Автор Тема: Разные лады и тональность  (Прочитано 5273 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ven

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 368
  • Репутация: +77/-2
  • не жалей костей!!!
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #15 : Октября 16, 2015, 14:43:09 »
(если на Am поиграть эолийский Ля, а потом на Em поиграть фригийский Ми, из a-moll не вылезешь).
Всё верно.  ;D чёто тут мути нагнали. Пора просветляться.  :D
Такого не бывает, чтобы на фоне минора хорошо звучал мажор - это вы загнули ))
Разве что на басе играть...
Доказывать не собираюсь. Возможно Вы ещё не обратили на это внимание

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #16 : Октября 17, 2015, 02:51:34 »
MrLf,  Никаких противоположностей с eye нет. Просто вы понимаете любой текст тему по-своему и трактуете его исходя из своего понимания (или не понимания) предмета. )) )) ))) 

_____Во-первых, нужно играть "иные, чем обычно" лады

Это как? )))) )))))

__________(если на Am поиграть эолийский Ля, а потом на Em поиграть фригийский Ми, из a-moll не вылезешь)._____

Если слуха нет, то не вылезешь.... ))) ))) )))    Хотя зависит от композиции (от ладово-гармонической организации музыки) . Есть масса способов адаптировать слушателя на новых тональный центр, даже на ступенях тональной системы))))

_________Во-вторых, последовательности аккордов должны "способствовать", т.е. противоречить функциональному мышлению — нужно играть так, как будто после доминаты идёт субдоминанта, или как будто после минорной доминанты идёт мажорная тоника и т.д.

Кто это сказал? ))) )) ))))  Есть масса способов играть тональные функции модально. Хотя понятно, что тональное мышление делает все, чтобы уйти от модальных принципов.  Как и модальные принципы "хотят" уйти от тональных.

____В-третьих, мелодические фразы должны внятно показывать нужные устои.____

А кто говорил иначе? Естественно, когда уходит музыка в новый тональный центр это должно отражаться в мелодии... Как может быть иначе? )) ))) )))


П.С. в дискуссии с форумными "знатоками" ввязываться времени нет. Если у кого есть интерес к теме, то лучшев личку)))) 
« Последнее редактирование: Октября 17, 2015, 02:57:43 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #17 : Октября 17, 2015, 04:41:03 »
Доказывать не собираюсь.
Возможно, у вас доказательств просто нет?
Цитировать
Возможно Вы ещё не обратили на это внимание
Все возможно ))
Приведите пример из реальной музыки.

MrLf, я не считаю, что с Дмитрием говорим разные вещи. Хотя сама тема очень многогранна - может поэтому так кажется. Дмитрий говорил о том, как менять лады в рамках одного звукоряда. А я затронул тему полимодальности, которая освещена Дж. Расселом. Кстати, на гп обсуждалась эта книга и на тот момент, кажется, ни у кого из участников дискуссии не было чёткого понимания, о чем там (включая и меня, наверное). Надо её поискать....


... и добавил:

_____Во-первых, нужно играть "иные, чем обычно" лады
Это как? )))) )))))
Тогда это меня надо спрашивать - я же это написал...
Это значит, что вместо одного лада - общего для последовательности (нат. мажора или субладов 5микс- 1ион), например,  на доминантуG7 играть G-локрийский, а на тонику Cmaj7 - C-лидийский.
При этом тональные ключи будут в соотношении Ab-G. И так с каждым аккордом, чтобы разрушить его принадлежность к До мажору...
« Последнее редактирование: Октября 17, 2015, 05:58:45 от eye »

Оффлайн Антон Бай

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 14
  • Репутация: +2/-1
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #18 : Октября 17, 2015, 06:31:35 »
Очередная интересная тема.а скажите парни есть уже на форуме тема где обсуждаются именно применение ладов в музыке?например Сатч Саммер  сонг написана в ля миксолидийском и становится понятно откуда в ля мажоре появился соль мажор аккорд.или можно создать такую тему.И да,Дмитрий Малолетов,я давно слежу так сказать за интересными темами на этом форуме и я бы на Вашем месте обратил внимание модераторов на мистера лифа или как его,потому что везде где появляется ваш пост,да и не только ваш,сразу свои пять, в большинстве случаев "дибильных"копеек ,вставляет уже мной неуважаеммый mr. да так вставляет что уже хочется не в вопросах темы разбираться а кому-нибудь в бубен настучать))

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7824/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #19 : Октября 17, 2015, 09:59:08 »
Дмитрий говорил о том, как менять лады в рамках одного звукоряда.
Об этом написано сразу, аж в посте топикстартера.

В моём последнем посте ничего неверного фактически не найдено, но что-то возразить кому-то зачем-то потребовалось. Этот пост был адресован топискстартеру, спорить с форумными "авторитетами" (ради самого спора) у меня времени нет.

Антон Бай — чистый тролль ;D

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #20 : Октября 17, 2015, 11:10:04 »
Простой пример. Последовательность | Am  | Em|

При тональном подходе это натуральный минор t d .....  При игре четко ощущается тональность : тоника и доминанта. Каждый аккорд выполняет свою функцию в системе.

При модальном подходе Am играется в  эолийском ладу, а при смене аккорда играется фригийский от Е. Каждый аккорд рассматривается как самостоятельный тональный центр от которого строится соотвествующий лад.

Для того, чтобы не ощущалась тональность, на аккордах (ладах) надо постоять долго, чтобы адаптировать слух слушателей.
А если играть Ля минор дорийский?
Сам пример уже не функциональный и неоднозначный, потому что нет тут доминанты. Этого тонально-функциональная система не любит. От функциональности тут только кварто-квинтовое соотношение, но этого недостаточно.

Оффлайн King of Blues

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4803
  • Репутация: +1356/-28
  • "...иди по той дороге,которую прокладывает сердце"
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #21 : Октября 17, 2015, 19:11:11 »
Дмитрий Малолетов,
а если я сыграю на ля-минор ля-минорную гамму,а на ми-минор я сыграю или ми-минорную гамму или дорийскую гамму от ми?
Это как называется?

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #22 : Октября 18, 2015, 10:10:21 »
eye, Данная гармония была приведена чтобы обозначить подход - в одном случае лад воспринимается как натуральный минор, в другом как переход из эолийского лада во фригийский.

Сложность вопросов тональности/модальности состоит в том, что мы c детства начинаем изучать лады после мажора и минора  под аккомпанемент терцовых аккордов. А в терцовой структуре не все лады проявляются, а некоторые вообще невозможно употреблять на практике (локрийский например).
 
Поэтому для игры в ладах (при  изучении ладов) нужно менять подход к аккомпанементу. Самый простой способ полноценно ощутить лады (как мелодическую конструкцию) это играть их только с басом (без привычных для мажора/минора аккордов). 

Именно поэтому в модальном джазе в аккомпанементе обычные (терцовые) аккорды используются редко. В основном кварто-квинтовые, которые не вызывают чувство функции в гармонии. Они просто поддерживают лад.

В квинто-терцовой структуре, играя гамму терцовыми аккордами от разных ступеней), любой лад уже по своему функционален, так как аккорды невольно складываются в систему. Смена аккордов от какой-либо тоники (кроме локрийского лада) не приводит к ощущению ухода в другой лад. Слух адаптируется к тонике и находится в системе. Поэтому и выражения появились, типа, "дорийская субдоминанта". То есть дорийский лад анализируется как особый вид минора (со своими функциями в системе). Конечно, эти функции весьма зыбки (в отличие от мажора и гармонического минора), но они отчетливо проявляются и невольно складываются в систему.

В чистом виде у модальной музыки есть только одна функция - тоника. И конкретное произведение развивается за счет смены тональных центров и соотвественно смены ладов. Играя лады с басом, без терцовых аккордов (которых в ранней модальной музыке не было), происходит четкое понимание ладового мышления.

Попробуйте сделать такой эксперимент. Записать Аккомпанемент аккордами |Am|      |Em|     |
Играя на этих аккордах слух находится в натруальном миноре (или одном эолийском ладе). Смена аккордов не приводит к ощущению смены лада. Вы только слышите смену функции аккомпанемента.

А потом попробуйте записать эту последовательность не аккордами, а просто одной нотой Ля (два такта), и Ми..... Далее поиграйте на ноте Ля эолийский лад (от Ля) и переходе на "МИ" перейти во фригийский от "Ми". Я уверен, что вы услышите смену лада. Такое же ощущение будет если играть аккомпанемент только квинтами.

« Последнее редактирование: Октября 18, 2015, 10:15:13 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн uzerPRO Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3502
  • Репутация: +495/-81
    • Гитарные видео: паяем примочки, тесты, обзоры и тп
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #23 : Октября 19, 2015, 01:41:20 »
Дмитрий Малолетов, Спасибо за развернутый ответ)
Более менее начинаю разбираться.
Ищу разную информацию и натыкаюсь время от времени на фразы типа:
Эту песню Сатриани написал в фригийском ладу.
Возьмем композицию Joe Satriani – War. И вроде как она написана во фригийском ладу.
Но так ли это?
На сколько мне позволяет определить слух, трек играется в тональности ми бемоль минор.
Но при этом в мелодии часто делается акцент на 5 ступень, то-есть на ноту  си бемоль.
Вроде как ноты, сыгранные с привязкой к местной тонике си бемоль(фригийский) действительно звучат похоже по настроению на композицию.

« Последнее редактирование: Октября 19, 2015, 01:42:59 от uzerPRO »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #24 : Октября 19, 2015, 02:33:32 »
Там ми бемоль фригийский. При чем  си бемоль фригийский? Тогда уж гипофригийский ))

Оффлайн uzerPRO Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3502
  • Репутация: +495/-81
    • Гитарные видео: паяем примочки, тесты, обзоры и тп
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #25 : Октября 19, 2015, 17:09:02 »
eye,
Ага, то-есть получается, что фригийский тут не только как часть минора от 5 ступени, а как самостоятельный лад?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #26 : Октября 19, 2015, 17:20:35 »
eye,
Ага, то-есть получается, что фригийский тут не только как часть минора от 5 ступени, а как самостоятельный лад?
Он не часть минора от 5й, он там только как самостоятельный лад.

Оффлайн Nachtvaohal

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 207
  • Репутация: +13/-0
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #27 : Октября 20, 2015, 09:30:17 »
Дмитрий Малолетов, eye, уважаемые товарищи эксперты. Если не затруднит напишите пожалуйста наиболее характерные последовательности для развития "модального слуха". Очень интересна эта тема, но пока все равно не получается уйти от натурального лада. Играл вот это
например,  на доминантуG7 играть G-локрийский, а на тонику Cmaj7 - C-лидийский.
При этом тональные ключи будут в соотношении Ab-G. И так с каждым аккордом, чтобы разрушить его принадлежность к До мажору...
услышал, скажем так непривычное звучание, но его природу до конца не осознал. И что значит "тональные ключи будут в соотношении Ab-G"?
Заранее спасибо.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #28 : Октября 20, 2015, 11:57:38 »
Дмитрий Малолетов, eye, уважаемые товарищи эксперты. Если не затруднит напишите пожалуйста наиболее характерные последовательности для развития "модального слуха".
Не понял, что вы имеете ввиду...
Но освоение ладов надо начинать не  с полимодальности.
Чтобы слышать лады надо их пропеть. Например поете натуральную минорную гамму и понижаете в ней 2 ю ступень - плучаете фригийский лад. Спойте все интервалы, которые образуются от тоники в этом ладу. Потом поиграйте эту гамму на фоне выдержанного тонического баса.
Нужно понять "эмоциональное послание" каждого лада:

http://www.youtube.com/watch?v=i43DIwB6Pok

Цитировать
И что значит "тональные ключи будут в соотношении Ab-G"?
Другими словами (хоть и не совсем правильно) - играете (аппликатурно) две мажорные гаммы - Ab-G. Это более понятно, хотя и не совсем корректно. Ведь это по сути уже не мажорные гаммы.
« Последнее редактирование: Октября 20, 2015, 12:01:41 от eye »

Оффлайн Ven

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 368
  • Репутация: +77/-2
  • не жалей костей!!!
Re: Разные лады и тональность
« Ответ #29 : Октября 20, 2015, 22:56:35 »
Возможно, у вас доказательств просто нет?Все возможно ))
Приведите пример из реальной музыки.
;) В народной музыке встречается одноимённый мажоро-минор.
Примеры надо искать у Прокофьева, Римского-Корсакова, у Рахманинова наверняка встречается.

поминки: все сидят грустные, но тройка пацанов бегают и веселятся вокруг стола. (средствами музыки как описать данное событие?)
или выражение: " Хорошо поминки справили - три гармони изорвали" (вроде и грустно, но в тоже время весело)
Таких примеров вокруг много.
« Последнее редактирование: Октября 20, 2015, 23:08:49 от Ven »