Автор Тема: Разные лады и тональность  (Прочитано 5272 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн uzerPRO Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3502
  • Репутация: +495/-81
    • Гитарные видео: паяем примочки, тесты, обзоры и тп
Разные лады и тональность
« : Октября 14, 2015, 16:05:13 »
Приветствую, друзья!
Может кто сможет подсказать такую штуку:
Давно читал и немного использовал теорию ладовой относительности.
То-есть вот есть у нас тональность до мажор, ноты до-ре-ми-фа-соль-ля-си.
Если гармонизировать, то получаем последовательность аккордов C, Dm, Em, F, G, Am, Bdim.
Тут все понятно, аккорды строятся по 1-3-5(и иногда 7) ступеням гаммы до-мажор.
В теории ладовой относительности подразумевается играть на каждый аккорд этой последовательности свою гамму:
        C                           Dm                      Em                        F                                G                              Am                       Bdim
ионийский лад - дорийский лад - фригийский лад - лидийский лад - миксолидийский лад - эолийский лад - локрийский лад
То-есть мы играем всегда ноты этой тональности до-мажор и только смещаем тяготение к тонике.
И вот теперь, собственно, вопрос:
Такое рассмотрение только показывает откуда берутся эти лады и я могу любой минорный аккорд любой тональности обыграть дорийским ладом с соответствующим выходом некоторых нот из тональности?
Или все таки только Dm в тональности до-мажор(ля-минор)?
Заранее благодарю за ответы)

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7824/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #1 : Октября 14, 2015, 16:50:55 »
Такое рассмотрение только показывает откуда берутся эти лады и я могу любой минорный аккорд любой тональности обыграть дорийским ладом с соответствующим выходом некоторых нот из тональности?
Или все таки только Dm в тональности до-мажор(ля-минор)?
Из вышеизложенного следует, что дорийским ладом обыгрывается не любой минорный аккорд, а именно II ступени.
Минорный аккорд III ступени обыгрывается уже не дорийским, а фригийским, и т.д.
Тогда и "выхода некоторых нот из тональности" не будет.

Если же дорийским ладом обыгрывается "любой" минорный аккорд, то он немедленно начинает выглядеть как аккорд II ступени некоторой (соответствующей) тональности со всеми вытекающими. Напрмер, если в вышеизложенном примере на Em сыграть дорийский Ми, то весь звукоряд уедет из До-мажора в Ре-мажор, т.е. на два шага в сторону диезов (появятся Фа-диез и До-диез).

... и добавил:

P.S. рассуждаю чисто "умозрительно", ибо не импровизатор.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #2 : Октября 14, 2015, 17:03:37 »
Цитировать
Такое рассмотрение только показывает откуда берутся эти лады и я могу любой минорный аккорд любой тональности обыграть дорийским ладом с соответствующим выходом некоторых нот из тональности?
лады берутся не из тональности. Тональность - это и есть система, основанная на сильно централизованном  гармоническом ладу и функциональности, называемом натуральным мажором.
Другие натуральные лады (модальные) в этой системе как бы не могут работать, потому что им нужны определенные условия для реализации.
Поэтому, когда говорят "здесь в тональности До мажор, на аккорд Dm я играю дорийский, а на G7 - миксолидийский", это всего лишь техника мышления импровизатора, но не суть происходящего в реальности.
Но джаз, например, развивался таким образом, чтобы от тональной функциональности уйти в сторону модальности при обыгрывании аккордов. Как разрушить тональную гармонию описано в лидийской концепции ДЖ.Рассела.
А рок, он в большенстве случаев имеет склонность к модальной составляющей тональной гармонии.
Таким образом все зависит от того, насколько сильно влияние тональности, тонального центра на всю гармоническую последовательность и насколько данная гармоническая система допускает использование модального подхода. При чем часто это не внешний объективный фактор, а внутренний субъективный, т.е. зависит от того, насколько ваш слух позволит вам отойти от диктата натурального мажора и допустить "выход некоторых нот из тональности", насколько вы сможете представить тонально-функциональную последовательность модально-нефункциональной.

« Последнее редактирование: Октября 14, 2015, 17:06:10 от eye »

Оффлайн uzerPRO Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3502
  • Репутация: +495/-81
    • Гитарные видео: паяем примочки, тесты, обзоры и тп
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #3 : Октября 14, 2015, 17:31:19 »
eye,
Ой, как сложно( Но попробую разобраться.
Может есть что почитать более менее доступного?
Просто меня смущает что вот в том же ля-миноре советуют обыгрывать, например, Dm дорийским ладом, в котором все ноты ля-минора, но от ноты ре.
Вот я и пытаюсь понять как применять знание об этом ладе? Что на аккорд Dm в тональности ля-минор  мне нужно обыгрывать те-же ноты ля минора, но тяготеть к трем составляющим аккорда ре-минор и особенности к тонике? Или на какие-то другие аккорды тоже можно обыгрывать этот лад.
Хорошо бы разобраться с этим...

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #4 : Октября 14, 2015, 23:31:11 »
eye,
Ой, как сложно( Но попробую разобраться.
Может есть что почитать более менее доступного?
Эта тема плохо освещена, может, потому что в чем-то сложная. Много противоречий и путаницы в терминологии... Именитые теоретики понаговорили много, так что еще труднее стало разобраться.
Одна надежда на практику - снимать, играть, слушать, пробовать. Со временем начнете видеть (слышать) во всей музыке эти две стороны - фунциональность и звукорядность.

Цитировать
Что на аккорд Dm в тональности ля-минор  мне нужно обыгрывать те-же ноты ля минора, но тяготеть к трем составляющим аккорда ре-минор и особенности к тонике?
Именно так и делайте - играете те же ноты, но опорные звуки делаете другими, оттого и называете гамму иначе (не лад, а гамму)

Цитировать
Или на какие-то другие аккорды тоже можно обыгрывать этот лад.
Звукоряд Dm дорийского вы можете играть на минор, который не входит в тональность. Можете играть на гармоническую субдоминанту в мажоре и на натуральную в миноре.
Dm дор можете играть на Dm9, E7-9+5, Bm7-5, G13, Fmaj7+11, D7blues и даже, как альтерированный звукоряд, попытаться сыграть на Db7alt и B7alt. "Только среда обитания" должна быть соответствующей - если кто-то вам аккомпанирует в стиле AmDm, то не все подойдет.
В своей школе Пат Мартино играет фразы на основе дорийского минора на разные типы аккордов.

http://www.youtube.com/watch?v=uYQydGLN5yI

Оффлайн Ven

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 368
  • Репутация: +77/-2
  • не жалей костей!!!
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #5 : Октября 15, 2015, 20:28:02 »
Можно попробовать зайти с другой стороны. Спичками на клавишах зажимаем какой-либо аккорд и пилим на его фоне в тональностях, в которые он входит, периодически меняя их. Со временем слух начнёт привыкать и
будет выстраивать фразы из плавно меняющихся тональностей.
ЗЫ. Далее. Не надо циклиться на том, что например на акк. Dm импровизируем в C dur, или в F dur. На Dm прекрасно может прозвучать секвенция и в D dur.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #6 : Октября 15, 2015, 21:09:52 »
Цитировать
Спичками на клавишах зажимаем какой-либо аккорд
Почему спичками, а не нажать педаль сустейна? Как-то по-варварски...
Цитировать
какой-либо аккорд и пилим на его фоне в тональностях, в которые он входит, периодически меняя их.
Я понял, что вы хотели сказать, однако все же замечу - что отдельно звучащий аккорд - это еще не тональность. Так вы получите разные лады.

Цитировать
На Dm прекрасно может прозвучать секвенция и в D dur.

Такого не бывает, чтобы на фоне минора хорошо звучал мажор - это вы загнули ))
Разве что на басе играть...

Оффлайн uzerPRO Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3502
  • Репутация: +495/-81
    • Гитарные видео: паяем примочки, тесты, обзоры и тп
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #7 : Октября 15, 2015, 22:54:32 »
Просто получается что это самое своеобразное звучание 6 ладов не очень то слышно, когда мы играем в оригинальной тональности. Аккорд проходит быстро и ощущение тональности не успевает притянутся к играемому аккорду. И эти лады тогда звучат как обычный мажор или минор.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #8 : Октября 15, 2015, 23:12:14 »
И эти лады тогда звучат как обычный мажор или минор.
Так я об этом и говорил, что там нет ладов, есть обычный мажор и минор. Это только прием мышления - думать, будто вы игаете "лады".
Лады используются не в тонально-функциональной гармонии (где есть SDT), а в ладовой гармонии с маленьким количеством аккордов и функциональностью по типу Устой-Неустой.

Другое дело, если эта классическая функциональная гармония содержит "модализмы".

Но есть еще способ преобразовать стандартную тональную гармонию в полиладовую. Например, вместо тоники До брать лидийскую Cmaj7+11 и на каждый привычный аккорд играть иной, чем обычно лад. Тогда слух теряет тональные ориентиры и можно играть все, что хочешь ))
И лады начнут звучать.
Dm7 - Ре мин мелодический, G7 - Abm мелод или Cmaj7 - До лидийский

Оффлайн uzerPRO Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3502
  • Репутация: +495/-81
    • Гитарные видео: паяем примочки, тесты, обзоры и тп
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #9 : Октября 15, 2015, 23:38:20 »
Так...походу пора к Бойко записываться на уроки)
После 16 лет игры, кучи написанных, записанных треков, и десятков отыгранных концертов я таки сподобился разобраться в этом безобразии)

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #10 : Октября 16, 2015, 11:35:10 »
Попробую данную тему объяснить простым языком)))

Для того, чтобы лады (дорийский, фригийский....) и т.д. в тональности ощущались как соотвествующие лады, нужно чтобы каждая ступень мажора (или минора) позиционировалась как временная тоника (с соответствующим ладом). Пока этого ощущения не будет (перехода на новую тонику), то и лад не ощущается. В Cdur , играя дорийский от Dm, тоника (С) все равно будет главенствовать. Ступени (Dm, Em....) будут выполнять функции в тональности, где главным (общим) центром будет тоника .  Поэтому такую систему и называют тональностью. Все аккорды (и лады, которые на них строятся) "подчиняются" тонике.

Если же поменять принцип организации музыки и принимать каждый новый аккорд как новый тональный центр со своим ладом, то это будет модальный подход. Именно так и играли музыку до 16-17 века. На тональном центе ДО играли по ионийскому ладу, при смене тонального центра на Ми, переходили на фригийский от МИ.  Получается необычная для нашего слуха музыка, отдающая средневековьем. Звукоряд один, а "тоники" меняются.

Современный вид такой организации хорошо просматривается в модальном джазе, где каждый аккорд это новый тональный центр. В роке тоже происходят отклонения во временные центры и модальные принципы организации встречаются часто. Трудность анализа многих произведений возникает от того, что на практике эти подходы переплетены.



Оффлайн uzerPRO Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3502
  • Репутация: +495/-81
    • Гитарные видео: паяем примочки, тесты, обзоры и тп
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #11 : Октября 16, 2015, 12:25:59 »
Дмитрий Малолетов,
Приятно видеть вас в этой теме) Спасибо!
То-есть получается в современной музыке, я имею ввиду (рок и джаз-фьюжн) говорить о смене лада можно только в том случае, если мы акцентируем внимание на смене аккорда. Ну либо обыгрываем его более усердно басом либо подольше на нем задерживаемся.
Получается в противном случае при быстрой смене аккордов эти 7 ладов полезны только для удобного визуального(боксового) восприятия и особого звучания они не вносят?

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #12 : Октября 16, 2015, 13:19:42 »
uzerPRO, Грубо говоря да. Аккорды можно рассматривать в тональности (где каждый аккорд выполняет свою функцию)  или как собственный ладовый центр.  Все это в зависимости от условий конкретного произведения. Суть в том, что при модальном подходе надо слушателя адаптировать на новый тональный центр. В противном случае слух будет "мыслить" тонально, привязывая лады к тонике.

Простой пример. Последовательность | Am  | Em|

При тональном подходе это натуральный минор t d .....  При игре четко ощущается тональность : тоника и доминанта. Каждый аккорд выполняет свою функцию в системе.

При модальном подходе Am играется в  эолийском ладу, а при смене аккорда играется фригийский от Е. Каждый аккорд рассматривается как самостоятельный тональный центр от которого строится соотвествующий лад.

Для того, чтобы не ощущалась тональность, на аккордах (ладах) надо постоять долго, чтобы адаптировать слух слушателей.





Оффлайн King of Blues

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4803
  • Репутация: +1356/-28
  • "...иди по той дороге,которую прокладывает сердце"
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #13 : Октября 16, 2015, 13:23:35 »
Дмитрий Малолетов,
а если я сыграю на ля-минор ля-минорную гамму,а на ми-минор я сыграю или ми-минорную гамму или дорийскую гамму от ми?
Это как называется?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7824/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #14 : Октября 16, 2015, 13:50:23 »
Насколько я понял, eye говорит прямо противоположные вещи, нежели чем Дмитрий.
Имхо, чтобы "уйти" от тональности, стоять подольше на каждом аккорде будет мало.
Во-первых, нужно играть "иные, чем обычно" лады (если на Am поиграть эолийский Ля, а потом на Em поиграть фригийский Ми, из a-moll не вылезешь). Во-вторых, последовательности аккордов должны "способствовать", т.е. противоречить функциональному мышлению — нужно играть так, как будто после доминаты идёт субдоминанта, или как будто после минорной доминанты идёт мажорная тоника и т.д. В-третьих, мелодические фразы должны внятно показывать нужные устои.