Автор Тема: По поводу развития абсолютного и относительного слуха  (Прочитано 50840 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Hermit Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
Я тут малостьпоинтересовался этим обширным вопросом и всего три вывода имею:

1) метода гарантирующего развитие абсолютного слуха как-бы и не существует
2) тем кто только начал заниматься музыкой легче развить абсолютный слух, чем тем у кого развит относительный
Эти пункты меня мало волнуют на самом деле.

3) единственный метод который вызвал у меня доверие, и якобы давал результаты (сам метод подробно не описан), это метод основанные на развитии навыка определять на слух только одну ноту. В силу ряда понятных
причин - это нота до.

То есть развив эту способность, остальные ноты определяются относительно "до" - то есть тут уже подключается относительный слух. Если с нуля развивать абсолютный слух (которого, допустим, не было) то посильной задачей представляется именно развитие навыка определять одну ноту, а не 12. Одной ноты "до" - достаточно. Это некий
якорь, эталон  - все остальные ноты находятся тогда в системе координат, где точкой отсчета является "до".


Оффлайн Ravenbird

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 5046
  • Репутация: +529/-81
    • Behind The Mirror
Ну, я вот например, замечал (да и читал другие то же пишут), что:
допустим, берёшь гитару, ударяешь по самой тонкой струне (допустим, строй стандартный), и если строй чуток уполз (то есть получается не чистая Ми, а что-то другое) то сразу как-то режет уши; в принципе - мозг уже настолько привык к этому звуку, что определить его не составит труда
но говорит ли это об абсолютном слухе? наверно, без относительного это ничто

Оффлайн Hermit Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
они взамосвязаны, если абсолютный действительно есть

Оффлайн Понтий

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 190
  • Репутация: +2/-1
  • Карабистр


3) единственный метод который вызвал у меня доверие, и якобы давал результаты (сам метод подробно не описан), это метод основанные на развитии навыка определять на слух только одну ноту. В силу ряда понятных
причин - это нота до.

Да, даже была такая программка, развивающая навык определения ноты ДО.

Оффлайн Hermit Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
Да? Это было бы интересно ее найти, а то я уже сам намеревался сделать (но лень конечно).

Оффлайн Nikolaich

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 619
  • Репутация: +374/-95
  • северянин
http://music.kulichki.net/program/index.shtml
Сюда гляньте.           Ike's ear tuner
Это демо версия, кряка я так и не нашел

Оффлайн Понтий

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 190
  • Репутация: +2/-1
  • Карабистр
Не помню, как называлось, что-то стандартное типа Pitch/Ear Master/Train(er)/Builder

Но вообще можно просто сделать самому. В Миди редактор забить ноту с интервалом 3-5 минут нот от балды, но чтоб до была чаще всех. можно сначала сделать всего две ноты, соль+до (в одной октаве), потом усложнять до 12-ти.
И сидеть, испуганно ожидая (желательно в паузах "отвлекаться" и не тянуть предыдущую ноту до появления следующей  :D  ).

Оффлайн Engel

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 379
  • Репутация: +15/-8
Цитировать
Одной ноты "до" - достаточно. Это некий
якорь, эталон  - все остальные ноты находятся тогда в системе координат, где точкой отсчета является "до".
Ну, тогда надо знать звучание примерно 5-6 нот до в разных октавах, потому как бывают случаи, когда от одной до "считать" далековато, ухо не справляется.
Мы со знакомой девушкой-вокалисткой как-то раз в училище проводили эксперимент. Она отлично слышала камертонную ля (440 Hz), так как всю жизнь настраивалась по ней и распевалась в ля-миноре. Она даже могла в любой момент без предварительной настройки чисто спеть эту ля, а так-же 7-8 прилежащих нот. А вот дальше уже начинались проблемы, причем очень даже большие.

Оффлайн Понтий

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 190
  • Репутация: +2/-1
  • Карабистр
Так через октаву спеть, и уже оттуда ориентироваться что, нелбзя?

Оффлайн Engel

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 379
  • Репутация: +15/-8
Экспериментально проверено - не получается (не могла она правильно назвать ноты, расположеные далеко от ля). Хотя относительный слух у девушки прекрасно развит.

Оффлайн Nuno

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 757
  • Репутация: +16/-6
  • Зарегистрированный
    • http://
 Есть курс развития абсолютного слуха. Автор David Lucas Burge. Курс состоит из нескольких (около 15 кажется) аудиозанятий и книги. У самого автора абс. слух не врожденный, а приобретенный. Насколько его методика действенна существуют разные точки зрения. За отправную точку автор берет не "до", а "фа-диез" - эта нота наего взгляд звучит очень отлично от других. Несколько первых занятий посвящены сравнению этой ноты с нотой "ми-бемоль" - по ощущению автора нота F# - резкая, вибрирующая, а Eb - мягкая, матовая - и т.д... - что-то в этом роде... Каждая нота имеет свою окраску, свой цвет - не в буквальном понимании, разумеется.
 То что человек может узнавать одну ноту (верхнюю "ми" на гитаре, или камертонное "ля"), а остальные ноты достраивать - это не абсолютный слух. Октава также не играет роли - для человека с абсолютным слухом "ля" это "ля" - в любой октаве.
 Для себя я понял так, что в принципе, при желании развить абс. слух реально (насколько это нужно - уже другой вопрос). Основная фишка - по другому СЛУШАТЬ ноты. не знаю, насколько понятно я выражаюсь... это как если мы привыкли смотреть на что-то спереди, а нужно посмотреть сверху :)

Оффлайн Engel

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 379
  • Репутация: +15/-8
Цитировать
по ощущению автора нота F# - резкая, вибрирующая, а Eb - мягкая, матовая - и т.д...

Самневаюсь в эффективности такого подхода, так как у разных людей разные ассоциации со звуком. Для меня F# - глубокая, бархатистая.

Оффлайн Nuno

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 757
  • Репутация: +16/-6
  • Зарегистрированный
    • http://
а ты - абсолютчик?

Оффлайн Engel

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 379
  • Репутация: +15/-8
Нет. Я кстати немного поспешил с ответом. Просто после твоего поста сыграл себе несколько нот, в том числе F# первой октавы и попытался охарактеризовать их звучание. Но вот в чем проблема: ноты F# в других октавах звучат для меня иначе.

Оффлайн Snusmumr

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 148
  • Репутация: +11/-10
вопрос в другом... а нужен ли вообще музыканту абсолютный слух? в смысле является ли это качество обязательной и отличительной особенностью хорошего музыканта? мне кажется, что гораздо важнее развить хорошо относительный и четко "слышать" интервалы.