eye, Данная гармония была приведена чтобы обозначить подход - в одном случае лад воспринимается как натуральный минор, в другом как переход из эолийского лада во фригийский.
Сложность вопросов тональности/модальности состоит в том, что мы c детства начинаем изучать лады после мажора и минора под аккомпанемент терцовых аккордов. А в терцовой структуре не все лады проявляются, а некоторые вообще невозможно употреблять на практике (локрийский например).
Поэтому для игры в ладах (при изучении ладов) нужно менять подход к аккомпанементу. Самый простой способ полноценно ощутить лады (как мелодическую конструкцию) это играть их только с басом (без привычных для мажора/минора аккордов).
Именно поэтому в модальном джазе в аккомпанементе обычные (терцовые) аккорды используются редко. В основном кварто-квинтовые, которые не вызывают чувство функции в гармонии. Они просто поддерживают лад.
В квинто-терцовой структуре, играя гамму терцовыми аккордами от разных ступеней), любой лад уже по своему функционален, так как аккорды невольно складываются в систему. Смена аккордов от какой-либо тоники (кроме локрийского лада) не приводит к ощущению ухода в другой лад. Слух адаптируется к тонике и находится в системе. Поэтому и выражения появились, типа, "дорийская субдоминанта". То есть дорийский лад анализируется как особый вид минора (со своими функциями в системе). Конечно, эти функции весьма зыбки (в отличие от мажора и гармонического минора), но они отчетливо проявляются и невольно складываются в систему.
В чистом виде у модальной музыки есть только одна функция - тоника. И конкретное произведение развивается за счет смены тональных центров и соотвественно смены ладов. Играя лады с басом, без терцовых аккордов (которых в ранней модальной музыке не было), происходит четкое понимание ладового мышления.
Попробуйте сделать такой эксперимент. Записать Аккомпанемент аккордами |Am| |Em| |
Играя на этих аккордах слух находится в натруальном миноре (или одном эолийском ладе). Смена аккордов не приводит к ощущению смены лада. Вы только слышите смену функции аккомпанемента.
А потом попробуйте записать эту последовательность не аккордами, а просто одной нотой Ля (два такта), и Ми..... Далее поиграйте на ноте Ля эолийский лад (от Ля) и переходе на "МИ" перейти во фригийский от "Ми". Я уверен, что вы услышите смену лада. Такое же ощущение будет если играть аккомпанемент только квинтами.