрывании Sii говорят, что это дорийский минор - им так удобно.
Но мы как бы подходим сейчас с точки зрения науки.

Я и сам, когда не интересовался этим вопросом, рассуждал примерно как ты. Переносил функции на разные лады. Там где-то на первой странице есть схема функций в ладах. Но это все условные функции - экстраполяция мажоро-минорных отношений на диатонические лады.

Цитировать
А дальше выставляют уже случайные ключевые знаки для отражения лада.... Таким образом, сама нотная запись регулирует отношения и находится в мажоро-минорной системе.
Это всего лишь традиция, связанная с преобладанием мажоро-минора.
Бах, например, ставил ключевые знаки по дорийскому минору, а потом писал в эолийском.
По твоей логике здесь должен стоять си бемоль при ключе:
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Цитировать
Я повидал на свете грамотеев)))
К чему это? Такие "аргументы" - проявление слабости позиции.

Цитировать
Так как под "доминантой" сейчас понимают не только доминантсептаккорд (который давно уже во многих стилях стал тоникой), а противоположность тонике, которая стремится к разряжению.
Ну так это и есть бифункциональная форма отношений в ладу - "устой-неустой" или "тоника-нетоника", характерная для модальности.

А назови, пожалуйста, стили в которых малый мажорный стал тоникой (кроме блюза и производных от него - о нем уже достаточно). В них ведь нет классических TSD и, как правило, они в основе модальные. Твое замечание о малом мажорном септаккорде только подтверждает мое мнение.
Например, фанк - он ладовый, в нем нет развитой TSD системы. Играется все вокруг одного аккорда, потом куда-то переходит (в принципе куда угодно и без модулирующих оборотов - в них нет необходимости) и это становится временным ладотональным центром.
Ритм'n'блюз - примерно то же самый принцип.

Очень часто ладовый фрагмент на одном-двух аккордах может смениться функциональным мажоро-минором, чтобы дать гармоническое развитие музыки. Например

Какие еще есть стили?

Цитировать
Теория должна отвечать на запросы реальной музыки, а не подстраивать музыку под свои выработанные формулировки. Половина песен написана в дорийском миноре, где есть свои аккорды, свои тяготения, свои функции аккордов в данном ладу. Если хочется можно дать им названия, пусть это будет другое слово, но по функции это все равно будет доминанта, как противоположность тонике.
Если в дорийском миноре сыграть доминанту(м.маж7акк) на пятой ступени, то это будет самая настоящая функциональная доминанта - таково взаимопроникновение модального и "тонального" (тонального в узком смысле, как мы это обговорили). Но вот музыканты рокеры, не любят в дорийском миноре использовать доминанту, чтобы не образовывалось этой пошлой функциональности, но выдержать ладовость. Они понимают эту разницу. Как правило они основаны на i-IV или i-ii - на характерных аккордах лада и не имеют собственной развитой функциональной системы по типу SDT. Ну, i-IV будет ощущаться, как плагальный оборот t-S.
Можно, конечно, представить i-IV-bVII как t-S-Dvii, но в таком обороте отсутсвуют те активные тяготения, благодаря которым возникла функциональная система (не даром в миноре появился гармоничесая модификация с вводным тоном) и характер отношений аккордов и тонов такой системы в корне отличается от dur-moll системы. Конечно, в любом ладу есть функциональность в широком смысле.
Но нас интересует именно различие между ладовыми гармониями и всепобеждающим функциональным мажоро-минором (я уже повторяюсь в ответ на ваши повторения).
Только если где-нибудь в заключительной каденции в самом конце квадрата, чтобы укрепить тонику.
Давай обсудим песни в дорийском миноре - приведи пример. Это будет предметно и по теме.


Цитировать
Когда я стану чуть постарше и подучусь, то я напишу работу по гармонии))))
Есть вероятность, что к тому моменту ты поменяешь свое мнение и будешь различать функциональную гармонию от ладовой, которая в корне отличается по звучанию, хотя ты и привязываешь к ней функции.
А пока у тебя везде функции SDT гармония шансона не отличается в принципе от гармонии битлов, например.
А Сырова все-таки почитай.

 
Цитировать
Модальная система это другой принцип организации. когда тональный центр меняется, и когда в аккордах действительно нет связей. 
В модальной системе есть и должны быть связи - потому что она основана на ладах, а лад - это уже система отношений звуков относительно центрального тона. Но связи это иные - мелодические. Ну, самый просто пример функциональной гармонизации гаммы (допустим это мелодия) и модально-мелодической:
с - d -  e - f - g - a - b    -    c - мелодия
C - G - C -  F- C - F - G   -    C - функциональная
C - Dm-Em-F- G- Am-Bm-5 - C - мелодическая гармонизация (аккорд окрашивает мелодию)

Послушай модальную вещь, которую я запостил - там модальность, ты сам сказал.

... и добавил:

А вот, нашел у Бершадской, насчет функциональности в разных системах. Я обвел - красное - характерно для функциональной (я имею ввиду классическую функциональность, так как, по этой схеме они все функциональные) синие - для модальной.894106-0

Цитировать
Тут есть люди, которые смотрят в книгу, а видят фигу...
Вот у меня постоянно такое ощущение...
Вроде даю выдержки из книги, где про диатонические лады говорится, как о модальных, а в ответ - "принцип организации музыки,  когда в аккордах действительно нет связей".

Цитировать
"Расширенная тональность" по Холоповым
Да при чем здесь расширенная тональность? Тональность может расширятся (и расширяется) за счет ладовых оборотов в том числе. И всякое расширение тональности расшатывает ее централизацию. Не знаю, стоит ли помещать здесь "книгу" в которую смотрят и не видят.. но читайте хотя бы те несколько слов, которые я выделяю:
(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Февраля 10, 2013, 04:12:18 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #66 : Февраля 10, 2013, 03:52:51 »
Сергей!!!!

_______В модальной системе есть и должны быть связи - потому что она основана на ладах, а лад - это уже система отношений звуков относительно центрального тона. Но связи это иные - мелодические. Ну, самый просто пример функциональной гармонизации гаммы (допустим это мелодия) и модально-мелодической:
с - d -  e - f - g - a - b    -    c - мелодия
C - G - C -  F- C - F - G   -    C - функциональная
C - Dm-Em-F- G- Am-Bm-5 - C - мелодическая гармонизация (аккорд окрашивает мелодию)_______

Пример для меня не очень неубедительный... Так как "мелодические" аккорды имеют такие же функции и их часто применяют для замены T S D. (Любителей играть в лоб "картошками" сейчас не так много).  Взяв аккорд Dm я сразу почуствую что это II (субдоминанта). А Em это тоника по сути.... И так далее... В моем понимании модальная аккордика не должна дать мне представление о функции... Мы, как бы в тонике... И играем, грубо говоря вертикальное соло.


... и добавил:

Схему буду изучать, спасибо.... Я просто хочу свою теорию привести в согласование со своими ощущениями... Поэтому так иногда импульсивен))))

Лидийский и локрийский лады выбиваются из тональной системы....  Поэтому в этих ладах не пишут люди песни. 

Ткаченко не писал труды, он преподавал гитару. До этого много лет был гитаристом, скрипачем в золотом составе Песняров и делал там аранжировки (расписывал партии вокалов и инструментов). Сейчас работает у Финберга как оркестровщик, аранжировщик и гитарист... На занятиях по гитаре, при анализе гармоний применялся метод "замены доминанты"...  У него вообще своеобразное мышление, так как он имеет редкий абсолютный слух, огромный опыт работы.... И в его обществе чувствуешь себя букашкой))))

Вот запись 1986-87 года с белорусского ТВ.... Я как раз в это время учился у него...

http://youtu.be/rtLh7eaCadY

« Последнее редактирование: Февраля 10, 2013, 04:51:39 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #67 : Февраля 10, 2013, 04:42:17 »
Дима, я полностью рукам и ногами за "твою" теорию (то что касается функций в ладах). На самом деле она не противоречит тому, что я говорю. Она немного противречит официальной теории, а если нацеливаться на книгу, то это необходимо учитывать.
Сейчас проблема в том, что ты не хочешь видеть модальности в простых диатонических ладах и гарм. оборотах, которые на них основаны - она для тебя исключительно в том, что называется неомодальностью.

Еще раз - называй это как угодно тональность, расширенной тональностью (мне этот термин нравится, но он не исключает присутствия модальной составляющей). мы уже даже почти пришли к консенсусу на уровне термина "модализм". Но я понимаю модализм, как натурально-ладовый оборот, встречающийся в давлеющей мажоро-минорной системе. Но если мажоро-минорная система отсутствует, а есть только какой-то лад, к которому по ассоциациям (и по нашей moll-dur'ной практике, что удобно, но не совсем корректно с точки зрения науки ) можно применить функциональные понятия, то о каких модализмах речь?

Вот здесь идет речь о модальности и, как видишь, там упор (в начале) делается на использование народных песен и диатонических ладов в творчестве композиторов. И все это названо модальностью. Так же гоаорится о расширении тональности с помощью этих ладов.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Я бы не хотел продолжать спорить на эту тему, так как тратится много времени и мы ходим по кругу. Я в принципе все сказал, все аргументы привел. Мне бы лучше хотелось заняться описанием характерных закономерностей такого рода модальности и ее различных видов.

Цитировать
Лидийский и локрийский лады выбиваются из тональной системы....  Поэтому в этих ладах не пишут люди песни.
Ну как же, в лидийском Сатриани и Вай насочиняли "песен". Можно у Пэйджа найти.
Или, может ближе - Стинг:
(нажмите чтобы показать/спрятать)

... и добавил:

Цитировать
Ткаченко не писал труды, он преподавал гитару. До этого много лет был гитаристом, скрипачем в золотом составе Песняров и делал там аранжировки (расписывал партии вокалов и инструментов).
Тогда его нельзя назвать лучшим теоретиком. Да, талантливейший человек, практик, слухач и тд. Но его теория, хотя и оправдана его практикой, какие-то вещи не учитывает - он просто делает руками то, что слышит и как-то по своему объясняет, а о многом, выходящим за рамки его практики не думает. В итоге получается своя теория со своей колокольни, не учитывающая многие вещи (я это не утверждаю, но предполагаю, хотя, наверное, ошибаюсь - он закончил, вроде, консу, это по идее серьезное образование), Да, почитал о нем - он крут! Интересно было бы послушать его  симфонию "Битлз".
Или ты можешь приводить как аргумент, слова какого-нибудь ладового гиганта, например, Холдсворта, но дело в том, что в теории лада, как ни парадоксально он не разбирается, он просто его чувтсвует, как никто, но объяснить что-то не сможет. Хотя его объяснения были бы очень ценными, если бы он умел говорить об этом... но в свое школе он говорит какие-то невразумительные вещи.
Так же как и БиБиКинг ничего не сможет сказать о модальности-тональности в блюзе, зато он - король блюза.
А есть другой пример - Пат Мартино играет в ладогармническом смысле очень просто (я много его снимал, анализировал), но теорию вокруг этого наплел такую...  :pozor: А попробуй скажи, что это лажа - кто он и кто - я...
« Последнее редактирование: Февраля 10, 2013, 05:22:34 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #68 : Февраля 10, 2013, 05:11:49 »
Ссылки буду изучать.... На счет описания закономерностей это может самое главное...

Последнее... (Ц. Когоутек «Техника композиции в музыке ХХ века», с.42). По определению Ц. Когоутека «техника расширенной тональности основана на принципе сохранения тональности, но с добавлением к ней каких угодно недиатонических звуков и созвучий, а также внефункиональных последований. В любом случае должно быть возможно определение центра всего расширенно-тонального композиционного построения или его частей, т.е. должны существовать вполне очевидные (слышимые) музыкальные отношения к центральному аккорду, созвучию или хотя бы тону».

ПС.  В инстурментале лидийский лад частое явление... В песнях встречал редко... Спасибо... очень интересный пример... Стинг все же человек продвинутый....

... и добавил:

Ткаченко конечно не теоретик, он чистый практик... Но в отличии от Би би Кинга все же с консерваторским образованием скрипача (не конрабасиста и ударника)))))... Понятно, что каждый музыкант вырабатывает свои ассоциации.... Например, кто-то может запоминать номера телефона по схеме кнопок на телефоне, графически... И если он свою систему расскажет человеку, у которого телефон с диском, то он его не поймет и его система для него будет неприемлема.

Вот изучаю одну работу... "Особенности гармонического языка С.С. Прокофьева" Много интересного по теме... В частности цитата:

Тональная логика Прокофьева – это современная функциональная логика. Следовательно, прокофьевская тональность есть развитая в новых условиях классическая функциональная тональность.
Не следует понимать эту модернизацию лишь как «озвучивание» старых функциональных формул сложными аккордами. Творчество Прокофьева – яркий пример перерождения функций, причем такого перерождения, которое не приводит ни к атональности, ни к додекафонии, ни к какой другой особой системе. Перерождение функций заключается в таком расширении функциональных сфер, которое приводит к их совпадению; при этом становится безразлично, к какой функциональной сфере следует в этом случае относить данный аккорд, ступень. Принцип модернизации функциональности заключается, т.о. в постоянном обновлении звукового состава гармонических оборотов, выполняющих те или иные задачи по отношению к форме (утверждение тоники, первоначальный показ тональности, кадансы различных видов).
« Последнее редактирование: Февраля 10, 2013, 05:42:11 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Современная модальная гармония
« Ответ #69 : Февраля 10, 2013, 11:43:29 »
Ткаченко конечно не теоретик, он чистый практик... Но в отличии от Би би Кинга все же с консерваторским образованием скрипача (не конрабасиста и ударника)))))...
Да, я признал там, после прочтения биографии, что ошибался.

Цитировать
Тональная логика Прокофьева – это современная функциональная логика.
Прокофьев - особый случай. Там можно написать, что это перерожденные классические функции, а можно, что это перерожденная модальность. Кто-то метко написал, что у него  12-ступенная диатоника. Хорошо бы добраться и до него... Но мы пока о вещах попроще ))

« Последнее редактирование: Февраля 12, 2013, 09:42:07 от eye »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Хочу "тихо с сам с собою" озвучить некоторые мысли.

Очень много взаимного непонимания бывает от разного понимания смысла терминов, при чем это различие в понимании не исключает правильности трактовки термина с обоих сторон.
Даже, например, слово "классический" в сочетании "классическая функциональная гармония" можно понимать по-разному:
1. Созданный классиками, свойственный классикам;
2. Типичный, особенно характерный;
3. Совершенный,  правильный, строгий, образцовый;

Хотя понимание 1 и 3, а так же опосредовано -2 схожи (на то они и Классики, что их творения совершенны и служат образцом), однако может иметь некоторое различие.
Например, в сочетании "классическая музыка" мы скорее имеем ввиду музыку определенного периода, написанную Классиками или, хотя бы имеющую признаки той классической музыки ("под классику"), чем то, что эта музыка более совершенна и правильна, чем музыка других эпох и направлений и непременно должна служить всем другим образцом.

Но как мы понимаем словосочетание "классическая функциональная система"? Понятно, что она сформировалась теми же Классиками, но я все-таки склонен вкладывать основной смысл, как 2 и 3, то есть
"строгая образцовая система с типичными аккордами и их характерными отношениями".

Понятно, что при развитии функциональной системы системы, она изменяется, обогащается вплоть до перерождения качества самих функций. Но это уже не будет чистой - "классической" функциональной системой с "классическим" видом функций.

Думаю,  изучать что-либо имеет смысл, начиная классических, образцовых форм. Поэтому если уж сравнивать модальность с функциональной системой, то функциональность надо брать в ее классической - чистой форме. В той форме, как она пришла на смену модальности, из которой зародилась.

(продолжение следует...)

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Все верно... Мои посты выше по прошествии времени были написаны только из-за разной трактовки понятий. Так как "Современная модальная гармония" в представлении многих (не только меня) это другой предмет,  выходящий при изучении за рамки белых клавиш ладов. (Во многих головах этот предмет изучает гармонию классики XX века или джаза от Колтрейна и дальше.

В начале вводило в ступор понятия "функционально" и "модально", так как это были понятия типа "белое и черное", как противопоставление.
Вместо "классическая функциональность" лучше употреблять термин "мажоро-минорная гармоническая функциональность" (или М-м Ф)))). Тогда все вопросы отпадают, так как под классической музыкой многие могут понимать не только венских классиков.

Нужно также четко сформулировать понятие тональность за пределами мажора и минора. В любом случае любой анализ будет проходить под шаблоном мажора и минора, так как нотная запись диктует правила и ключевые знаки надо будет выставлять.

Возможно ввести в обсуждение при анализе произведений такие понятия как "дорийская субдоминанта" или "миксолидийская доминанта".

Сейчас все уже понятно и далее, я думаю, разговор будет на одной волне так как установлены общие системы координат.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
В начале вводило в ступор понятия "функционально" и "модально", так как это были понятия типа "белое и черное", как противопоставление.
Совершенно верно, они противопоставляются*, только не как белое и черное (это имеет какую-то негативную оценку), а как функции движения и функции красочности.
Модальность** и Функциональность*** - это инь и ян гармонии, мужское и женское начало, движение и статика, и тд - они сотрудничают и противоборствуют, стремятся взять верх друг над другом и замещают друг друга в работе, перетекают одна в другую и отталкиваются. Они присутствуют всегда даже когда видна только одна, ибо природа их едина.  (хорошо сказал? "ибо" )))
На низких уровнях гармонического бытия они расслаиваются, а на высоких соединяются в неразделимое единство.
_______________

* "Как пишет Ю.Н.Холопов 
(нажмите чтобы показать/спрятать)
** Под модальностью здесь подразумеваются мелодические отношения тонов.
Из теоретического трактата (Бершадская)
(нажмите чтобы показать/спрятать)

*** Здесь имеется ввиду мажоро-минорная классическая функциональность, или просто классическая функциональность, поскольку она основана строго на мажоро-миноре.

Еще из Бершадской, для тех, кто еще способен читать и понимать смысл:

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Таким образом при анализе гармонии (оценки роли созвучий, их отношений) мы можем иметь следующие подходы - 1)  функциональный анализ ("фундаметальные связи") 2) ладофонический анализ 3) смешанный.

Любая тональная музыка, тональность основана на ладах. Но лады можно поделить на "мелодические" (модальные, монодические и тд) и "функционально-гармонические".
Увеличение динамической функциональности (SDT) приводит к снижению фонической  функции (красочности). И наоборот.

Таким образом, даже гармония основанная на натуральном мажоре может быть и функциональной и модальной (тогда это будет ионийский мажор).
("Мононодический ионийский лад не следует отождествлять с натуральным мажором, являющимся одним их ладов гармонической системы. При общности звукоряда эти лады различаются по внутрифункциональным отношениям тонов" (Бершадская). ..То же самое с эолийским и натуральным минорами.)

Итак, мы знаем, что модальность НЕ исключает тональности. Даже старинная модальная ("дотональная") музыка вполне воспринимается сейчас тонально (ну, "рыхлая тональность"), более того в каденциях она даже может быть функциональна.

Сорри, здесь я немного повторяюсь, но важная мысль должна быть повторена несколько раз:

В основе любой музыки лежат некие интонационные и структурные закономерности, которые теория представляет в виде ладов. Лады состоят из набора тонов и взаимотношений между ними.
Взаимотношения могут быть разные.
Тональность может иметь две компоненты - функциональность (имеется ввиду классическая триада SDT)  и ладовую красочность - модальность (фоническая функция гармонии), которые вытесняют друг друга и могут иметь (условно) различное процентное соотношение, типа, здесь модальности 100%, а здесь 100% функциональности, а здесь 50:50 или 30:70 - условно. Все это может смешиваться на разных участках даже одного произведения.
« Последнее редактирование: Февраля 16, 2013, 02:38:39 от eye »

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1229
  • Репутация: +285/-27
  • unpozorable 8)
eye, у вас "нумерация" сносок сбилась - сверху два раза *, потом **
внизу - *, **, ***

впрочем, и так понятно

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Еще показалось интересным высказывание Тюлина относительно учебной гармонией и реальной практикой (оффтоп)

(нажмите чтобы показать/спрятать)

... и добавил:

Pitsot, спасибо, поправил

... и добавил:

Итак модальная гармония - это явление, которое основано на монодических ладах, в которых функциональной единицей является тон, а аккорд - дополнительная раскраска тона ("монодийно-гармонические лады").
А классическая гармония (классическая - образцовая, чистая) - основывается на гармоничекских ладах (не путать с терминами, типа, "гармонический мажор" , относящийся к названию звукоряда), в которых функциональной единицей является аккорд.
(что такое функциональная единица, можно обсудить отдельно)

Поскольку модальную систему удобно понять через сопоставление с классической функциональной системой для начала попытаемся сформулировать характерные черты мажоро-минорной ладогармонической функциональной системы. Система, которая выкристаллизовалась на основе предыдущей модальной системы и как бы заменила, подавила ее на длительное время.
В квадратных скобках то, что свойственно наоборот "модальной" системе в противовес "тональной")

- Натуральный мажор (и гармонический минор, копирующий функциональность мажора).  [Диатонические и иные лады ]
- Двуладовая система мажоро-минора [Многоладовость - сколько звуков в звукоряде, столько может быть и ладов и полиладовость - каждому последующему аккорду может соответствовать иной лад. Так же иные проявления полиладовости]
- Тяготение вводного тона  [В большинстве случаев отсутствует вводный к тонике полутон ]
- Квинто-квартовая связь аккордов - "гармоническая".  [ Основная связь аккордов - "мелодическая", то есть секундовое соотношение и терцовое, движение аккордов "по гамме" ]
- Преобладающий динамический характер отношений, отвлекающий от красочности  [ Cтатичность, красочность - фонизм]
- Три функции S-T-D, главные аккорды в квинтовом расположении от тоники.   [ Две функции - Устой/Неустой ]
- Требование нормативного чередования функций   [ Нарушение нормативного чередования (D-S), преобладание плагального сочетания в случаях кварто-квинтовых последовательностей, избегание автентических оборотов, которые могут появляться только в заключительной каденции ]
- Высокая централизация, стремление к тонике. Действие тоники на расстоянии  [ Слабая централизация, тоника нуждается в укреплении, например, остинатным басом, или постоянными возвратами и соблюдением метроритмического положения аккордов ]
- Определенные требования к голосоведению  [ Отсутствие жестких правил голосоведение, параллельные квинты, ленточное голосоведение и тд ]
- Терцовая консонансная аккордика [Предпочтительнее иные аккордовые структуры  - квартовые, секундовые, пропуск терцового тона ]
- Альтерации ведут либо к обострению неустойчивости, либо к тональной модуляции. [ Специфические ("модальные") тоны не требуют разрешения и ведутся против тяготений свойственных тональной системе ]
- Система настолько устойчива (автономна), что для смены (модуляции) требует специальных гармонических средств. [ Система легко модулирует без специальных оборотов, легко соскальзывает с тоники   ]
- Ладовая функция диктует форме, а не форма обнаруживает роль аккордов [Форма задает функции аккордам, например, в модальном блюзе устойчивая 12-тактовая форма придает малому мажорному аккорду ("доминантовому") функцию тоники  ]
- Расположение диатонического тритона - целью его тяготений являются важнейшие тоны тонич. трезвучия (7/4->1/3). [ Один из звуков тритона входит в состав тонического трезвучия ] .
Возможно что-то упустил...
« Последнее редактирование: Сентября 16, 2017, 03:40:53 от eye »