Автор Тема: Принципы построения гармоний  (Прочитано 4177 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ace.3000 Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 71
  • Репутация: +0/-4
Принципы построения гармоний
« : Января 24, 2008, 13:35:45 »
Хотелось бы узнать об этом. К примеру взял один аккорд, а для определенной части песни нужно больше, но в голове я следующий аккорд не слышу. Как его найти?  Ссылки на бесплатное чтиво и ответы с примерам в этой теме приветствуются.

Оффлайн GrimGOR

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4355
  • Репутация: +849/-218
  • Недалекий человек
Re: Принципы построения гармоний
« Ответ #1 : Января 24, 2008, 13:37:57 »
Хм. А как ты себе это представляешь? Алгоритм написания музыки? А алгоритм написания картин не рассказать? Изучай гармонию уже написанных произведений. Делай выводы из понравившихся композиций...

Оффлайн eXploder

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7346
  • Репутация: +1381/-712
Re: Принципы построения гармоний
« Ответ #2 : Января 24, 2008, 13:46:50 »
GrimGOR: ну есть же алгоритм TSDT

Оффлайн Gladiatorrr

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6345
  • Репутация: +1485/-58
  • Иди, побюнгай.
Re: Принципы построения гармоний
« Ответ #3 : Января 24, 2008, 13:57:04 »
ace.3000:
Обычно я в таких случаях мелодию пою про себя, и там, где необходим аккорд, слушаю, какая нотка в мелодии, и строю аккорд на нее. Сообразуясь с общими законами голосоведения, конечно, тут сольфеджио надо читать.

Оффлайн Gladiatorrr

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6345
  • Репутация: +1485/-58
  • Иди, побюнгай.
Re: Принципы построения гармоний
« Ответ #4 : Января 24, 2008, 13:58:43 »
А вообще нотка на аккорд может и не ложиться, быть проходной. Автор, юзай поиск на тему "Законы построения классической/джазовой гармонии"

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 14028
  • Репутация: +8163/-336
  • любитель внести сумятицу
Re: Принципы построения гармоний
« Ответ #5 : Января 24, 2008, 15:18:38 »
Хотелось бы узнать об этом. К примеру взял один аккорд, а для определенной части песни нужно больше, но в голове я следующий аккорд не слышу. Как его найти?  Ссылки на бесплатное чтиво и ответы с примерам в этой теме приветствуются.
Если со слухом всё в порядке, то если тональность не меняется попробуй надстройки подобрать, добавить ступени в этом же аккорде.

Оффлайн Фар Прин

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 271
  • Репутация: +251/-57
  • Сбылась мечта...
Re: Принципы построения гармоний
« Ответ #6 : Января 24, 2008, 17:15:04 »
А у меня другая проблема:я слышу в голове следующий аккорд,а вот подобрать его не могу...Преподу объяснял,он говорит,что такое оч редко встречается.с абсолютным слухом связано

Оффлайн eye

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 7994
  • Репутация: +1302/-30
  • xxx
Re: Принципы построения гармоний
« Ответ #7 : Января 24, 2008, 18:09:47 »
Хотелось бы узнать об этом. К примеру взял один аккорд, а для определенной части песни нужно больше, но в голове я следующий аккорд не слышу. Как его найти? 
Для начала разберись , выпиши, какие аккорды находятся на ступенях мажорного и минорных ладов. При чем для натурального, гармонического, миксолидийского и лидийского мажоров и для разных видов минора (натурального, гармонического, дорийского, фригийского).
Добавь доминанты к каждому аккорду на ступени лада. А перед ней субдоминанту... :)
Построй мажорные аккорды на ступенях пентатоники.
Потом совмести аккорды одноименной (С, Сm) и однотерцовой тональностей (Am, Ab). Потом объедени все.  Пробуй заменять миноры на мажоры.
Выбирай из того, что получилось.

А есть более простой и приятный способ (и возможно лучший и более правильный для начала):
просто бери разные аккорды и прислушивайся к себе внутри - нравится-ненравится, отвечает, резонирует? Когда найдешь что-то необычное и подходящее - испытаешь кайф.

Оффлайн Brulic

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 68
  • Репутация: +138/-21
  • Alhambra 2C
Re: Принципы построения гармоний
« Ответ #8 : Января 24, 2008, 19:04:36 »
Потом совмести аккорды одноименной (С, Сm) и однотерцовой тональностей (Am, Ab). Потом объедени все. 

вот эту фразу вообще не поняла...объясните, пожалуйста, доходчиво

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 14028
  • Репутация: +8163/-336
  • любитель внести сумятицу
Re: Принципы построения гармоний
« Ответ #9 : Января 24, 2008, 21:22:41 »
Отвечу за автора  ::): Можно по секундам разбить, можь и не вкусно получится но так сделать можно

Оффлайн eye

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 7994
  • Репутация: +1302/-30
  • xxx
Re: Принципы построения гармоний
« Ответ #10 : Января 25, 2008, 02:11:28 »
Brulic:
Аккорды в одноименных До мажоро-миноре:
С Dm Em  F G Am Bdim (dim'ы везде лучше заменить на секстаккорды Bdim=G/B)
Cm Ddim (Bb/D) Eb Fm Gm Ab Bb
Объединяем мажор и минор:
С Dm (Bb/D) Eb Em F Fm G Gm Ab Am Bb G/B

Это основной материал.
А вот другие сочетания тональностей, расширяющие С-Am
(я не рассматриваю здесь стандартные отклонения в ближайшие тональности)

Однотерцовые Am и Ab
Am Bdim C Dm Em F  G
Ab Bbm Cm Db Eb Fm Gdim

Одноименные  Am и A
Am Bdim C Dm Em F  G
A Bm C#m D E F#m G#dim

Однотерцовые C и C#m
С Dm Em  F G Am Bdim
C#m D#dim E F#m G#m A B

Однотерцовые Cm и B
Cm Ddim Eb Fm Gm Ab Bb
B C#m D#m E F# G#m A#dim

Полная система для С-Am
C Db Dbm Dm D Eb Ebm Em E F Fm F#m F# G Gm Ab Abm  Am A Bb Bbm B Bm

Казалось бы можно было бы просто сказать - да, играй любые аккорды! Проблема в том, чтобы слышать и понимать их во взаимосвязи, тогда звучание не покажется левым, а приобретет смысл, ладовое пространство, в котором движется гармония.

Пример использования RHChP Кода в Sir Psycho Sexy :
(слушать, начиная с 5:12)
|[ Em |Eb |Bb |D |Ab |Cm |Ab |G ]| тональности Em-Eb-Cm-G

для анализа я транспонировал в Am-C:
|[ Am |Ab |Eb |G |Db |Fm |Db |C ]| тональности Am-Ab-C

Ron Thal - Sweetmeat (почти везде квинты - полные аккорды собраны по контексту)

|[:  Am |Ab |Am|Ab|C/G|D/F#|Ab |Am]| C | D/F#|Ab | Am|
|| C F# | F  |Am | Ab | C F# | F  |C F# | F | Ab | B (H) | E5|


Nuno Bettencourt - "Crave"


|[: E C#m | G#m A :]| E  G#m| A ||
||E G#| C#m A | E G |F# F | E G#| C#m A | E G#| C#m A |...
припев по До мажору для анализа:
||С E |Am F |C Eb|D Db |...

ну и тд

Evanessence - Call Me When You're Sober

Тоже мажоро-минор. Писать гармонию не буду - сами, кому интересно.
« Последнее редактирование: Января 25, 2008, 03:18:00 от eye »

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 14028
  • Репутация: +8163/-336
  • любитель внести сумятицу
Re: Принципы построения гармоний
« Ответ #11 : Января 25, 2008, 02:52:16 »
EYE: Как всегда риспект Вам за выдержанность и обстоятельность. У Канта если не ошибаюсь есть изречение в переводе на русский: "Это важно, но неверно". По немецки читается как парадигма. Вы этим не грешите и аргументы Ваши всегда подкреплены собственными познаниями.Абсолютно не сомневаюсь что всё это лично Вами проверено.

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2634
  • Репутация: +143/-46
Re: Принципы построения гармоний
« Ответ #12 : Января 25, 2008, 11:24:57 »
eye:, очень интересная и полезная информация! + 1 ! :)

Но только вот мне всё-же не понятно с условными доминантами и субдоминантами в ладовой (фонической?..) музыке?

Если строить от ноты С, то доминанты:

1) С миксолидийский: I - b VII
т.е. тоника С - условная доминанта Bb (или B, в зависимости, в какой системе записи рассматриваем, в американской джазовой, или в русской класической... :)  ).

2) С фригийский: I - b II
Сm тоника - Db условная доминанта.

Тогда какие "доминанты" будут в С дорийском, С лидийском, С локрийском?
И будут ли условные доминанты в С ионийском и С эолийском совпадать с доминантами основанных на функциональных связях До мажора и До минора?

Субдоминанты. Опять же , если строить от ноты С, чтобы было наглядно.

Знаю только С лидийский. I - II
C  тоника - D  субдоминанта.

Как быть с улсовными субдоминантами в С фригийском, С локрийском, дорийском, миксолидийском, ионийском, эолийском?

И чем руководствуются (по каким правилам) при определении условных доминанты и субдоминанты в различных ладах?

Сорри, что много вопросов... Но очень интересно получить на них ответы!!! А то они меня давно грызут уже, покоя просто нет... :)

Оффлайн eye

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 7994
  • Репутация: +1302/-30
  • xxx
Re: Принципы построения гармоний
« Ответ #13 : Января 25, 2008, 14:30:50 »
Greeboss
Но Вы же сами понимаете, что слово Доминанта в контексте ладовой музыки - это условность. Это означает просто "неустой". Поэтому полностью переносить на ладовую музыку всю систему понятий тональной музыки не получится. Только с большой натяжкой.

Можно говорить о неких аналогиях, чтобы позволить тональному слуху ориентроваться в гармонических соотношениях ладовой музыки.
Однозначности нет - одни называют Bb в До мажоре двойной субдоминантой, другие аккордом миксолидийского лада. Я предложил называть его условно "мягкой миксолидийской доминантой", так как этот аккорд параллелен минору на 5 ступени (Gm в До), а это сфера доминанты.
такое понимание позволило мне слышать определенным образом этот Bb и заменять им обычную доминанту, там, где мне не хочется слышать ее прямолинейное однозначное звучание.

Цитировать
Тогда какие "доминанты" будут в С дорийском, С лидийском, С локрийском?
Цитировать
И чем руководствуются (по каким правилам) при определении условных доминанты и субдоминанты в различных ладах?

Таким образом, с учетом, того, что я написал выше в дорийском До - Dom=Bb, S=F, в лидийском условная Dom=G (в лидийского ладу, вообще-то, проблема с доминантовостью, такова его особенность  :) ), а S=D... Ну и тд.  А у локрийского проблема с тоникальностью :)

То же самое с субдоминантами. Просто представь два  треугольника:  F(d)-C(a)-G(e) (До - вершина), а второй треугольник S-T-D и, совместив их, вращай второй, поочередно располагая T под F,C,G. Если тоника напротив С(a), то имеем традиционную функционально-гармоническую систему. Если напротив G(е) - миксолидийско-фригийскую, F(d)=T,  то имеем соотношения условных функций в  лидийско-дорийском ладах.

Вообще все это работает только частично. С одной стороны это можно использовать в чисто ладовой музыке. там просто будет устой+плюс характерный аккорд лада - неустой (фриг: Cm-Db(bь), дор: Cm-F(d), микс: С-Bb(g), лидийский: С-D(h).

C другой стороны характерные аккорды "народных" ладов можно добавлять как краски в традиционный тональный мажоро-минор. Тогда в обычном миноре появляются красочные гармонии - мажорная субдоминанта или типа, "неаполитанский" аккорд, минорная доминанта в мажоре (при условии, что это не отклонение) и тд...
Тогда эти аккорды можно толковать с точки зрения, как ладовых красок, так и рассматривать их некую функциональность в гармонических последовательностях традиционной фукционально-гармонической  системе мажоро-минора. Конечно, не надо рассматривать в гармонических стандартах классического джаза, где сплошные ii-V-I, а в скорее в роковом "неоромантизме".

Это то, что касается ладов.
Но в предыдущем посте я говорил о сопосталении далеких тональностей. Грубо говоря, берется  пара аккорда отсюда - один-два оттуда. Получаются так:
(нисходящее поступенное движение)

|[C |G/H |Bb| Am| Ab| G|Gm |F |Fm | C/E|Eb|D|Db| C ]|

Или с указанием тональностей - мажор-минор:

[C:]C-G/H [Cm:]Bb [C:]Am [Cm:]Ab [C:]G [Cm:]Gm [C:]А [Cm:]Fm [C:] C/E [Cm:]Eb [Cлид:]D [Cm-фриг:]Db [С:] C


« Последнее редактирование: Января 25, 2008, 14:35:10 от eye »

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2634
  • Репутация: +143/-46
Re: Принципы построения гармоний
« Ответ #14 : Января 25, 2008, 14:50:28 »
eye, спасибо! Очень познавательно!
Теперь надо будет дома это всё опробовать применительно к гитаре!