GreebossНо Вы же сами понимаете, что слово Доминанта в контексте ладовой музыки - это условность. Это означает просто "неустой". Поэтому полностью переносить на ладовую музыку всю систему понятий тональной музыки не получится. Только с большой натяжкой.
Можно говорить о неких аналогиях, чтобы позволить тональному слуху ориентроваться в гармонических соотношениях ладовой музыки.
Однозначности нет - одни называют Bb в До мажоре двойной субдоминантой, другие аккордом миксолидийского лада. Я предложил называть его условно "мягкой миксолидийской доминантой", так как этот аккорд параллелен минору на 5 ступени (Gm в До), а это сфера доминанты.
такое понимание позволило мне слышать определенным образом этот Bb и заменять им обычную доминанту, там, где мне не хочется слышать ее прямолинейное однозначное звучание.
Тогда какие "доминанты" будут в С дорийском, С лидийском, С локрийском?
И чем руководствуются (по каким правилам) при определении условных доминанты и субдоминанты в различных ладах?
Таким образом, с учетом, того, что я написал выше в дорийском До - Dom=Bb, S=F, в лидийском условная Dom=G (в лидийского ладу, вообще-то, проблема с доминантовостью, такова его особенность
), а S=D... Ну и тд. А у локрийского проблема с тоникальностью
То же самое с субдоминантами. Просто представь два треугольника: F(d)-C(a)-G(e) (До - вершина), а второй треугольник S-T-D и, совместив их, вращай второй, поочередно располагая T под F,C,G. Если тоника напротив С(a), то имеем традиционную функционально-гармоническую систему. Если напротив G(е) - миксолидийско-фригийскую, F(d)=T, то имеем соотношения условных функций в лидийско-дорийском ладах.
Вообще все это работает только частично. С одной стороны это можно использовать в чисто ладовой музыке. там просто будет устой+плюс характерный аккорд лада - неустой (фриг: Cm-Db(bь), дор: Cm-F(d), микс: С-Bb(g), лидийский: С-D(h).
C другой стороны характерные аккорды "народных" ладов можно добавлять как краски в традиционный тональный мажоро-минор. Тогда в обычном миноре появляются красочные гармонии - мажорная субдоминанта или типа, "неаполитанский" аккорд, минорная доминанта в мажоре (при условии, что это не отклонение) и тд...
Тогда эти аккорды можно толковать с точки зрения, как ладовых красок, так и рассматривать их некую функциональность в гармонических последовательностях традиционной фукционально-гармонической системе мажоро-минора. Конечно, не надо рассматривать в гармонических стандартах классического джаза, где сплошные ii-V-I, а в скорее в роковом "неоромантизме".
Это то, что касается ладов.
Но в предыдущем посте я говорил о сопосталении далеких тональностей. Грубо говоря, берется пара аккорда отсюда - один-два оттуда. Получаются так:
(нисходящее поступенное движение)
|[C |G/H |Bb| Am| Ab| G|Gm |F |Fm | C/E|Eb|D|Db| C ]|
Или с указанием тональностей - мажор-минор:
[C:]C-G/H [Cm:]Bb [C:]Am [Cm:]Ab [C:]G [Cm:]Gm [C:]А [Cm:]Fm [C:] C/E [Cm:]Eb [Cлид:]D [Cm-фриг:]Db [С:] C