Автор Тема: Почему нотная запись не популярна в лёгкой музыке?  (Прочитано 5783 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8249
  • Репутация: +1845/-248
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Нотная запись нужна для точности воспроизведения замысла композитора, в этом её изначальнаое предназначение. В этом смысле игра по слуху не точна всегда.
Пишет композитор некую второстепенную партию, закончил: "Ну где-то так", а исполнители потом "в точности воспроизводят замысел". :)

... и добавил:

MrLf,  Игра получается механистической и при достаточной технике. Какая нужна техника, чтобы сыграть одноголосную мелодийку из пяти нот?  Проблема тут в другом.  Руки никогда не сделают правильно тогда, когда голова не дает им компанды, когда в голове нет звучания образца.
Иногда играю какую-нибудь партийку и очень радуюсь, когда удаётся поймать "фил", чувство того, как правильно должно звучать произведение.
« Последнее редактирование: Октября 24, 2016, 13:43:44 от Rolly »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7814/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Пишет композитор некую второстепенную партию, закончил: "Ну где-то так", а исполнители потом "в точности воспроизводят замысел". :)
Ну и что? Композитор может за кусок хлеба на коленке написать то, что войдёт в века потом. И наоборот.

... и добавил:

Иногда играю какую-нибудь партийку и очень радуюсь, когда удаётся поймать "фил", чувство того, как правильно должно звучать произведение.
Уверен, что все пойманные филы имеют рациональные объяснения. То есть фактически, технические объяснения. Когда объяснить легко, люди объясняют, когда трудно — закатывают глазки и говорят о филах, только в этом и разница.
« Последнее редактирование: Октября 24, 2016, 14:04:05 от MrLf »

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8249
  • Репутация: +1845/-248
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
MrLf, объяснить можно, но рациональнее использовать понятие типа "сыграй с таким чувством". Ввиду способности людей к эмпатии это успешно практикуется.

... и добавил:

Ну и что? Композитор может за кусок хлеба на коленке написать то, что войдёт в века потом. И наоборот.
А то. Композитор мог выбрать не точно отражающее замысел, а подходящее к замыслу достаточно хорошо. Т.е. это может быть тоже отчасти схематичная запись.
« Последнее редактирование: Октября 24, 2016, 14:13:47 от Rolly »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro

Я делал интервью с Э. Артемьевым ничего в ноты он сейчас не записывает, хотя сочиняет для оркестра. Все делается в Logic на виртуальных инструментах.. Потом нажимается кнопка и программа выводит на принтер нотный текст (в виде партитуры и отдельно для каждой партии). Программирование идет в строгом квантайзе, без филов и грувов, чтобы печать нот была корректной. Понятно, что перед печатью ноты редактируются, так как миди ноты не всегда корректно могут отражаться в виде нот. И программировать для печати нужно уметь (там есть нюансы).
Так что для фиксации своих идей и даже более есть гораздо эффективные способы.

Но по сути разговора - все кому нужны ноты, изучили эту тему в той степени, в которой она им нужна, в основном для обучения (для разбора партий).  Програмные редакторы вообще снимают все вопросы, так как все можно послушать и разобраться можно даже без особых знаний нотной грамоты.

Однако вопрос исполнительства это не решает. Зрителям в зале по барабану "знает" музыкант ноты или нет.



Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7814/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
ничего в ноты он сейчас не записывает
...
Понятно, что перед печатью ноты редактируются
Это и означает, что в ноты всё записывают, только чуть более технологичным способом.

... и добавил:

Зрителям в зале по барабану "знает" музыкант ноты или нет.
Зрителям в зале вообще много чего по барабану, почти всё, кроме того, что они развлекаться пришли, например.

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2473
  • Репутация: +3979/-7
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Я делал интервью с Э. Артемьевым ничего в ноты он сейчас не записывает, хотя сочиняет для оркестра. Все делается в Logic на виртуальных инструментах..
Ну в лоджик то он с миди клавиатуры ноты вводит?

Оффлайн Sechet

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 794
  • Репутация: +229/-5
Опять же, возвращаясь к написанию партитуры. Есть гении и в прямом и переносном смысле, которые выписывают все всем инструментам партитуру, саксофону, бас-гитаре, барабанам. И другим инструментам. В результате, если композитор или аранжировщик хорош в своей профессии, все получается красиво по музыке. И для исполнения этой музыки ему не нужны музыканты с индивидуальностью. Ему нужны «посредники», которые играют максимально близко к тексту.

Такие в природе существуют. Они как операторы станка, жмут на нужные кнопки вовремя. Такой подход дает композитору или аранжировщику контроль и понимание, того, что все звучать будет как задумывалось.

Но при таком методе можно и потерять возможность того, что могут привнести в произведение музыканты исполнители со своим стилем. Ни один композитор не напишет басовую линию так как ее сыграл бы Жако Пасториус ил Дейв Вейкл за барабанами.

Когда готовится проект, определяется стиль произведения. Если есть возможность, подбираются музыканты для исполнения этой музыки. К примеру если взять фанк, на барабаны можно позвать Девида Гарибалди, на бас — Маркуса Миллера. И посмотреть, что из этого получится.

За частую в малобюджетных проектах или просто в проектах давай поиграем что-нибудь, зовут гитариста, который на Мальмстине всю жизнь сидит, типа крутой чувак, и просят играть его блюз в стиле Стива Рея. А потом говорят, что чувак то не так и хорош, а прямо говоря вообще играть не умеет.

Так вот, если у композитора есть пожелания к приглашенным музыкантам, выписываются просто штрихи ритмические, синкопы там всякие в определенных местах партитуры, а остальное на усмотрение музыкантов.

У композитора или дирижера есть «дирекцион», где выписаны основные линии произведения. Его как правило достаточно, чтобы произведение не забыть и с него же можно сделать и аранжировку или выписать партии для особо одаренных.

Поэтому смысл записывать все в ноты теряется.

Ну и самое главное. Нотная запись, это способ сохранить произведение в то время когда не было других возможностей. Звукозапись еще не изобрели. Теперь, когда есть запись, тебе дают трек и снимай все сам.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7814/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
В результате, если композитор или аранжировщик хорош в своей профессии, все получается красиво по музыке. И для исполнения этой музыки ему не нужны музыканты с индивидуальностью. Ему нужны «посредники», которые играют максимально близко к тексту.
Это ошибка. Музыкант с индивидуальностью нужен всегда, абсолютно всегда.

... и добавил:

Ну и самое главное. Нотная запись, это способ сохранить произведение в то время когда не было других возможностей. Звукозапись еще не изобрели. Теперь, когда есть запись, тебе дают трек и снимай все сам.
Это тоже ошибка. Съём всегда будет неточным (за исключением самого примитивного материала). И ноты нужны (и исторически появились) именно для преодоления этого.
« Последнее редактирование: Октября 24, 2016, 14:50:06 от MrLf »

Оффлайн Sechet

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 794
  • Репутация: +229/-5
Это ошибка. Музыкант с индивидуальностью нужен всегда, абсолютно всегда.

... и добавил:
Это тоже ошибка. Съём всегда будет неточным (за исключением самого примитивного материала). И ноты нужны (и исторически появились) именно для преодоления этого.
В практике как раз все наоборот. Не стоит фантазировать и опираться на как оно было бы. Я описал как есть.

Ты приходишь в коллектив, тебе дают партитуру и ты должен играть как написано. Если дирижер тиран. И всем по барабану и вообще расстрел если ты восьмые оттягиваешь.

А если в эстрадный коллектив, хоть рок, блюз, попса, дают кассету, диск, флешку с программой и говорят когда первый прогон. Если налажал в съеме не критично на прогоне или сам поймешь или поправят. Если критично, скажут больше не приходить. Вот вся правда жизни.

Остальное демагогия как могло бы быть.

... и добавил:

Здесь речь не идет о сложных формах для симфонического оркестра. Хотя Лучано Паваротти как то справлялся не зная нот.
« Последнее редактирование: Октября 24, 2016, 15:01:37 от Sechet »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7814/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Ты приходишь в коллектив, тебе дают партитуру и ты должен играть как написано. Если дирижер тиран. И всем по барабану и вообще расстрел если ты восьмые оттягиваешь.

А если в эстрадный коллектив, хоть рок, блюз, попса, дают кассету, диск, флешку с программой и говорят когда первый прогон. Если налажал в съеме не критично на прогоне или сам поймешь или поправят. Если критично, скажут больше не приходить. Вот вся правда жизни.
Правда жизни — она в том, что любой музыкант должен быть индивидуальностью (вообще любой), а расстрел за оттягивание восьмых возможен всегда, в т.ч. и в эстрадном коллективе (если руководитель тиран ;D).

Тут разговор о нотах. Ноты нужны там, где нужна точность, а точность может понадобиться в разных случаях и жанрах.

... и добавил:

Кстати, а есть писатели, которые сразу аудиокниги пишут? Должны быть, наверное :)
« Последнее редактирование: Октября 24, 2016, 15:17:55 от MrLf »

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8249
  • Репутация: +1845/-248
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Кстати, а есть писатели, которые сразу аудиокниги пишут? Должны быть, наверное :)
Как насчёт театра? :hitrez:

Оффлайн Greenorme

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 666
  • Репутация: +165/-8
Вот про аудиокниги - хороший пример. Писать и печатать сейчас все умеют, причем довольно быстро, поэтому вряд ли кто захочет так извращаться.
Только в древности, может, и были, те, кто говорил "Не нужна нам эта ваша грамота. Всю жизнь без нее обходились." И из уст в уста все передавали.

Хотя журналисты, когда берут интервью иногда записывают его на диктофон, а потом сидят, расшифровывают запись. Гемор тот еще, наверное. Но там это вынужденная мера. Писателю такого не надо.

... и добавил:

Как насчёт театра? :hitrez:

Так актеры то роли как учат? По бумажке.  :)
Я представляю себе картину. Приходит актер в театр, а ему говорят: вот тебе аудио запись с нашего спектакля, по ней свою роль учи.  :crazy:
« Последнее редактирование: Октября 24, 2016, 15:40:36 от Greenorme »

Оффлайн Sechet

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 794
  • Репутация: +229/-5
Тут разговор о нотах. Ноты нужны там, где нужна точность, а точность может понадобиться в разных случаях и жанрах.

Вот и ответили на свой вопрос. Какая точность в эстрадной музыке. Каждый раз как первый.

А вообще уже не диалог, а спор ради спора начинается. Как писатели пишут. А как тогда инженеры, сразу детали отливают?

Обычно, хотим мы этого или нет, все происходит так как диктует жизнь. На сегодняшний день в легких жанрах ноты не пишут. Так сложилось. Бывают исключения.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
MrLf, Все же не понятно о чем спор... И вообще что этой темой вы хотите сказать.
Всем понятно, что в классике нужны ноты, как и оркестровым музыкантам на эстраде (или для разбора партий в учебных целях). В малых составах, в легкой музыке без них можно обойтись, так как играют все по памяти и относительно свободно. Поп-музыка, любая массовая музыка,  это фольклор. Поэтому ноты там не используются за ненадобностью (их мало кто знает вообще).
Раньше фольклоре передача информации была "из уст в уста", сейчас это аудио формат.

Никто партии ансамблей не расписывает. Приходя в группу новому человеку дают кассету и вперед! Хочешь сам записывай, если тебе это удобно (что делают басисты часто). Гитаристы в лучшем случае цифровую или буквенную гармонию. Крайне редко туттийную партию (если это джаз-рок или близкое к оркестру).

Сочиняют музыку также. Никто в ноты ничего не записывает. У всех есть миди-редактор и миди-клавиатура. И это не запись нот. Это игра партий, которую можно представить в виде нот, а можно и виде графика или кубиков на сетке.

На запись музыканту присылают миди-демо (или аудио демо) Хочешь посмотри  партии в нотах (или графически)... Кому как удобно. Знание и умение играть по нотам никак не влияет на конечную запись. Более того, многие композиторы просят придумать свое соло, свою гитарную партию, так как гитарист это может сделать лучше чем пианист-композтор. И для барабанов также. Барабанщики если опытные и профессиональные лучше знают как сыграть свою партию. Поэтому композиторы обозначают общий стиль, не вдаваясь в детали. Точные партии выписывают, а импровизационные не пишут. Музыканты сами знают что играть.
Так все и происходит в реальной жизни. А фантазии на этот счет и выдавать желаемое за действительное и находить какие -то свои объяснени фактам из своего опыта (занятий классической гитары) не даст толка.

Любая вещь объясняется необходимостью и целесообразностью. И притягивать за уши целесообразность, если ее нет, нет смысла. Если человек не может снять партию в песне на трех аккордах, и ему нужны ноты (для точности), то он просто проф. непригоден (для данного жанра). Его меняют на того, что это делает быстро и легко.
Также и на репетиции все придумывают себе партии сами. Автор песни задает только общую конву.
И новые люди, придя в коллектив, зачастую снимают игру предыдущего музыканта (если требуется точность). Я снимал партии Жени Хавтана, придя к Сюткину, так как эти партии выверены и без них песня звучит по-другому. А многие играют свои партии (как Стив Морс, придя в DP), не стал играть соло Блекмора (который сам на концертах играл каждый раз по-новому). Понятно, что на ноты Блекмор не записывал ничего. Это сделали транскрайберы для начинающих, кто учится играть на гитаре.
В любом случае знание нотной грамоты и умение играть по нотам не помешает. Но это дело личное. Это в легкой музыке никак не дает форы. Фора это зрители в зале и их восторженные отзывы.
« Последнее редактирование: Октября 24, 2016, 16:50:57 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Greenorme

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 666
  • Репутация: +165/-8
Я могу объяснить, почему лично меня эта тема так зацепила.

Сразу скажу, я не профи, а любитель. Поэтому играю с такими же любителями. И тот факт, что люди упорно не желают записывать материал хоть в каком-нибудь визуальном формате, сильно усложняет работу при взаимодействии с ними. Поэтому невольно возникает желание убедить побольше народу, что ноты - это не лишняя заумность, а реально удобная и полезная штука, сильно упрощающая процесс. Понятно, конечно, что от форумных дискуссий ситуация в целом не изменится, но в целом, кто знает, может мы и доживем до той светлой поры, когда запись рок-группами своего материала в миди форматах с отображением нот и табов станет не исключением, а стандартной практикой, подобно записи текстов буквами.

Однажды мне довелось прослушиваться в одну группу, где участники были активными сторонниками использования гитар про. Мне прислали файл с моей партией, я ее быстро разобрал, на следующий день приехал к ним на репу и мы впервые увидевшись с ходу сразу все сыграли. Не потратили ни единой лишней минуты на разборы, подгонку и т.д. В группу меня в итоге, к сожалению, не взяли (им требовался музыкант более высокого уровня), но мне очень понравилось, насколько четко, взвешенно и грамотно у них все было организовано, хотя группа была любительская.
И больше я с таким подходом, увы не сталкивался ни разу. Все остальные предпочтали либо присылать на съем какие то жуткие неудобоваримые аудио файлы либо по пол-репы объяснять на пальцах, что именно они от меня хотят. У людей порой даже нет понимания того, что такое такты и длительности. Они считают песню кусками риффов, которые могут быть разный длины. Из-за этого хрен поймешь, что за чем идет и сколько раз. Меня это реально задолбало.