Смотри.. у тебя два примера:иоткуда во втором появился до диез, когда в первом чистый до? Ты произвел транспонирование, а не сдвиг ступеней.
Да, именно транспонирование. Потому что сдвиг ступеней можно делать только с гаммой, но не с мелодией. Как вы это себе представляете?
Например у меня там была мелодия, где F звучит целый такт как вступ (ну... такая мелодия
). Дальше идет идет чертвертями A#, C, A, G. У нас фа - тоника. Она звучит целый такт, на нее мелодия опираеться. Если ты допустим скажешь - ой, давай сделаем тонику - А. Я так понимаю у вас в решении два варианта (не въехал какого вы придерживаетесь):
1) Просто сказать - ой, а у нас терь тоника А. Но при этом F остаеться звучать целый такт, значит мелодия на него опираеться, значит не ля.
2) Заменить F на A. То есть в старой гамме у нас был F - I, щас уже A - I. Тогда мы вринципе можем поменять мелодию: (IV):A# -> D, (V): C -> E, (III): A -> C, (II): G -> A#. Будто бы даже шото вышло. Но только в фригийском ладу совершенно другие функции в ступенях. Черт, вы же слышите разницу между минором и мажором?) В фригийском ладу II ступень очень сильно тяготит к тонике, в ионийском не так. Аккорды поменяються - это все звучать не будет. Например в лидийском ладу кварта - увеличиная оО То бишь тритон. Сами знаете как он звучит - он используеться чаще (при построении мелодии) там в каком-то блек-метал наверное
В этом и идея транспонирования - мы можем менять ноты, но оставляя функционал старым. Потому что мелодия строиться на функционале. А не на нотах. И даже не на ступенях.
Знаете, мне это напоминает такое "преобразование" мелодии: Там была какая-то A, F, G, A - а я сыграл C D E F - и скажу что это преобразование - я первую А заменил на С, вторую F заменил на D и т.д. Я так легко сделаю из Лебединого озера Майнд шторм сатриани.
Пы.Сы. А что тогда по вашему делать с мелодией когда там нота которая вне гамы? ) Например пониженая II ступень? ))) Или что вы будете делать с модуляцией? В какой лад переходить?